Interested Article - Спарша

Спарша (санскрит; пали: пхасса ) это санскритско-индийский термин, который переводится как «контакт», «прикосновение», «ощущение», «чувственное впечатление» и т. д. Он определяется как сочетание трёх факторов: органа чувств, объекта чувств и чувственного сознания ( пали vijnana ) . Например, контакт ( спарша ) происходит при соединении глаза, видимого объекта и зрительного чувственного сознания.

В буддийских учениях спарша определяется как:

Трактовка

Тхеравада

В тексте говорится, что, контакт означает «прикосновение». Его характерной особенностью является осязание, функцией — воздействие, проявлением — «совпадение» (физической основы, объекта и сознания) и непосредственной причиной (осознания) — объект, с которым происходит контакт. Пхасса проявляется в совпадении или согласовании трёх факторов: физической основы (ваттху), объекта и сознания. Когда есть зрение, есть совпадение глаза (органа), видимого объекта и зрительного сознания; через это совпадение проявляется пхасса , в данном случае зрительный контакт .

Пхасса отличается от того, что мы подразумеваем в обычном языке под физическим контактом или прикосновением. Когда мы используем слово «контакт» в обычном языке, мы можем думать о воздействии чего-то внешнего на одно из чувств, например, о воздействии твёрдого предмета на осязание . Мы можем использовать для описания пхассы такие слова, как прикосновение или столкновение, но мы не должны забывать, что это пали nāma , , которая возникает вместе с читтой и помогает читте постигать объект, который проникает через соответствующие «чувственные врата». Когда твёрдость проявляется через телесное ощущение, появляется пхасса, контакт, возникающий вместе с читтой, которая испытывает твердость. Пхасса это не просто соприкосновение твёрдого с осязанием, это не прикосновение в физическом смысле. Воздействие является функцией пхассы в том смысле, что пхасса помогает читте познавать объект .

Махаяна

В Абхидхарма-самуччая говорится :

Что такое спарша (контакт)? Это способность к детерминации, трансформации в управляющую силу, которая находится в соответствии с тремя совокупными факторами. Ее функция заключается в том, чтобы обеспечить основу для ощущений.

Это осознание, при котором возникает приятное, неприятное или нейтральное чувство, когда объединяются объект, сенсорная способность и когнитивный процесс, и которое ограничено соответствующим объектом. Преобразование в контролирующую силу означает, что, когда зрительное ощущение встречается, например, с приятным объектом под влиянием определённого типа сознания чувство становится причиной привязанности к вызываемому этим объектом удовольствию .

Шесть классов

В Тхераваде и в Махаяне выделяют шесть «классов» контактов :

  • зрительный контакт
  • контакт уха
  • контакт носа
  • языковой контакт
  • телесный контакт
  • умственный контакт

Например, при наличии уха и звука возникает связанное с ним слуховое сознание ( виджняна ). Появление этих трёх элементов ( пали dhātu ) — слуха, звука и слухового сознания — приводит к «контакту» (пхасса) .

В контексте двенадцати нидан

Спарша — шестая из двенадцати нидан . Она обусловлена наличием шести врат чувств ( пали ṣaḍāyatana ) и, в свою очередь, является условием возникновения физических ощущений ( ведана ).

Дан Лустхаус трактует спаршу буквально как «прикосновение» или «сенсорный контакт». По его мнению этот термин получил широкое распространение в более поздней индийской мысли , но в данном контексте он просто означает, что органы чувств находятся «в контакте» с чувственными объектами. Действует схема интенциональности , или, если заимствовать термин Мерло-Понти , « интенциональная дуга» . Этот термин можно перевести как «ощущение», если он квалифицируется как активный процесс, который неизменно присутствует в психокогнитивных рамках. Для буддистов ощущение не может быть ни пассивным, ни чисто физическим или неврологическим. Когда объединяются соответствующие чувственные условия, то есть они вступают в контакт друг с другом, возникает ощущение. Эти надлежащие условия включают правильно функционирующий орган чувств и когнитивно-сенсорный объект, которые уже предполагают сложное с лингвистической точки зрения сознательное тело ( нама-рупа ) .

Cпарша подразумевает соединение объекта, органа чувств и момента сознания. Следовательно, контакт в двенадцати звеньях относится к контакту с чувственным объектом и последующему распознаванию объекта как приятного, неприятного или нейтрального. Чувственные объекты присутствуют всегда и поэтому, когда орган чувств позволяет видеть, слышать и так далее, появляется сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка или сознание тела .

Александр Берзин трактует спаршу как шестое из двенадцати звеньев взаимозависимого возникновения. Вспомогательное осознание (умственный фактор) контактного осознания [спарша] в период развития плода, когда функционирует различающая совокупность и другие влияющие факторы, такие как контактное осознание, но совокупность ощущений ещё не сформировалась. В этот период человек переживает контактное осознавание объектов как приятных, неприятных или нейтральных, но не чувствует себя счастливым, несчастным или нейтральным в ответ на это .

В контексте пяти совокупностей

В контексте пяти совокупностей спарша — это неявная основа, с помощью которой форма ( рупа ) и сознание ( виджняна ) приводят к появлению таких умственных факторов, как чувства ( ведана ), восприятие ( санья ) и мысленные формации ( санкхара ).

См. также

  • Аятана (основы чувств)
  • Психические факторы (буддизм)
  • Скандха (мысленные формации)

Литература

  1. Yeshe Gyaltsen. (англ.) / Herbert V. Guenther, Leslie S. Kawamura. — Emeryville, Calif.: Dharma Pub, 1975. — P. 401—405. — xxix, 133 p. — ISBN 0-913546-07-0 .
  2. Jamgon Mipham Rinpoche, Mipham Rinpoche. (англ.) / Kathy Morris, Erik Pema Kunsang. — 1st published ed. — Hong Kong: Rangjung Yeshe Publications, 2004. — P. 23. — 274 p. — ISBN 962-7341-29-0 . 25 мая 2022 года.
  3. Gorkom, Nina Van. // (англ.) . — Zolag, 2014. — ISBN 1-897633-30-0 .
  4. . www.theravada.ru . Дата обращения: 7 октября 2020. 11 марта 2020 года.
  5. . www.theravada.ru . Дата обращения: 7 октября 2020. 29 марта 2020 года.
  6. Lusthaus, Dan. (англ.) . — London: RoutledgeCurzon, 2002. — P. 59. — xii, 611 p. — ISBN 0-7007-1186-4 .
  7. Bstan-ʼdzin-rgya-mtsho, Dalai Lama XIV. (англ.) . — Rev. ed. — Boston, MA: Wisdom Publications, 2000. — P. 18. — viii, 148 p. — ISBN 0-86171-173-4 .
  8. Alexander Berzin. (англ.) . studybuddhism.com . Дата обращения: 7 октября 2020. 20 февраля 2020 года.

Примечания

Источник —

Same as Спарша