Interested Article - Талочкин, Леонид Прохорович

Леонид (Лёня) Прохорович Талочкин ( 10 июня 1936 2 мая 2002 ) — российский коллекционер неофициального советского искусства 1950—1990-х годов; архивист , оставивший собрание каталогов и книг, документов, дневников и писем о художниках.

Биография

Родился, предположительно, в Москве. Имел неоконченное высшее образование по специальности «инженер-конструктор». За годы работы инженером в Котло-турбинском институте получил несколько авторских свидетельств на изобретения. Не отрицал, что данная специальность ему была не близка. Поэтому решение оставить карьеру советского инженера и пойти по пути вольной творческой личности было принято достаточно легко.

«Леонид Прохорович гордился тем, что вовремя (в середине 60-х) сменил унылую карьеру советского инженера на незавидный для постороннего глаза удел маргинала.»

Газета "Коммерсантъ" №76 от 06.05.2002, стр. 14

В начале 1960-х годов оставил инженерную деятельность и погрузился в мир неофициального советского искусства. В это же время получил в дар свой первый художественный артефакт, ставший отправной точкой в собрании коллекции. Благодаря дружбе с художником Борисом Козловым знакомится с представителями московского художественного андеграунда и становится важной фигурой неофициальной культурной жизни этого периода.

Долгие годы начинающий коллекционер официально работал сторожем, лифтером, вахтером, кочегаром, монтером, дабы не быть обвиненным по статье за тунеядство . Данная «работа» была лишь ширмой, скрывающей истинную деятельность Талочкина.

В 1995 году женился на искусствоведе Татьяне Вендельштейн .

2 мая 2002 года в Москве в возрасте 65 лет скончался. Траурная служба прошла 6 мая в 11.00 в церкви Ильи Обыденного в 3-м Обыденском переулке. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .

Творческая биография

Имя Талочкина появилось на небосклоне культурной жизни в начале 1960-х годов. В 1962 году Талочкин получил в подарок первую художественную работу, положившую начало собиранию большой коллекции, тогда еще мало кем ценимых артефактов. Этой работой был рисунок художника Бориса Козлова . Талочкина связывала с Козловым многолетняя дружба и благодаря этой дружбе начинающий коллекционер постепенно стал завсегдатаем в кругу молодых художников. Он был обязательным сопровождающим и «летописцем» художественных акций, хеппенингов и прочих культурных действий. Талочкин не только подмечал и фиксировал основные события из жизни « другого искусства », но и участвовал в его формировании. Его коллекция с большой скоростью пополнялась и уже к 1975 году насчитывала около 600 работ. С середины 1970-х годов Леонид Прохорович решает посвятить себя архивированию художественной жизни московских художников-нонконформистов . Начиная с 1970-х годов Талочкин начинает помогать в организации выставок. Его участие в выставочной деятельности данного временного периода неоценимо: он предоставлял работы из своей коллекции для экспонирования, составлял точные машинописные каталоги, фиксировал все происходящее, продолжая свою «летопись». Стоит отметить, что первые выставки нонконформистов проводились в квартирах . Квартирные выставки были своего рода борьбой художников с устоявшейся политикой в сфере культуры и искусства. Результатом «квартирников» стало официальное разрешение на экспонирование работ неофициального искусства в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в 1975 году. Следующим успехом стала «Экспериментальная выставка» в помещении МОСХ на улице Беговой в 1976 году. Культура самиздатовских журналов и каталогов так же связана с именем Талочкина. Он мог целый день ездить из одной квартирной выставки на другую, чтобы со скрупулёзной точностью зафиксировать все изменения в экспозициях. В 1976 году многочисленное собрание Талочкина было поставлено на учет как «Памятник культуры всесоюзного значения» по предложению Министерства культуры СССР. После этого значимого события отношение Леонида Прохоровича к его собранию изменилось.

«Именно тогда я осознал себя коллекционером, а собранные мною картины — коллекцией», — говорит Талочкин.

Уже в конце 1980-х годов Талочкин задумывается об организации выставок своей коллекции. Результатом стали выставки «Ретроспекция. Москва 1957—1987» в 1988 году и «Другое искусство 1956—1976» в 1991 году. О выставке «Другое искусство 1956—1976»:

«Широкое признание своей деятельности он получил гораздо позже — в 1991 году, когда в Третьяковке состоялась нашумевшая выставка „Другое искусство 1956—1976“, окончательно легализовавшая в общественном сознании советский художественный андерграунд. Едва ли не половину экспонатов этой огромной выставки составили работы из талочкинской коллекции, а его воспоминания и архивы легли в основу документальной книги „Другое искусство“, по сей день остающейся самым полным источником по истории неофициального сообщества.»

Газета "Коммерсантъ" №76 от 06.05.2002, стр. 14

От других крупнейших российских коллекционеров, современников Талочкина, его отличал живой интерес к новому искусству: он не остался в шестидесятых, подобно многим, а принимал и понимал все новые поколения художников. Поколения сменялись — оставался Леня Талочкин, его коллекция, его архив, его неимоверная память на самые удивительные истории. Седовласый богатырь, ходивший гигантскими шагами и знавший сто способов забивания гвоздей, он был воплощением самой жизни искусства, его вечного движения… Леонид Талочкин успел превратить коллекцию в музей: ценность его архивов ещё проявится — процесс описания и изучения этого искусства только начинается.

Коллекция и архив

История коллекции Талочкина начинается в 1962 году с рисунка, подаренного молодым художником Борисом Козловым . Собранная Леонидом Прохоровичем коллекция уникальна тем, что практически все работы, а их около двух тысяч, были подарены коллекционеру самими художниками.

«Мне было приятно, — вспоминает коллекционер, — что автор сам выбирал картину мне в подарок, в этом была своя прелесть»."

Важной особенностью собрания Талочкина является тот факт, что коллекционер никогда не продавал подаренные ему работы. Все подаренные работы Талочкин хранил в своей комнате в коммуналке, которая постепенно превращалась в крохотную галерею. Для художников-нонконформистов дарение своей работы Леониду Прохоровичу было ценным вкладом в дальнейшую историю « другого искусства ». На сегодняшний день в коллекцию Талочкина входит около 2000 работ художников русского неофициального искусства. Собрание работ Леонида Прохоровича крупнейшее в России среди коллекций произведений андеграундных художников. В коллекцию входят живопись, скульптура, графика, культурные объекты художников неофициального искусства. В собрание живописи Талочкина входят работы таких художников, как: Абрамов А. С., Бич Б. Н., Звездочетов К. , Немухин В. Н. , Козлов Б. Н. , Кропивницкий Л. Е. , Плавинский Д. П. , Рабин А. О. , Рогинский М. , Харитонов А. В. и др. В собрание графики Талочкина входят работы таких художников, как: Зверев А.Т , Неизвестный Э. И. , Кропивницкая В. Е., Краснопевцев Д. М. , Плавинский Д. П. , Яковлев В. И. и др. В собрание скульптуры и объектов входят работы таких художников, как: Неизвестный Э. И. , Герловина Р. А. , Жданова А. П. , Соков Л. П. , Косолапов А. С. и др. В конце 1960-х годов Талочкин все глубже проникается фотографией и начинает фотографировать работы художников-нонконформистов . В настоящее время эти фотографии сложились в ценнейший архив, благодаря которому можно приблизительно оценить объемы творческого наследия художников неофициального искусства. Действительное местоположение многих работ определить очень трудно, поскольку работы покупались перекупщиками и коллекционерами по всему миру. Помимо фотоколлекции Леонид Прохорович собирал и хранил открытки, брошюры, пригласительные, билеты, буклеты, программки, связанные с выставочной деятельность неофициального искусства. Талочкин хранил все письма из переписок с корреспондентами, иностранными коллекционерами, работниками как отечественных, так и зарубежных культурных институций и представителями «другого искусства», часть которых эмигрировала из СССР. Удивительно то, что Леонид Прохорович делал копии отправленных им писем, что позволило восстановить цепочки диалогов. Талочкин вел дневники, в которых описывал или даже документировал с предельной точностью все «вылазки» и художественные акты художников-нонконформистов. Эти дневники представляют собой важную хронику жизни и событий в кругу неофициальных художников. Так же, часть собрания Леонида Прохоровича занимают каталоги и книги о художниках.

В 1999 году коллекционер передал свою коллекцию в Музейный Центр РГГУ ( Российского Государственного Гуманитарного Университета ) на хранение. К моменту передачи коллекция художника насчитывала около 2000 артефактов. Годом позже в РГГУ основали музей «Другое искусство» , в котором экспонировались работы художников-нонконформистов из собрания Талочкина.

В 2014 году Музей современного искусства «Гараж» выкупил архив Леонида Прохоровича. Собрание каталогов и книг о художниках Талочкина хранятся в публичной библиотеке Музея «Гараж». Двумя годами позднее (в 2016 году) Татьяна Вендельштейн, вдова Леонида Прохоровича, приняла решение передать собрание работ Талочкина из музея «Другое искусство» в Государственную Третьяковскую Галерею . На 2022 год лучшие вещи собрания Талочкина можно увидеть в здании музея на Крымском Валу: это живопись и объекты Владимира Вейсберга, Вячеслава Колейчука, Льва Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Оскара Рабина и многих других . Эти работы рассредоточены по постоянной экспозиции, а около 30 работ собраны в именном зале Талочкина .

Выставки

1970-е годы

  • «Выставка на открытом воздухе». Талочкин в роли организатора. Предоставил 5 работ из собственной коллекции. Выставка проходила 22 июля 1970 года по адресу ул. Рылеева д.2.
  • «10 художников из Москвы». Талочкин занимался разработкой выставки и собранием ее каталога. Выставка проходила с 20 августа по 30 сентября 1971 года в Дании Копенгагене в Коммунальном культурном фонде.
  • «Бульдозерная выставка». Талочкин предоставил работу Жарких Ю. «Рождество». Выставка проходила 15 сентября 1974 года.
  • Выставка в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ. Талочкин предоставил работы из своей коллекции, создал каталог. Дата выставки- 19 февраля 1975 года.
  • Выставка в павильоне «Дом Культуры» ВДНХ. Талочкин член оргкомитета, предоставил работы из своей коллекции, составил самиздатовский каталог. Выставка проходила с 20 по 30 сентября 1975 года.
  • «Выставка произведений 7 московских художников». Талочкин предоставил работы из своей коллекции и составил каталог. Выставка проходила на Малой Грузинской в мае 1976 года.
  • «Весенние квартирные выставки». Талочкин был в числе помощников в организации выставки, составил каталог. Выставка проходила в мае 1976 года.
  • «Экспериментальная выставка». Талочкин занимался подготовкой и организацией выставки, создал каталог, который напечатали на типографии. Выставка проходила в выставочном зале МОСХа в августе 1976 года.

1980-е годы

  • «Ретроспекция». Талочкин занимался разработкой идеи выставки, принимал участие в организации экспозиции, предоставил из своей коллекции более 70 работ, создал каталог выставки. Выставка проходила в сентябре 1987 года.
  • Персональная выставка В. Вайсберга. Талочкин предоставил из своей коллекции 2 работы. Дата проведения выставки- март 1988 года.
  • «Московское неофициальное искусство 1960-70-х годов из собрания Талочкина». Талочкин предоставил из своей коллекции 82 работы 31 художников-нонконформистов. Выставка проходила в Куйбышевском областном художественном музее с 1 марта по 16 апреля 1989 года.
  • Донецкий Выставочный центр Авангард , с 1988 по 1990, демонстрация коллекции Талочкина производилась путем проецирования диапозитивов на экран (с увеличением).

1990-е годы

  • «Другое искусство. 1956—1976». Талочкин предоставил из своей коллекции 55 художественных работ и архивные материалы, был куратором выставки, составил двухтомный каталог. Выставка проходила в Третьяковской Галерее с 1990 по 1991 годы.
  • «Мастера отечественного авангарда из собрания Талочкина». Талочкин предоставил 122 работы. Выставка проходила в Художественной Галерее Калининграда с 28 декабря 1991 года по 26 января 1992 года.
  • «Другое искусство из собрания Талочкина». Талочкин предоставил 128 работ из собственной коллекции. Выставка проходила в ФРГ Неssеn, Rhon, Hofbieber — Kleinsassen с 13 июня по 15 сентября 1992 года.
  • «Рогинский, Турецкий, Чернышев». Талочкин был куратором раздела М. Чернышева, предоставил 7 работ М. Рогинского из собственной коллекции. Выставка проходила в ЦДМ в октябре 1993 года.
  • «Александр Харитонов». Талочкин предоставил из собственной коллекции 14 работ. Выставка проходила в Третьяковской Галерее в январе 1994 года.
  • «Наив в работах современных художников». Талочкин предоставил 11 работ из собственной коллекции. Выставка проходила в Галерее «Дар» в ноябре 1994 года.
  • Посмертная выставка Александра Рабина. Талочкин предоставил 3 работы из собственной коллекции. Дата выставки — 5 января 1995 года.
  • "20 лет спустя — памяти «Пчеловодства». Талочкин предоставил 9 работ из собственной коллекции. Дата выставки- 19 — 28 февраля 1995 года.
  • «Русское зарубежье». Талочкин предоставил 39 работ из собственной коллекции. Выставка проходила в Музейном Центре РГГУ с 24 мая по 21 июня 1996 года.
  • «Здравствуй, дверь, или дураки едят пироги». Талочкин предоставил 17 работ из собственной коллекции. Выставка проходила в Галерее «Red art» 28 мая 1997 года.
  • «Выставка в темном прохладном месте. Евгений Рухин. Живопись». Талочкин предоставил 42 работы из собственной коллекции. Выставка проходила в Галерее «Red art» 6 декабря 1997 года.
  • Выставка памяти А. А. Штейнберга. Талочкин предоставил 17 работ из собственной коллекции. Выставка проходила в Центральном Литературном музее в феврале 1998 года.
  • Международная художественная ярмарка «Арт-Москва». Талочкие предоставил 9 работ из собственной коллекции. Ярмарка проходила в Малом Манеже с 5 по 9 марта 1998 года.
  • «Толстые письма. Русское барокко в мейл-арте (из собрания Л. П. Талочкина)». Талочкин предоставил работы из собственной коллекции. Выставка проходила в Центре Современного Искусства Сороса с 1 по 14 сентября 1999 года.

2000-е годы

  • Евгений Рухин из коллекции Л. П. Талочкина . Талочкин предоставил работы из собственной коллекции. Совместный проект Музея Нонконформистского искусства (СПб) и музея Другое искусство , проходивший с 23 сентября по 8 октября 2000 года.
  • «Тишина безмолвия». Выставка Л. Снегирева, проходила в Музейном Центре РГГУ с 18 декабря 2000 года по 10 января 2001 года.

Семья

Примечания

  1. Leonid Talochkin //
  2. . Дата обращения: 21 апреля 2017. 26 июня 2017 года.
  3. Дудакова-Кашуро А. от 29 марта 2023 на Wayback Machine // www.theartnewspaper.ru. — 2022. — 28 окт.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • Сан Марко1345, Венеция. 7-28 марта 2009

Источники

  • Звездочётов К. Леонид Прохорович Талочкин — человек-айсберг // Художественный журнал. — 2002. — № 45.
  • Дъяконов В. Его рисовали все друзья // Время новостей. — 2002. — 21 июня.
  • //журнал Русское искусство. — 2012.
  • Музей «Другое Искусство»
  • italy. Event exhibition. 2 December 2017 — 28 January 2018. «Goodbye Perestrojka — One hundred works by artists from the former Soviet Union». Curator Vladislav Shabalin. Bilingual book texts: Italian / English. Arianna Di Genova — art critic, journalist. Rome. Italy. Victoria Donovan — cultural historian of Russia, Universituy of St. Andrews, Scotland. UK. Yulia Lebedeva — art historian, curator of the Museum «Other Art» at the Russian State University for the Humanities (RSHU), Moscow. Irena Buzinska — art historian, curator at the Latvian National Museum of Art, Riga. Vladislav Shabalin — a dissident artist in the Soviet Union, he was detained in a psychiatric hospital and rehabilitated with the arrival of Perestrojka.
  • Коллекции Музея современного искусства «ГАРАЖ»
  • Фонд Леонида Талочкина
Источник —

Same as Талочкин, Леонид Прохорович