Гафуров, Ильшат Рафкатович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бободжа́н Гафу́рович Гафу́ров ( тадж. Бобоҷон Ғафурович Ғафуров ; 18 [31] декабря 1908 , кишлак Исписар , Ходжентский уезд , Самаркандская область , Российская империя — 12 июля 1977 , Душанбе , Таджикская ССР ) — советский государственный и партийный деятель и историк- востоковед . Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Таджикистана ( 1946 — 1956 ). Директор Института востоковедения АН СССР (1956—1977). Доктор исторических наук (1949), академик АН Таджикской ССР (1951), академик АН СССР ( 1968 ). Герой Таджикистана ( 1997 ).
Родовой дом его отца находится в центре Худжанда, в древнем квартале «Ходжа Камол». У его деда, Мир Сангина было четверо сыновей: Мир Гафур, Мир Абдулло, Мир Шариф и Мир Умар. [ источник не указан 379 дней ] Приставка и титул «Мир» (сокр. от эмир) означала относительно высокое положение семьи в обществе. Известно, что его дяди Мир Абдулло и Мир Умар были зажиточными людьми. Мир Абдулло зарабатывал торговлей мясом возле жд станции, что находилась возле кишлака. Там же братья купили участок земли и построили домик, куда позже переехала семья Мир Гафура, отца Б. Гафурова. По воспоминаниям старшей двоюродной сестры Сидики, которая нянчила Б.Гафурова, он родился всё-таки в Худжанде, в том родовом доме, который был поделен между остальными братьями. В своей автобиографии написал, что его отец был батраком. Мать — поэтесса , также происходит из древнего худжандского рода квартала Ходжа Камол и по заявлениям родственников, происходит от рода известного персидского поэта Камаля Худжанди (XIV в.). [ источник не указан 379 дней ]
В 1928—1929 годах учился в Самарканде, где его наставниками были С. Айни и Гафур Гулям .
В 1935 году окончил Всесоюзный коммунистический институт журналистики в Москве.
Супруга — Гафурова, Капитолина Александровна. Дочь — Нинель Гафурова.
Член ВКП(б) - КПСС с 1932 года . Вёл педагогическую работу в вузах Таджикистана и занимался журналистикой . В 1936 году — заместитель главного редактора газеты «Кзыл Таджикистан». Одновременно, с октября 1936 года на руководящей работе в секторе печати Отдела пропаганды и агитации ЦК Коммунистической партии Таджикистана. С ноября 1937 года — заведующий отделом печати и издательств ЦК Коммунистической Таджикистана. Работал главным редактором газеты «Бехудоёни Тоҷикистон» ( рус. «Безбожник Таджикистана» ).
С 1941 по 1944 год — секретарь ЦК КП(б) Таджикистана по пропаганде, с 1944 по 1946 год — второй секретарь, с 1946 по 1956 год — первый секретарь ЦК КП(б)-КП Таджикистана. Одновременно с 1948 по апрель 1951 года являлся первым секретарём Сталинабадского областного комитета КП(б)Таджикистана.
На XIX (1952) и XX (1956) съездах КПСС избирался членом ЦК КПСС . Депутат Верховного Совета СССР 2 —5-го, 7-го созывов. Б. Гафуров поддерживал близкие дружеские отношения с главным идеологом партии, членом Политбюро М. А. Сусловым .
Работы по истории народов Средней Азии и истории ислама. Доктор исторических наук (1949). Академик Академии наук Таджикской ССР ( 1951 ).
Основная книга — «Таджики», посвящённая истории народа. Считал, что процесс консолидации таджиков из племён в единую нацию ещё не завершён, и для этого процесса необходимо создание национальной истории . Историк-археолог Б. А. Литвинский утверждал [ уточнить ] , что книга «Таджики» на самом деле написана им совместно с женой Е. А. Давидович ; это заявление вызвало протесты таджикских учёных . Слухи о том, что труды Гафурова фактически пишут другие люди, ходили и в Институте востоковедения . По словам А. А. Формозова , «ни для кого из членов учёного совета не было секретом, что книга „История таджикского народа“ написана вовсе не диссертантом, а И. С. Брагинским » . По воспоминаниям И. М. Дьяконова , «единственный из всех первых секретарей, он понял, что это положение может быть не вечным, и благоразумно опубликовал собственную книгу „История Таджикистана“. Кто её готовил, я не знаю. Мой брат М. М. написал на неё довольно отрицательную рецензию, не принимая во внимание того, что ему ещё придётся и в будущем, как археологу, работать в Таджикистане. Но и Гафуров не обиделся, а выпустил новое издание книги с поправками, после чего был избран действительным членом в республиканскую академию».
В 1989 году белорусский географ Александр Гончаров и геоботаник , доктор географических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета Окмир Агаханянц обсуждали изданный на русском языке в двух томах труд Гафурова «Таджики». Агаханянц, который долгое время жил и работал в Таджикистане и лично знал Гафурова, исключительно высоко отзывался о нём как об учёном-историке и считал изданную монографию блестящим научным трудом по истории таджикского народа. [ неавторитетный источник ]
С 1956 года — директор Института востоковедения АН СССР . Зарекомендовал себя как осторожный и взвешенный администратор, умевший гасить конфликты, «энергичный и способный организатор» (И. М. Дьяконов), «восточный мудрец» ( ). При этом он был весьма жёсток, вплоть до увольнений, к сотрудникам, допускавшим политические высказывания, и «подписантам»; в нём чувствовался и начальник сталинского поколения . Академик В. М. Алпатов считает директорство Гафурова лучшим периодом в жизни института. При Гафурове в институте появилось много молодых сотрудников, в том числе бывших репрессированных, демобилизованных военных, впервые была создана особая лингвистическая структура — Отдел языков, начались поездки советских востоковедов в исследуемые страны, было создано Издательство восточной литературы .
Член-корреспондент АН СССР по Отделению исторических наук (история СССР, археология) с 20 июня 1958 года , академик АН СССР по отделению истории (всеобщая история) с 26 ноября 1968 года .
В последние годы он фактически отошёл от дел в связи с болезнью, хотя оставался в должности до конца жизни. Преемником Гафурова во главе ИВ АН СССР был Е. М. Примаков .
В 1974 году высокопоставленный коммунист Б. Г. Гафуров совершил хадж , посетив Мекку , что вызвало сенсацию . Это событие объясняли и как искреннее обращение к религии, и как политический ход с целью улучшить отношения СССР с Саудовской Аравией .
В воспоминаниях И. М. Дьяконова этот эпизод изложен так:
«Впоследствии, когда ему стало ясно, что жить ему оставалось недолго, он пошёл в ЦК и обратил внимание на то, что Саудовская Аравия приобретает сейчас всё большее политическое значение, а мы не имеем никаких сведений о том, что там происходит. Он предложил, что, будучи мусульманином, может поехать туда как паломник и посетит Медину и Мекку. Это ему разрешили и дали переводчика-мусульманина же. По прибытии в Мекку он был уже в таком слабом состоянии, что его обнесли вокруг святыни на носилках. Вернувшись в Москву, он созвал ближайших людей в свой кабинет в Институте и сказал приблизительно так: — Что я был первым секретарём ЦК компартии Таджикистана — это чепуха. Что я был членом ЦК КПСС — чепуха. Что я был академиком — это тоже чепуха. А вот что я хаджи — это в моём кишлаке оценят. — И уехал на родину умирать» .
Похоронен в Душанбе в парке Лучоб.