Interested Article - Кирпичников, Владимир Васильевич

Влади́мир Васи́льевич Кирпи́чников ( 7 июля 1903 , Симбирск 28 августа 1950 , Москва ) — советский военачальник, генерал-майор (4.06.1940). Единственный советский генерал, попавший в финский плен в годы Великой Отечественной войны . В 1950 году осужден за измену Родине и расстрелян; не реабилитирован.

Начало военной службы

После окончания школы с 1915 года работал в типографии в Симбирске , с мая 1916 года учеником телеграфиста на Московско-Казанской железной дороге . С февраля 1917 года — продавец в кооперации в Симбирске. С 1920 года учился на рабфаке , с сентября 1921 года работал на Симбирском патронном заводе .

С сентября 1922 года служил в Красной Армии , поступив в Ульяновскую Краснознамённую пехотную школу имени В. И. Ленина , которое окончил в 1925 году. С 1925 года служил в 11-й стрелковой дивизии Ленинградского военного округа : командир стрелкового взвода, командир взвода полковой школы, командир пулемётной роты, командир роты ПВО, командир 2-й учебной роты. С декабря 1931 года служил в 4-й Туркестанской стрелковой дивизии Ленинградского ВО ( Кингисепп ), где командовал стрелковым и учебным батальонами 12-го Туркестанского стрелкового полка. С мая 1937 года исполнял должность начальника штаба полка.

С июня 1937 по июнь 1938 года находился в спецкомандировке в Испании , участвовал в Гражданской войне в Испании . По возвращении в июле 1938 года был назначен помощником командира 36-й стрелковой дивизии .

С 23 августа 1939 года — командир 43-й стрелковой дивизии . В этой должности полковник В. В. Кирпичников участвовал в Советско-финляндской войне в составе 7-й армии . На завершающем этапе войны дивизия под командованием В. В. Кирпичникова форсировала Выборгский залив и овладела островами и Равансаари .

В мае 1941 года окончил курсы высшего начсостава при Военной академии имени М. В. Фрунзе .

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны продолжал командовать 43-й стрелковой дивизией, входившей в состав 23-й армии Северного фронта (с 23 августа — Ленинградский фронт ). Дивизия участвовала в оборонительной операции в Карелии ( Выборгско-Кексгольмская фронтовая оборонительная операция ), с начала войны обороняясь по рубежам советско-финляндской границы. 23 августа финская перешла в наступление на Выборгском направлении, и уже 26 августа 43-я стрелковая дивизия и ряд других частей были окружены в котле у Порлампи .

Плен

Внешние изображения
. Фотография из фотоархива

Утратив управление войсками, Кирпичников был контужен и при попытке выйти с небольшой группой бойцов из окружения в бессознательном состоянии (как утверждал при допросах после возвращения в СССР ) попал в плен 1 сентября 1941 года, в районе деревни Порлампи. Из бесед с Кирпичниковым финны сделали вывод, что их данные о концентрации и перебросках сил Красной армии в основном правильные. Пожалуй, это и стало главным результатом бесед с советским генералом, ибо во всём остальном в связи с отступлением Красной Армии полученные от него сведения уже утратили свою актуальность и практического значения не имели. Неоднократно предпринимались попытки склонить В. В. Кирпичникова к сотрудничеству и пропагандистской деятельности. Такие попытки результата не возымели, но всё же под влиянием финской пропаганды В. В. Кирпичников написал несколько заметок о возможности государственного переворота в Советском Союзе, популярности Белого движения среди населения СССР, войне СССР с Германией и её союзниками, работе НКВД , семье и быте в Советском Союзе и на ряд других тем.

Поскольку В. Кирпичников оказался единственным советским генералом, захваченным финнами в плен, финское командование самым активным образом пользовалось данным фактом в пропаганде. В прессе широко освещался факт пленения советского генерала, публиковались десятки его фотографий в плену, был даже создан подготовлен специальный документальный фильм о нахождении в плену генерала Кирпичникова, который демонстрировали и в кинотеатрах, и советским военнопленным.

В конце 1941 года, после категорического отказа Кирпичникова возглавить антисоветское движение в Финляндии, финны утратили к нему интерес и отправили в лагерь для военнопленных офицеров, где содержали в условиях строгой изоляции. Когда в сентябре 1944 года было подписано перемирие между Финляндией и СССР (одним из условий которого был взаимный возврат военнопленных обеих армий), финны неоднократно предлагали Кирпичникову отказаться от возвращения в СССР и либо остаться в Финляндии, либо выехать в Швецию или США. Кирпичников на эти предложения ответил отказом.

После плена

20 сентября 1944 года он был передан советскому командованию. Проходил проверку в Подольском проверочно-фильтрационном лагере, где его проверяли сотрудники 2-го отдела Главного управления контрразведки (ГУКР) « Смерш ». К середине мая 1945 года проверка Кирпичникова была закончена. Следствием он обвинялся в том, что « на допросах выдал финнам сведения о концентрации частей Красной Армии на выборгском направлении и другие секретные данные о советских войсках », « предоставил финскому командованию доклад, в котором подробно описал боевые действия 43-й стрелковой дивизии, клеветал на советский строй и организацию Красной Армии и восхвалял финскую армию »; при этом органами МГБ СССО отмечалось, что « на предложение финских властей возглавить антисоветское движение среди военнопленных Красной Армии, находящихся в финском плену, Кирпичников якобы ответил отказом, вследствие чего финнами был заключен в лагерь, где содержался до выхода Финляндии из войны ». По итогам проверки начальник ГУКР «Смерш» В. С. Абакумов 16 мая 1945 года утвердил, а заместитель главного военного прокурора Красной Армии санкционировал 18 мая 1945 года арест В. Кирпичникова. Из проверочно-фильтрационного лагеря В. В. Кирпичников был препровождён в Лефортовскую тюрьму , где находился до мая 1948 года. Оттуда был переведён в Сухановскую тюрьму МГБ СССР . 5 июля 1945 года ему было предъявлено обвинение по статье 58-1 «б» УК РСФСР (измена Родине, совершенная военнослужащим). Признал себя виновным в выдаче финнам некоторых сведений секретного характера и в написании доклада, где критиковал советское командование и Красную Армию и восхвалял германскую и финскую армии. Обвинения в добровольной сдаче в плен и в сотрудничестве с противником в плену отверг. 2 августа 1950 года ему было предъявлено окончательное обвинение.

Дело по обвинению в преступлениях, предусмотренных статьей 58-1 «б» УК РСФСР , бывшего командира 43-й стрелковой дивизии генерал-майора В. В. Кирпичникова было рассмотрено 28 августа 1950 года на закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР без участия обвинения, защиты и свидетелей. На этом заседании В. В. Кирпичников был признан виновным, осужден по предъявленным следствием обвинениям и приговорён к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор был приведён в исполнение немедленно. По приговору суда был также лишён государственных наград и воинского звания.

Попытки реабилитации

Вдове генерала Н. А. Кирпичниковой в 1954 году сообщили, что В. В. Кирпичников, отбывая наказание, 12 декабря 1951 года умер от рака желудка. Не поверив этой информации, она 23 апреля 1963 года направила заявление в ЦК КПСС , в котором просила о его реабилитации, выяснении причин смерти и выдачи «правдивого свидетельства о смерти». 20 июня 1963 года Главная военная прокуратура начала пересмотр дела В. В. Кирпичникова, в ходе которого привлекались специалисты из Военно-научного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР и проводилась экспертиза сведений, сообщённых В. В. Кирпичниковым противнику. Экспертиза пришла к выводу, что «сообщённые им финнам в плену сведения о действиях 43-й стрелковой дивизии в обороне, были сообщены финнам далеко не полностью, к тому же задним числом и к моменту допроса Кирпичникова утратили актуальность, а следовательно, и практическую значимость», а потому использоваться при планировании боевых действия против советских войск уже не могли. То есть, факт измены Родины в форме перехода на сторону врага в его действиях отсутствовал. Но в письменном докладе В. В. Кирпичникова финскому командованию от 3 сентября 1941 года содержались сведения, составлявшие военную и государственную тайну. На этом основании в январе 1964 года в реабилитации было отказано, а привлечение генерала Кирпичникова к уголовной ответственности по статье 58-1 «б» УК РСФСР было признано обоснованным.

5 июня 1990 года уголовное дело в отношении В. В. Кирпичникова повторно рассматривалось в Главной военной прокуратуре, оснований для принесения протеста на приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 28 августа 1950 года не было найдено. 26 апреля 2002 года Главная военная прокуратура отказала в реабилитации по архивному делу в отношении генерала Кирпичникова В. В., поскольку его вина в измене Родине в форме выдачи противнику военной тайны является установленной.

Воинские звания

Награды

Примечания

  1. Христофоров B. C. «Попав в плен, я был морально подавлен». // «Военно-исторический журнал». — 2006. — № 9.; 2007. — №№ 7, 9.
  2. Смыслов О. С. Сталинские генералы в плену. — М.: «Вече», 2014.

Литература

  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий. (Ибянский — Печененко). — М. : Кучково поле, 2015. — Т. 4. — С. 194—196. — 330 экз. ISBN 978-5-9950-0602-2 .
  • Смыслов О. С. Сталинские генералы в плену. — М.: «Вече», 2014.
  • Соловьёв Д. Ю. Все генералы Сталина. Том 6. — М., 2019. — С.6-7.

Ссылки

Источник —

Same as Кирпичников, Владимир Васильевич