Жордания, Мераб Леванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мера́б Константи́нович Мамардашви́ли ( груз. მერაბ კონსტანტინეს ძე მამარდაშვილი ; 15 сентября 1930 , Гори , Грузинская ССР , СССР — 25 ноября 1990 , Москва , СССР) — советский философ . Доктор философских наук (1970), профессор (1972). Профессор МГУ .
Родился в грузинской семье. Отец — кадровый военнослужащий Константин Николаевич Мамардашвили (ум. 1970), мать — Ксения Платоновна, происходила из старинного грузинского аристократического рода Гарсеванишвили . Своей малой родиной М. К. Мамардашвили считал Лечхуми . С детства он свободно говорил на грузинском, русском и английском языках, а впоследствии самостоятельно овладел немецким, французским, итальянским и испанским языками, также мог изъясняться по-гречески и по-чешски .
Детство до начала Великой Отечественной войны провёл в украинском городе Винница , где служил его отец, там Мераб пошёл в первый класс; до того семья пребывала в Ленинграде , где в 1934—1938 годах в Военно-политической академии учился глава семейства, а после того — в Киеве. После начала войны Константин Николаевич ушёл на фронт, а семья была эвакуирована в Тбилиси . Здесь М. К. Мамардашвили учился в 14-й средней школе и окончил её в 1949 году с золотой медалью . Поступил на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1954 году. Ко времени поступления в университет относится начало дружбы М. К. Мамардашвили с Эрнстом Неизвестным .
В начале 1950-х годов в Москве прошёл ряд острых дискуссий по актуальным вопросам философии, связанных со смертью И. В. Сталина . На философском факультете МГУ появился ряд неформальных групп, сыгравших важную роль в развитии философской мысли в СССР, в том числе т. н. ( Э. В. Ильенков , В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического ) кружка ( А. А. Зиновьев , Б. А. Грушин , М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.) . М. Мамардашвили был одним из основателей Московского логического кружка.
На четвёртом курсе М. К. Мамардашвили провалил экзамен по политической экономии социализма. В газете «Московский университет» от 6 января 1953 года сообщалось: «Отличник Мамардашвили не смог правильно разобраться в вопросе о двойственной природе крестьянского хозяйства». Уже во время учёбы в университете его интересует человеческое сознание; природа мышления — сквозная тема его философии. Под руководством Т. И. Ойзермана он защитил дипломную работу «Проблема исторического и логического в „ Капитале “ Маркса».
В мае 1954 года прошла дискуссия по «Гносеологическим тезисам» Ильенкова и Коровикова. Происходит окончательное формирование кружка «диалектических станковистов» ( А. А. Зиновьев , Б. А. Грушин , Г. П. Щедровицкий , М. К. Мамардашвили).
В 1954—1957 годах учился в аспирантуре МГУ, в те же годы участвовал в работе логико-методологического семинара под руководством А. А. Зиновьева.
После окончания аспирантуры — редактор-консультант в журнале «Вопросы философии», где была опубликована его первая статья «Процессы анализа и синтеза» (1958) . В 1961 году в Институте философии АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «К критике гегелевского учения о формах познания». Тогда же он вступил в члены КПСС .
В 1961 году Международный отдел ЦК КПСС направил Мамардашвили в Прагу на работу в журнал « Проблемы мира и социализма », где он — заведующий отделом критики и библиографии (1961—1966); об этом периоде своей жизни философ поведал в одном из своих многочисленных интервью времён перестройки) . К тому времени относится прочтение им цикла романов М. Пруста « В поисках утраченного времени », сыгравшего значительную роль в его дальнейшем творчестве. Он ездил в служебные командировки в Италию, ФРГ, ГДР, на Кипр. Затем последовал отказ в продлении командировки в Париж, Мамардашвили был отозван в Москву, став на несколько лет «невыездным».
Мамардашвили работал в научно-исследовательских институтах Москвы, в том числе в 1966—1969 годах заведовал отделом в вместе с такими философами, как П. П. Гайденко , Ю. Н. Давыдов , Э. Ю. Соловьев , А. П. Огурцов . В 1968—1974 гг. заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии» И. Т. Фролова , — по приглашению последнего. В то же время читал лекции на психологическом факультете МГУ («Проблемы анализа сознания»). К тому времени относится и начало дружбы Мамардашвили с Юрием Сенокосовым и Александром Пятигорским . Также М. К. Мамардашвили читал лекции в Институте кинематографии , на Высших курсах сценаристов и режиссёров , в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР , в других городах — в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону по приглашению или рекомендации друзей. Эти лекции, или беседы, как он их называл, по большей части записанные им на магнитофон, составили основу его творческого наследия.
В 1970 году в Тбилисском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Формы и содержание мышления», через два года ему присвоили звание профессора. В 1970—1971 годах читал лекции для иностранных студентов Института общественных наук при ЦК КПСС .
В августе 1973 года выступил с докладом «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на круглом столе по теме «Наука, этика, гуманизм».
В 1976 году выступил с докладом «Обязательность формы» на круглом столе, организованном журналом «Вопросы философии» по теме «Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР».
В 1974—1980 годах — старший научный сотрудник в Институте истории естествознания и техники АН СССР . В это время читал лекции по темам:
В 1980 году М. К. Мамардашвили переехал в Грузию в Тбилиси по приглашению директора АН Грузинской ССР академика , работал в этом институте в должности главного научного сотрудника (до 1990 года) и читал лекции и спецкурсы, в том числе о Декарте, Канте, Прусте и феноменологии, в Тбилисском государственном университете , в Союзе аспирантов Грузии, в Театральном институте. Также был научным сотрудником в Институте общей и педагогической психологии. Проводил семинары в Тбилиси, Боржоми и других городах Грузии. Друзья, встречи, беседы — всё это было, как правило, в узком, почти домашнем кругу. Но уже тогда Мамардашвили был философом с мировым именем.
Он вышел с потухшей трубкой, сел в кресло в ближнем углу сцены, внимательно осмотрел присутствующих и повел тихий разговор о вечных метафизических проблемах
В 1981 — 1982 годах читал курсы лекций:
В 1983 году выступил с докладом на Второй Всесоюзной школе по проблемам понимания сознания («Классический и неклассический идеал рациональности»).
В 1984 году :
В 1986 году М. К. Мамардашвили выступил в качестве ведущего с советской стороны (участники — Р. А. Быков , Р. А. Медведев и Ю. А. Левада ) в телемосте «Москва — Бостон» между МГУ имени М. В. Ломоносова и Университетом Тафтса по теме «Ядерный век. Культура и бомба». Американскую сторону представляли Мартин Шервин (ведущий), Курт Воннегут , Эдгар Доктороу и Роберт Лифтон .
В 1986—1987 годах курс лекций по эстетике мышления (Тбилисский государственный университет) (изданы в книгах «Беседы о мышлении» (1991); «Эстетика мышления», 2000)).
В 1986 году прочёл доклад «Органы онтологии» в Институте философии в Москве.
В 1987 году совершил первый после двадцатилетнего перерыва выезд за рубеж, в Италию. В том же году делал доклады на Четвёртой Всесоюзной школе по проблеме сознания и в Институте философии АН CCCP по теме «Проблема сознания и философское призвание».
В 1987—1990 годах принимал активное участие в политической жизни Грузии, выступал против национализма и экстремизма Звиада Гамсахурдия . В своём интервью «Верю в здравый смысл» 1990 года говорил: «Если мой народ выберет Гамсахурдиа, тогда мне придется пойти против собственного народа в смысле своих взглядов и настроений. Я не хочу в это верить»
В 1988 году :
В апреле 1989 года перенёс инфаркт . В ноябре прочёл курс лекций в Париже.
В 1990 году принял участие в Кавказско-Среднеазиатской конференции в Лондоне и провел лекционное турне по США.
Умер 25 ноября 1990 года от сердечного приступа в терминале аэропорта « Внуково », направляясь в Тбилиси для участия в заключительном туре кампании по выборам президента Грузии. К тому времени он был основным противником Звиада Гамсахурдия , позднее победившего на президентских выборах. Похоронен в Тбилиси на Сабурталинском кладбище , рядом с могилой отца.
Смысл жизни Мамардашвили, как и многие философы со времени Аристотеля , усматривал в самореализации, в том, чтобы «исполниться в качестве Человека». В качестве образного объяснения того, что он имеет в виду, он использует библейскую фразу о человеке как «образе и подобии Божием», однако использует он её символически , в гуманистическом духе (выдвигая на первый план, как и Кант, «достоинство человека»). Мамардашвили описывает человека как «существо, возникновение которого непрерывно возобновляется» ( аутопоэзис ). Человеку, по его мнению, свойственно чувствовать себя «уникальным, незаменимым, нелишним». «Роковой ошибкой» мышления он называет отождествление реального положения дел с «ходячим идеалом». Природу социального зла Мамардашвили усматривал в инфантилизме как «неразвитости общественной материи».
Понимание его «живой философии» требует от читателя работы над собой. Это во многом предстаёт в посмертной «расшифровке» его идей, которые представлены в аудиозаписях лекций, в интервью для журналов и телевидения, в докладах на различных конференциях и круглых столах.
Своё философствование М. К. Мамардашвили иногда называл «сократическим», имея в виду не только диалогичность, но и то, что он не оставил письменного наследия. В то время он читал много лекций (в том числе о Р. Декарте , И. Канте , М. Прусте , проблемах понимания сознания и др.) в университетах Советского Союза (Москва, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Рига, Вильнюс) и за рубежом (Франция, Германия, США). При жизни его работы почти не публиковались «по идеологическим соображениям», во многом в этой связи он и писал сравнительно мало .
Как философ Мамардашвили настаивает на том, что имеется «реальная философия» и имеются философские системы. Реальная философия — это те проблемы, которыми занимается философия, перечисленные в определениях ниже.
Философия — это:
В романе Александра Зиновьева « Зияющие высоты » Мераб Мамардашвили изображён сатирически в образе Мыслителя.
Политические взгляды Мамардашвили вызывали разные оценки. Так, кандидат философских наук Ю. В. Пущаев считает, что:
Основная проблематика вильнюсских лекций Мамардашвили состоит в неотъемлемой включенности сознания в социально-исторический порядок, а также в понимании сознания как необходимого условия этого порядка, поскольку для автора как феноменолога «из социальных и исторических явлений … неустраним элемент сознания» <…> Однако идею представленности в таком смысловом контексте вряд ли примет носитель религиозного сознания .
26 мая 2000 года , в День независимости Грузии , в Тбилиси на проспекте Руставели был открыт памятник М. К. Мамардашвили работы Эрнста Неизвестного. В 2001 году М. К. Мамардашвили поставили памятник в Тбилиси. Портрет-памятник был заказан правительством страны. Фактически это дар Грузии в память о друге от скульптора Эрнста Неизвестного.
В 2010 году при въезде в Гори была установлена стела со скульптурным портретом М. К. Мамардашвили.
Учреждён Фонд философских и междисциплинарных исследований имени М. К. Мамардашвили, который ежегодно начиная с 1992 года проводит философские чтения.
|
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
|