Interested Article - Такерей, Бал

Бал Кешав Такерей ( маратхи बाळ केशव ठाकरे ; англ. Balasaheb Keshav Thackeray ; 23 января 1926 , Пуна 17 ноября 2012 , Мумбаи ), известен также как Баласхеб Такерей , иногда Бала Тхакре индийский журналист и ультраправый политик. Основатель и бессменный лидер влиятельной маратхской индуистской партии « Шив сена » (1966—2012). Крайний националист , активный антикоммунист и антиисламист . Обладал серьёзным политическим и административным влиянием в штате Махараштра , во второй половине 1990-х контролировал региональное правительство. Считается авторитетным идеологом индийских правонационалистических сил. Последователи дали Такерею прозвище «император индуистских сердец» . В 2000 году « Би-би-си » назвало его «некоронованным монархом Махараштры».

Ультраправый националист

Начало в журналистике

Родился в семье известного писателя и общественного деятеля Кешава Такерея , выступавшего за создание самоуправляемой маратхской общности со столицей в Бомбее . С юности Такерей-младший проникся этой идеей. В 1960 году , после кровопролитных столкновений, штат Бомбей был разделён по языковому признаку на Махараштру и Гуджарат . Создание маратхской Махараштры явилось победой движения, в котором участвовали отец и сын Такереи.

В молодости Бал Такерей работал художником-карикатуристом в бомбейском издании Free Press Journal . В 1960 он стал издавать ежедневную газету Marmik . В редакции сотрудничал с профсоюзным активистом Джорджем Фернандесом — видным деятелем социалистической оппозиции, будущим многократным министром. Правый националист Такерей и социалист Фернандес расходились в политических взглядах, но консолидировались как журналисты-профессионалы, оппозиционные правящему ИНК .

Впоследствии на базе Marmik были созданы партийные органы Saamana ( язык маратхи ) и Dopahar ка saamana (язык хинди ), ставшие политическими рупорами Такерея.

Во главе « Шив сена »

19 июня 1966 года Бал Такерей учредил партию « Шив сена ». Идеологическими принципами партии являлись ультранационализм и антикоммунизм , главной практической задачей — обеспечение преимущественных прав коренных жителей региона и максимальное самоуправление штата. Партия активно противодействовала трудовой миграции в Мумбаи из других регионов страны — особенно Гуджарата и Северной Индии . Ораторские данные Такерея привлекли в «Шив сена» немалое количество безработной молодёжи. Партийные активисты совершали нападения на работодателей, устраивали избиения и поджоги, добиваясь приоритета при трудоустройстве для этнических маратхи.

«Шив сена», исповедовавшая идеологию хиндутва в крайней националистической версии, находилась в жёсткой оппозиции центральному правительству ИНК во главе с Индирой Ганди . В то же время партия вела активную борьбу с коммунистами, сумев вытеснить просоветскую КПИ и прокитайскую КПИ(М) из бомбейских профсоюзов. В противоборстве с коммунистами боевики «Шив сена» применяли насильственные методы. Предполагается, что на этом этапе «Шив сена» пользовалась негласной поддержкой ИНК, заинтересованного в ослаблении бомбейских коммунистических организаций .

В СССР именно «Шив сена» рассматривалась как «ударный отряд реакции» (информация о ней обычно подавалась в одном ряду с сообщениями о «религиозных фанатиках из секты Ананда марга »). Этому способствовали выступления Такерея в духе ультраправого радикализма.

Да, я диктатор. Нам ни к чему много лидеров. Индии не нужна демократия. Нужен свой Гитлер.
Бал Такерей (Бала Тхакре)

Позитивное отношение к Гитлеру со стороны Такерея высказывалось неоднократно :

Он был художником. Он обладал властью над толпой. Он был смельчаком. Да, он совершил много жестокостей, в нём были и хорошие, и плохие качества. Но я и сам имею и хорошие качества, и плохие.

Экстремистские установки и практика «Шив сена», равно как авторитарный стиль Такерея, не способствовали коалиционным связям. Существенно было и то, что во главе правой оппозиции стоял Морарджи Десаи — в 1950-х главный министр штата Бомбей, ответственный за расправы с участниками маратхского движения. Однако партия Такерея сыграла заметную роль в предвыборной кампании правой коалиции и победе Бхаратия джаната парти на парламентских выборах 1977 года .

Власть в Мумбаи

Наибольшего влияния «Шив сена» и лично Бал Такерей достигли к середине 1990-х годов. В 1995 «Шив Сена» в альянсе с БДП одержала победу на выборах в региональный парламент Мумбаи. В 1995 1999 Такерей являлся фактическим главой местного правительства , хотя формально не занимал министерских постов. Именно тогда Бомбей был переименован в Мумбаи — в порядке топографической и общекультурной национализации.

28 июля 1999 года судебное решение отстранило Бала Такерея от каких-либо выборных должностей сроком на шесть лет. Основанием являлись обвинения в подкупе избирателей. Такерей не признал себя виновным. Он по-прежнему выступал с позиций этноконфессионального шовинизма , призывая индусов -маратхи добиваться преимущественных прав на государственные должности.

Идеолог «индусского Индостана»

Бал Такерей и его партия постоянно обвинялись в разжигании межконфессиональной розни и насилии в отношении индийских мусульман . Особенно крупный масштаб приняли бомбейские погромы в 1992 1993 . После 2001 Такерей стал позиционироваться как сила, противостоящая исламистскому терроризму . Он призывал создавать индусские отряды отряды смертников :

Исламский терроризм растёт, и индусский терроризм становится единственным методом борьбы. Нам нужны свои смертники, чтобы защитить Индию .

Призыв встретил отклик среди отставных военных. Националистические боевики организовали патрулирование индо-пакистанской границы. Такерей также призывал к депортации из Индии нелегальных мусульманских иммигрантов и к введению визового режима с Бангладеш .

При этом Такерей отвергал обвинения в разжигании розни и подстрекательстве к расправам:

Я не против каждого мусульманина. Я против тех, кто не подчиняется законам страны, в которой живёт. Таких я считаю предателями. Но мы должны дружить с мусульманами, которые являются частью нашего народа .

Такерей демонстративно солидаризировался с мусульманскими протестами против терактов в Мумбаи 11 июля 2006 года и выразил восхищение ими. Но такого рода высказывания не меняли принципиальной установки Такерея и его партии: «Индостан для индусов!»

В 2008 году Такерей возглавлял кампанию за установление квот госслужбы в Махараштре для коренного населения жителей штата. Эта позиция привела к беспорядкам и столкновениям жителей Мумбаи с выходцами из штата Бихар . Для стабилизации положения потребовалось вмешательство центрального правительства. Представители властей в своих выступлениях приравнивали «Шив сена» к террористическим движениям. «Возмутительное поведение» Такерея привело к расколу в партийном руководстве и отделению делийской организации.

Против Валентинова дня

Такерей и «Шив сена» вели борьбу не только против коммунизма и ислама , но и против западных культурных влияний, «чуждых индуистским началам». В частности, боевики-националисты нападали на празднующих День святого Валентина . Наибольший резонанс получил инцидент Мумбаи 14 февраля 2006 года . Такерей вынужден были принести извинения за действия своих активистов :

Говорят, что были избиты женщины. Если это действительно произошло, то налицо трусость. Я распорядился, чтобы женщин никогда не подвергали преследованиям и унижениям.

Однако Такерей продолжал выступать против празднования 14 февраля. Этот вопрос имеет для принципиальную важность .

Кончина. Политическая значимость

В партии «Шив Сена» так или иначе состояли почти все члены семьи Бала Такерея. В середине 2000-х годов произошёл конфликт между сыном основателя партии Удхавом и племянником Раджем. Лидерство в «Шив Сена» унаследовал Удхав Такерей. Радж Такерей учредил новую партию, идейным авторитетом которой также считается Бал Такерей.

Весть о кончине Бала Такерея привела к закрытию присутственных мест и коммерческих учреждений Мумбаи. Войска и полиция штата были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх призвал сохранять спокойствие и отдал должное заслугам Такерея (своего политического противника).

Похороны Бала Такерея 18 ноября 2012 года имели государственный статус. Присутствовали, по разным оценкам, несколько миллионов человек (называются цифры от 1 до 20 миллионов). Отмечалось, что предыдущие похороны официального публичного статуса в Бомбее-Мумбаи проходили в 1920 году , когда скончался национальный герой Индии Бал Тилак .

Бал Такерей считается своего рода « гуру » индийских правонационалистических сил . Среди политиков, выразивших скорбь при его кончине, видное место занимал тогдашний глава правительства штата Гуджарат Нарендра Моди — победитель парламентских выборов 2014 и шестнадцатый премьер-министр Индии.

Примечания

  1. . Daily News and Analysis (DNA) . Дата обращения: 23 января 2011. 8 января 2013 года.
  2. от 17 ноября 2012 на Wayback Machine Times of India 17 November 2012
  3. Ram Puniyani. (англ.) . — Gyan Publishing House, 2006. — P. 123. — ISBN 978-81-7835-473-6 . 3 июня 2016 года.
  4. . Дата обращения: 19 мая 2014. 19 ноября 2012 года.
  5. И.Щедров. И в воды Ганга нельзя войти дважды. М.: Мол.гв., 1976 г.
  6. . Дата обращения: 19 мая 2014. 20 мая 2014 года.
  7. . Дата обращения: 17 ноября 2012. 21 марта 2012 года.
  8. . Дата обращения: 19 мая 2014. 23 ноября 2013 года.
  9. . Дата обращения: 19 мая 2014. 20 мая 2014 года.
  10. . Дата обращения: 19 мая 2014. 3 января 2014 года.
  11. . Дата обращения: 19 мая 2014. 27 февраля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 19 мая 2014. Архивировано из 29 октября 2013 года.
  13. . Дата обращения: 19 мая 2014. 20 мая 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Такерей, Бал