Interested Article - Тамас
- 2021-04-29
- 1
Та́мас ( санскр. तमस् «тьма») или та́мо-гу́на — гуна (свойство) невежества. Одна из трёх гун, или качеств материальной природы в индуизме . Термин также используется в буддизме .
Среди трёх гун — саттва , раджас и тамас — тамас считается самой негативной, или низшей гуной материальной природы. Основными характеристиками тамо-гуны являются: тьма, смерть , разрушение, невежество , лень и безумие . Лень имеет отношение к смерти, а невежество — к тьме. Тамас также иногда переводится как «безразличие», которое в определённом контексте считается одним из признаков влияния тамо-гуны.
Три гуны материальной природы — саттва , раджас и тамас , обстоятельно описываются в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма . Каждая гуна обладает своими собственными отличительными особенностями и утверждается, что материальный мир состоит из комбинации этих трёх гун. Тамас представляет собой самое низшее, грубое, медленное или инертное качество материальной природы, подобное камню или куску земли. В нём отсутствует энергия раджаса и чистота саттвы.
В « Санкхья-карике » тамас имеет свойства «тяжелый и обволакивающий» (С.-к. 13). Аспекты интеллекта ( буддхи ), связанные с тамасом, противоположны аспектам интеллекта, которые связаны с саттвой ( дхарма , джняна , бесстрастие, успех) (С.-к. 23). C тамасом связано появление тонких элементов ( танматр ) из ахамкары (С.-к. 26).
Положительная функция тамаса — смрити , или память, а также способность завершать, ставить точку в том, что было порождено саттвой и реализовывалось с помощью раджаса .
Тамасу невозможно противостоять тамасом — это возможно сделать с помощью раджаса (действия), и постепенно возвыситься до уровня саттвы. Прямой переход от тамаса к саттве не представляется возможным.
Результатом влияния тамаса на индивида является деградация в низшие формы жизни в круговороте рождения и смерти — сансаре .
Тамо-гуна — полная противоположность саттва-гуны . В тама-гуне люди не понимают сути вещей. Человек в тама-гуне очень ленив и совсем не интересуется духовной жизнью. Он лишён активности, присущей раджа-гуне. Такой человек спит больше, чем необходимо. Такие люди постоянно подавлены и привязаны к интоксикациям. Любая деятельность, которой они заняты, не приносит блага ни им, ни окружающим.
В « Бхагавад-гите » Кришна говорит о тамо-гуне (косности) следующее:
Косность же, знай, происходит из неведения, вводящая в заблуждение всех воплощенных, она нерадивостью, ленью и дремой сковывает, о Бхарата (14.8)
Помрачение, бездеятельность, небрежение и заблуждение также, о радость куру , — они рождаются при возрастании косности. (14.13)
К растворению при страстности пришедший рождается среди преданных деянию, растворившийся же при косности рождается в лонах глупцов. (14.15)
Упоминания в массовой культуре
В романе Ивана Ефремова « Час Быка » Тамасом названо скопление тёмной материи, по представлениям Ефремова, наряду с обычной материей формирующее спиральную структуру Вселенной [ источник не указан 2930 дней ] : «Стрелки медленно выравнивались, одна за другой прекращая своё неровное трепетание, и справа на экраны начала наползать тьма. Это не был ночной мрак Земли, наполненный воздухом, запахами и звуками жизни. И не мрак космического пространства, чернота которого всегда подразумевает необъятный простор. На звездолет ползло нечто не поддающееся чувствам и разуму, не наделенное ни одним из привычных человеку свойств, не поддающееся даже абстрактному определению. Это было не вещество и не пространство, не пустота и не облако. Нечто такое, в чём все ощущения человека одновременно тонули и упирались, вызывая глубочайший ужас».
В повести Виктора Пелевина « Жёлтая стрела » встречается иронично-завуалированное упоминание этого понятия: «Пусть ваш сегодняшний день будет легким, радостным и пронизанным лучами солнечного света — этого вам желает популярная эстонская певица Гуна Тамас».
Примечания
- Сунил В. Джоши. Панчакарма
- Махабхарата . Книга VI. Бхишмапарва. / Пер. и комм. В. Г. Эрмана .
- ↑ Махабхарата . Книга VI. Бхишмапарва. / Пер. и комм. В. Г. Эрмана .]
Ссылки
- 2021-04-29
- 1