Interested Article - Портрет Михаила Андреевича Милорадовича

«Портрет Михаила Андреевича Милорадовича» — картина Джорджа Доу и его мастерской, из Военной галереи Зимнего дворца.

Картина представляет собой погрудный портрет генерала от инфантерии графа Михаила Андреевича Милорадовича из состава Военной галереи Зимнего дворца .

К началу Отечественной войны 1812 года генерал от инфантерии Милорадович был киевским военным губернатором . Занимался формированием в Калуге резервных полков, с которыми в августе прибыл в действующую армию. Отличился в сражении при Бородино , где командовал войсками правого фланга русской армии, в Тарутинском бою руководил действиями всей кавалерии. Во время Заграничных походов 1813 и 1814 годов захватил Варшаву , за что, не будучи генерал-адъютантом , получил право носить на эполетах императорский вензель, а за бои в Пруссии и Силезии получил графский титул. В Битве народов под Лейпцигом командовал всей русской гвардией, а с начала боёв во Франции командовал всеми гвардейскими частями союзников по Шестой коалиции .

Изображён в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года, на эполетах вензель императора Александра I , через плечо перекинута Андреевская лента . Справа на груди серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте , крест прусского ордена Красного орла 3-й степени, крест сардинского ордена Св. Маврикия и Лазаря и бронзовая дворянская медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте ; правее сверху вниз звёзды орденов Св. Андрея Первозванного , Св. Георгия 2-го класса и Св. Владимира 1-й степени, за ними шитая звезда ордена Св. Иоанна Иерусалимского и Кульмский крест . Слева на фоне возле эполета подпись художника (в три строки): Painted from nature by Geo Dawe RA . Подпись на раме: Графъ М. А. Милорадовичъ, Генералъ отъ Инфантерiи . Звезду ордена Св. Георгия можно определить и как 1-го класса, однако Милорадович был награждён этим орденом только 2-го класса; художник по неизвестной причине не изобразил полагавшийся носить вместе со звездой шейный крест ордена Св. Георгия.

Обстоятельства и время создания портрета не установлены, датируется он с лета 1819 года, когда Доу приехал в Россию , до конца августа 1821 года, когда Милорадовичу были пожалованы алмазные знаки ордена Св. Андрея Первозванного, которых на портрете нет. Готовый портрет поступил в Эрмитаж 7 сентября 1825 года .

Хранитель британской живописи в Эрмитаже высказала предположение, что Доу в работе мог использовать гравюру Ф. Вендрамини по рисунку П. де Росси , опубликованную в 1813 году , хотя на самой гравюре указана дата «октябрь 1816 года»; Д. А. Ровинский , описывая гравюру, никак не комментирует данное противоречие . При визуальном сравнении работы Вендрамини и Доу обнаруживают мало общего: художники использовали разный ракурс , у Вендрамини из наград показаны только орденские звёзды и портретируемый изображён в общегенеральском мундире образца 1808 года с двумя рядами пуговиц.

Известно два авторских повторения портрета Милорадовича. Один из них хранится в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова в Санкт-Петербурге . От галерейного он отличается немного увеличенными размерами, отсутствием подписи художника, более светлой гаммой и чуть иным расположением наград относительно друг друга (холст, масло; 70 × 64 см; инвентарный № Ж-99) . Ещё одно повторение находится в Большом Гатчинском дворце , на нём возле левой руки Милорадовича имеется полустёртая авторская подпись (холст, масло; 70 × 60 см; инвентарный № ГДМ-103-III) .

В 1823 году в Лондоне фирмой Messrs Colnaghi по заказу петербургского книготорговца С. Флорана была сделана гравюра Т. Райта с указанием даты 1 декабря 1823 года, несколько отпечатков которой также имеется в собрании Эрмитажа (один из них: бумага, гравюра пунктиром; 38,2 × 26,6 см; инвентарный № ЭРГ-30294 ). Какой из двух вариантов портрета (гатчинский или эрмитажный) послужил прототипом для гравюры, не установлено; Д. А. Ровинский считает, что оригиналом послужил вариант из Военной галереи .

Примечания

  1. Дата обращения: 2 июля 2019. 28 марта 2019 года.
  2. , с. 475—476.
  3. , с. 323.
  4. , с. 431.
  5. .
  6. , стб. 1282, № 17.
  7. Дата обращения: 2 июля 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  8. Дата обращения: 5 марта 2022. Архивировано из 22 июня 2019 года.
  9. Дата обращения: 2 июля 2019. 30 января 2019 года.
  10. , стб. 1283, № 20.

Литература

  • Галлерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч. которые мужеством своим, воинскими дарованиями, или любовию к Отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны начавшейся 1812 года. — СПб. : De l’imprimerie de Pluchart et compagnie, 1813.
  • Подмазо А. А. Образы героев Отечественной войны 1812 года: Военная галерея Зимнего дворца. — М. : Русские витязи, 2013. — 864 с. — ISBN 978-5-903389-62-9 .
  • Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7 .
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1887. — Т. II: Е—О.
  • // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 475—476 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
Источник —

Same as Портрет Михаила Андреевича Милорадовича