Уолпол, Хорас
- 1 year ago
- 0
- 0
Арчибальд Хорас Манн Робертсон ( англ. Archibald Horace Mann Robertson ; 1886-14 октября 1961 года) — британский государственный служащий и общественный деятель, ставший автором публицистических и исторических трудов, в которых отстаивал левые взгляды и критический анализ христианства , в частности истории его происхождения .
Робертсон родился в Дареме в 1886 году , будучи старшим из трех сыновей Арчибальда Робертсона и его жены Юлии, урождённой Манн . Его отец был англиканским священником и стал епископом, но сын уже в ранние годы отошел от религии.
В 1899 году Робертсон-младший получил стипендию на обучение в Винчестерском колледже , где и начал сомневаться в ортодоксии христианства и консерватизма тори после чтения книг по истории Великой французской революции , подкреплённых затем «Историей конфликта между религией и наукой» Дж. У. Дрейпера и «Этикой социализма» Белфорт Бакса .
Затем он учился в Тринити-колледж, Оксфорд , параллельно всё сильнее интересуясь политикой на фоне победы на выборах 1906 года либералов и подъёма лейбористов . Он запоем читал левые периодические издания «The Clarion», «Labour Leader», «The New Age» и еженедельную газету Социал-демократической Федерации «Justice», став регулярным автором последней .
В 1910 году, получив диплом, он поступил в Британскую гражданскую службу; к началу войны в 1914 году он работал личным секретарем постоянного секретаря британского Адмиралтейства . Его пост освободил его от призыва в армию, но он, как и многие левые, терзался сомнениями касательно войны, хотя в конце концов решил поддержать её. Он покинул Независимую лейбористскую партию и Фабианское общество , но продолжал сотрудничать в рационалистической и социалистической прессе. В этот период он использовал псевдоним Роберт Арч , отчасти чтобы избежать путаницы с его отцом, который писавшим об истории церкви. После войны Белфорт Бакс ввёл его в состав Ассоциации рационалистической прессы, занимавшейся борьбой с обскурантизмом и популяризацией науки.
После смерти отца в 1931 году Робертсон ушел в отставку с госслужбы . После этого он посвятил себя левой политике, истории и критике христианской церкви, публикуясь под своим именем. Выступая за больший акцент на социальных вопросах, он покинул Ассоциацию рационалистической прессы и перешёл в Прогрессивную лигу (Федерацию прогрессивных обществ и лиц) С. Э. М. Джоада, Герберта Уэллса, Джона Гобсона и Бертрана Расселла. В течение пятнадцати лет после окончания Второй мировой войны он был преподавателем Этического общества Саус-плейс .
Неоднократно посещал Советский Союз ; после четвёртого своего визита в 1938 году вступил в Коммунистическую партию Великобритании , мотивируя это решение в том числе угрозой со стороны немецкого нацизма, и оставался в её рядах до конца своей жизни . Хотя самые известные его произведения посвящены критике религии, он активно призывал к диалогу атеистов с верующими, к сотрудничеству христиан, марксистов и других социалистов в деле миротворчества и построения справедливого общества.
В книгах «Церковь и народ в Британии» (1949), «Рационализм в теории и на практике» (1954, русский перевод — М., 1956), «Реформация» (1960), «Социализм и религия» (1960) он пропагандировал марксизм, отстаивал науку против религии и клеймил соучастие церкви в поддержании существующих порядков.
В своём наиболее известном труде «Происхождение христианства» ( The Origins of Christianity , 1953; русский перевод — М., 1956 и 1959) Робертсон рассматривал первоначальное христианство как религиозную оболочку для революционного движения угнетенных социальных низов Иудеи и всей Римской империи. Однако наряду с этим радикальным иудеохристианством он отмечал противоположные тенденции, заложенные в соответствовавшей чаяниям средних слоёв религиозно-мистической доктрине о спасении в паулианстве , которые со временем позволили правящим классам выхолостить оппозиционный характер христианства и превратить эту религию в орудие классовой эксплуатации. Отстаивая историчность Иисуса Назарянина , в котором он видел революционного вождя народных масс, Робертсон выступал с последовательной критикой мифологической теории , из-за чего вёл полемику с советскими авторами, в среде которых та тогда господствовала.