Бухтияров, Василий Прохорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Леонид (Лёня) Прохорович Талочкин ( 10 июня 1936 — 2 мая 2002 ) — российский коллекционер неофициального советского искусства 1950—1990-х годов; архивист , оставивший собрание каталогов и книг, документов, дневников и писем о художниках.
Родился, предположительно, в Москве. Имел неоконченное высшее образование по специальности «инженер-конструктор». За годы работы инженером в Котло-турбинском институте получил несколько авторских свидетельств на изобретения. Не отрицал, что данная специальность ему была не близка. Поэтому решение оставить карьеру советского инженера и пойти по пути вольной творческой личности было принято достаточно легко.
«Леонид Прохорович гордился тем, что вовремя (в середине 60-х) сменил унылую карьеру советского инженера на незавидный для постороннего глаза удел маргинала.»
— Газета "Коммерсантъ" №76 от 06.05.2002, стр. 14
В начале 1960-х годов оставил инженерную деятельность и погрузился в мир неофициального советского искусства. В это же время получил в дар свой первый художественный артефакт, ставший отправной точкой в собрании коллекции. Благодаря дружбе с художником Борисом Козловым знакомится с представителями московского художественного андеграунда и становится важной фигурой неофициальной культурной жизни этого периода.
Долгие годы начинающий коллекционер официально работал сторожем, лифтером, вахтером, кочегаром, монтером, дабы не быть обвиненным по статье за тунеядство . Данная «работа» была лишь ширмой, скрывающей истинную деятельность Талочкина.
В 1995 году женился на искусствоведе Татьяне Вендельштейн .
2 мая 2002 года в Москве в возрасте 65 лет скончался. Траурная служба прошла 6 мая в 11.00 в церкви Ильи Обыденного в 3-м Обыденском переулке. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище .
Имя Талочкина появилось на небосклоне культурной жизни в начале 1960-х годов. В 1962 году Талочкин получил в подарок первую художественную работу, положившую начало собиранию большой коллекции, тогда еще мало кем ценимых артефактов. Этой работой был рисунок художника Бориса Козлова . Талочкина связывала с Козловым многолетняя дружба и благодаря этой дружбе начинающий коллекционер постепенно стал завсегдатаем в кругу молодых художников. Он был обязательным сопровождающим и «летописцем» художественных акций, хеппенингов и прочих культурных действий. Талочкин не только подмечал и фиксировал основные события из жизни « другого искусства », но и участвовал в его формировании. Его коллекция с большой скоростью пополнялась и уже к 1975 году насчитывала около 600 работ. С середины 1970-х годов Леонид Прохорович решает посвятить себя архивированию художественной жизни московских художников-нонконформистов . Начиная с 1970-х годов Талочкин начинает помогать в организации выставок. Его участие в выставочной деятельности данного временного периода неоценимо: он предоставлял работы из своей коллекции для экспонирования, составлял точные машинописные каталоги, фиксировал все происходящее, продолжая свою «летопись». Стоит отметить, что первые выставки нонконформистов проводились в квартирах . Квартирные выставки были своего рода борьбой художников с устоявшейся политикой в сфере культуры и искусства. Результатом «квартирников» стало официальное разрешение на экспонирование работ неофициального искусства в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ в 1975 году. Следующим успехом стала «Экспериментальная выставка» в помещении МОСХ на улице Беговой в 1976 году. Культура самиздатовских журналов и каталогов так же связана с именем Талочкина. Он мог целый день ездить из одной квартирной выставки на другую, чтобы со скрупулёзной точностью зафиксировать все изменения в экспозициях. В 1976 году многочисленное собрание Талочкина было поставлено на учет как «Памятник культуры всесоюзного значения» по предложению Министерства культуры СССР. После этого значимого события отношение Леонида Прохоровича к его собранию изменилось.
«Именно тогда я осознал себя коллекционером, а собранные мною картины — коллекцией», — говорит Талочкин.
—
Уже в конце 1980-х годов Талочкин задумывается об организации выставок своей коллекции. Результатом стали выставки «Ретроспекция. Москва 1957—1987» в 1988 году и «Другое искусство 1956—1976» в 1991 году. О выставке «Другое искусство 1956—1976»:
«Широкое признание своей деятельности он получил гораздо позже — в 1991 году, когда в Третьяковке состоялась нашумевшая выставка „Другое искусство 1956—1976“, окончательно легализовавшая в общественном сознании советский художественный андерграунд. Едва ли не половину экспонатов этой огромной выставки составили работы из талочкинской коллекции, а его воспоминания и архивы легли в основу документальной книги „Другое искусство“, по сей день остающейся самым полным источником по истории неофициального сообщества.»
— Газета "Коммерсантъ" №76 от 06.05.2002, стр. 14
От других крупнейших российских коллекционеров, современников Талочкина, его отличал живой интерес к новому искусству: он не остался в шестидесятых, подобно многим, а принимал и понимал все новые поколения художников. Поколения сменялись — оставался Леня Талочкин, его коллекция, его архив, его неимоверная память на самые удивительные истории. Седовласый богатырь, ходивший гигантскими шагами и знавший сто способов забивания гвоздей, он был воплощением самой жизни искусства, его вечного движения… Леонид Талочкин успел превратить коллекцию в музей: ценность его архивов ещё проявится — процесс описания и изучения этого искусства только начинается.
История коллекции Талочкина начинается в 1962 году с рисунка, подаренного молодым художником Борисом Козловым . Собранная Леонидом Прохоровичем коллекция уникальна тем, что практически все работы, а их около двух тысяч, были подарены коллекционеру самими художниками.
«Мне было приятно, — вспоминает коллекционер, — что автор сам выбирал картину мне в подарок, в этом была своя прелесть»."
—
Важной особенностью собрания Талочкина является тот факт, что коллекционер никогда не продавал подаренные ему работы. Все подаренные работы Талочкин хранил в своей комнате в коммуналке, которая постепенно превращалась в крохотную галерею. Для художников-нонконформистов дарение своей работы Леониду Прохоровичу было ценным вкладом в дальнейшую историю « другого искусства ». На сегодняшний день в коллекцию Талочкина входит около 2000 работ художников русского неофициального искусства. Собрание работ Леонида Прохоровича крупнейшее в России среди коллекций произведений андеграундных художников. В коллекцию входят живопись, скульптура, графика, культурные объекты художников неофициального искусства. В собрание живописи Талочкина входят работы таких художников, как: Абрамов А. С., Бич Б. Н., Звездочетов К. , Немухин В. Н. , Козлов Б. Н. , Кропивницкий Л. Е. , Плавинский Д. П. , Рабин А. О. , Рогинский М. , Харитонов А. В. и др. В собрание графики Талочкина входят работы таких художников, как: Зверев А.Т , Неизвестный Э. И. , Кропивницкая В. Е., Краснопевцев Д. М. , Плавинский Д. П. , Яковлев В. И. и др. В собрание скульптуры и объектов входят работы таких художников, как: Неизвестный Э. И. , Герловина Р. А. , Жданова А. П. , Соков Л. П. , Косолапов А. С. и др. В конце 1960-х годов Талочкин все глубже проникается фотографией и начинает фотографировать работы художников-нонконформистов . В настоящее время эти фотографии сложились в ценнейший архив, благодаря которому можно приблизительно оценить объемы творческого наследия художников неофициального искусства. Действительное местоположение многих работ определить очень трудно, поскольку работы покупались перекупщиками и коллекционерами по всему миру. Помимо фотоколлекции Леонид Прохорович собирал и хранил открытки, брошюры, пригласительные, билеты, буклеты, программки, связанные с выставочной деятельность неофициального искусства. Талочкин хранил все письма из переписок с корреспондентами, иностранными коллекционерами, работниками как отечественных, так и зарубежных культурных институций и представителями «другого искусства», часть которых эмигрировала из СССР. Удивительно то, что Леонид Прохорович делал копии отправленных им писем, что позволило восстановить цепочки диалогов. Талочкин вел дневники, в которых описывал или даже документировал с предельной точностью все «вылазки» и художественные акты художников-нонконформистов. Эти дневники представляют собой важную хронику жизни и событий в кругу неофициальных художников. Так же, часть собрания Леонида Прохоровича занимают каталоги и книги о художниках.
В 1999 году коллекционер передал свою коллекцию в Музейный Центр РГГУ ( Российского Государственного Гуманитарного Университета ) на хранение. К моменту передачи коллекция художника насчитывала около 2000 артефактов. Годом позже в РГГУ основали музей «Другое искусство» , в котором экспонировались работы художников-нонконформистов из собрания Талочкина.
В 2014 году Музей современного искусства «Гараж» выкупил архив Леонида Прохоровича. Собрание каталогов и книг о художниках Талочкина хранятся в публичной библиотеке Музея «Гараж». Двумя годами позднее (в 2016 году) Татьяна Вендельштейн, вдова Леонида Прохоровича, приняла решение передать собрание работ Талочкина из музея «Другое искусство» в Государственную Третьяковскую Галерею . На 2022 год лучшие вещи собрания Талочкина можно увидеть в здании музея на Крымском Валу: это живопись и объекты Владимира Вейсберга, Вячеслава Колейчука, Льва Кропивницкого, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Оскара Рабина и многих других . Эти работы рассредоточены по постоянной экспозиции, а около 30 работ собраны в именном зале Талочкина .