Падма (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́дма ( санскр. पद्म , IAST : padma ; лат. Nelumbo nucifera) — один из древнейших и главных священных символов в форме цветка лотоса в Южной и Юго-Восточной Азии . Почитается в индуизме , буддизме и джайнизме . Первоначально цветок лотоса являлся ранней и распространённой эмблемой Солнца . В последующем он стал олицетворять творящие космические силы, а также незапятнанную чистоту и духовное совершенство. Лотос обладает сложной, постепенно складывавшейся символикой. Его почитание зародилось на древнейшей доземледельческой стадии развития общества. Лотос был одним из важных продуктов питания. Его корни, стебли и листья содержат крахмал , жиры , сахар и клетчатку , а из семян получается мука более высокого качества, чем из хлебных злаков .
В индуизме лотос выступает одним из атрибутов Вишну , Брахмы , Лакшми , Сарасвати и Куберы . В индийской культуре он символизирует божественную красоту, духовную чистоту. В индуистской литературе и индийской поэзии лотос выступает эталоном красоты. Вишну и Кришна , например, описываются как лотосоокие, а их стопы подобны лотосам. В мифологии индуизма лотос растёт из пупа Вишну, спящего в йога-нидре . Цветок лотоса является одним из ключевых символов в иконографии индуизма . В буддизме цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов .
Образ лотоса стал одним из ведущих в изобразительном искусстве, архитектуре, поэзии. С его названием связаны многие имена божественных и иных персонажей, эпических героев, растений, созвездий и т. д. В древних и современных языках известны десятки названий лотоса. В частности, «кумуда» — белый лотос, или водяная лилия, которая, как считается, распускается только при свете Луны, а «пундарика», или «съедобный белый лотос» стал символом Вишну и Будды .
Красный лотос является эмблемой современной Индии .
Лотос изначально ассоциировался с богом Солнца . Объясняется это тем, что его цветок раскрывается при свете Солнца, а многочисленные лепестки напоминают лучи светила. Лотос участвует во многих космогонических мифах и легендах древней Индии. Он олицетворяет творящее (женское) лоно, является источником божественного принципа и обладает особой сакральной силой. Соотнесенный с женским детородным органом, лотос символизирует творческое начало или матрику (богиню-мать). «Падма» и «камала» — на санскрите синонимы «лотоса» женского лона, мягкого, розового и открытого . Лотос отождествляется с плодородием, процветанием и потомством. Символ находит место в поклонении лотосовым богиням или богиням плодородия в сельских культах. Он также участвует в формировании более сложных мифологических образов, связанных с женским и мужским началами мира .
Как священный символ лотос был принят многими великими цивилизациями от Египта до Японии . Символ глубоко внедрился в искусство и архитектуру древнего Востока. Лотос открывается с восходом и закрывается с закатом солнца. В Древнем Египте солнце воспринималось как восходящее из восточного лотоса на рассвете и заходящее в западный лотос на закате . Голубой лотос ( лат. Nymphaea caerulea) особенно почитался в Древнем Египте, где его лепестки вымачивались в воде, настаивались в алкоголе или из них делалось эфирное масло для получения сильного омолаживающего и усиливающего половое влечение универсального средства .
Лотос и его среда обитания
Лотос, произрастающей в мутной водной трясине, стал символом чистоты и отречения. Он отождествляется с благотворными действиями, совершаемыми без влияния циклов рождения и смерти человеческой души. Лотосовые сиденья или троны, на которых восседают или стоят божества, символизируют их божественное происхождение. Божественные души и существа рождены в безупречности, обладают врождённым совершенством. Лотосовая природа отражает чистоту тела, речи и ума. Хотя божества могут проявляться в ходе кармических циклов, однако они не осквернены и не загрязнены земным миром .
Следуя Гопалатапани-упанишаде , лотос представляет собой проявленную вселенную, цветок, который распускается во всей красе в бесформенных и бесконечных водах обусловленности:
В своем сердце я размышляю о материальном мире с его восемью охранителями мира ( локапалами ) как о распускающемся цветке лотоса, растущего в океане повторяющихся рождений и смертей.
— Гопалатапани-упанишада, глава 2, текст 80
В индуизме лотос ассоциируется с чистотой и саттвой (благостью). Лотос растёт в прибрежной грязи и проходит сквозь толщу воды. Затем он достигает водной поверхности и расцветает. Аналогичным образом духовный искатель поднимается из грязи мирского бытия и, пройдя очищение, достигает праведного поведения ( дхармы ) и духовного знания ( джняны ). Таким образом, лотос символизирует просветлённый ум. Вода, из которой растёт лотос, его не касается, точно так же как мирские соблазны, заблуждения и иллюзии, не затрагивают просветлённых существ .
В иконографии индуизма и буддизма часто используются орнаменты, розетки, медальоны с изображением лотоса, которые подчёркивают священные аспекты изображаемых существ .
Лотос в иконографии божеств
Бог солнца Сурья в ведийский период отождествлялся с лотосами. Он держит его цветки в каждой из своих рук, что символизирует путь Солнца по небесам. В индуизме Брахма , бог творения, родился из золотого лотоса, выросшего из пупа Вишну, подобно младенцу, привязанному к материнской пуповине . После слияния образа бога солнца Сурьи с всепроникающим Вишну, последний унаследовал иконографию лотоса. Цветок лотоса стал одним из четырёх главных атрибутов Вишну. Супруга Вишну по имени Лакшми также отождествляется с лотосами, которые она держит в своих руках. Божества восседают на лотосных тронах, опорах, седалищах в виде лотоса. Как атрибут в руках у божеств лотос изображают белым, жёлтым, золотым, синим и чёрным .
Белый, или «съедобный лотос» ( санскр. pundarika , тиб. pad ma dkar po ), — это атрибут Вишну, Брахмы , а также будды Сикхина. Шестнадцатилепестковый белый лотос «утпала» держит в руках Белая Тара . Жёлтый лотос ( тиб. pad ma ser po ) и золотой лотос ( тиб. gser gyi pad ma ) в общем известны как «падма», а более распространённый красный или розовый лотос обычно определяется как «камала». Санскритским термином «утпала» обозначают синий, или чёрный «ночной лотос». Однако его транслитерированный тибетский эквивалент ( тиб. ut pa la ) может быть применим к лотосу любого цвета .
Эпитетами и сравнением с лотосом в священных текстах описывается бог Вишну , у которого цветок лотоса является одним из главных атрибутов. Гимн Вишну-сахасранама или тысяча имён Вишну провозглашает :
Оригинал (санскр.) | Перевод |
---|---|
viśveśvaramajaṁ devaṁ jagataḥ prabhavāpyayam
bhajanti ye puṣkarākṣaṁ na te yānti parābhavam na tē yāṁti parābhavam ōṁ nama iti |
Он [Вишну] никогда не потерпит неудачу, Он тот, кому возносят молитвы как Господу этой Вселенной.
У кого нет рождения, Кто всегда неизменен, Кто сияет и сверкает, и имеет глаза, подобные лотосам. Воспеваем имена. |
Arjuna uvāca
padmapatra viśālākṣa padmanābha surōttama bhaktānāmanuraktānāṁ trātā bhava janārdana |
Арджуна
сказал: о, Господь, у кого глаза как лепестки лотоса, о, Господь, у кого произрастает лотос из живота, о, Господь, который видит всё, о, Господь, повелитель всех богов,
Пожалуйста, прояви милость и стань прибежищем всем своим преданным, кто придёт к тебе с любовью. |
В Вишну-сахасранаме перечисляются имена Вишну, образовавшиеся в результате синкретизма и слияния культов ведийских, местных и родовых божеств в единое поклонение Вишну. Тот почитается как всепроникающий и пребывающий в сердцах всех живых существ. Лотосовые эпитеты используются для описания красоты Вишну :
Номер имени | Имя (рус) | Имя ( IAST ) | Значение |
---|---|---|---|
40 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Лотосоокий |
48 | Падманабха | Padmanābhaḥ | Тот, из чьего пупка (набхи) произрастает лотос (падма), источник Вселенной |
111 | Пундарикакша | Puṇḍarīkākṣaḥ | Тот, чьи глаза подобны лепесткам лотоса |
344 | Падми | Padmī | Держащий в руке цветок лотоса |
345 | Падма-нибхекшана | Padma-nibhekṣaṇaḥ | Тот, чьи глаза подобны лотосам |
346 | Падманабха | Padma-nābhaḥ | Тот, кто живёт в набхи или в сердце лотоса |
347 | Аравиндакша | Aravindākṣaḥ | Лотосоокий |
348 | Падмагарбха | Padma-garbhaḥ | Тот, кому поклоняются в сердце лотоса |
556 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Тот, кто сияет подобно свету сознания во время медитации на сердце лотоса |
615 | Свакша | Svakṣaḥ | Тот, чьи глаза (акша) красивы как цветы лотоса |
844 | Свасья | Svāsyaḥ | Тот, чьё лицо красиво и красновато подобно сердцевине лотоса |
Цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов ( санскр. astamangala ; тиб. bkra shis rtags brgyad ). К ним относятся белый зонт, пара золотых рыб, сосуд сокровищ, лотос, белая раковина, бесконечный узел, победоносное знамя и золотое колесо. В китайском буддизме восемь благоприятных символов представляют восемь внутренних органов тела Будды. Лотос отождествляется с печенью Будды .
Буддийский лотос изображается с четырьмя, восемью, шестнадцатью, тридцатью двумя, шестьдесят четырьмя, сто восемью или тысячу восемью лепестками. Числа символически соотносятся с внутренними лотосами, или чакрами тонкого тела, и с численными составляющими мандалы .
Падмасамбхава или «лотосорождённый» тантрический мастер, принёсший буддизм в Тибет , считается рождённым из чудесного лотоса, расцветшим на озере Дханакоша в западном индийском царстве Уддияна. Лотос как божественная утроба или женское лоно почитается как плодородное начало в буддийской тантре. В буддизме ваджра является синонимом мужского органа. Союз ваджры и лотоса — это символ объединения формы и пустоты, искусных средств и мудрости. На духовном плане союз ваджры и лотоса символизирует проникновение и восхождение психических ветров по центральному каналу тонкого тела, которые пронизывают и открывают «лотосы» каналов-колёс, или чакр .
Лотос стал символом Амитабхи , красного будды запада и «Владыки Падма, или лотосового семейства». Качества Амитабхи характеризуются как краснота огня, витальные жидкости, вечерние сумерки, лето и преобразование страсти в различающую осознанность. Пандара почитается как супруга Амитабхи. Её атрибутом также является красный лотос. Главенствующий бодхисаттва Амитабхи — это Падмапани Авалокитешвара, «держатель лотоса» и бодхисаттва великого сострадания . Падмапани, что означает «лотосорукий», держит в руках восьмилепестковый белый лотос как символ его безукоризненной чистоты, любви и сострадания. Как эманации Авалокитешвары , все четырнадцать последовательных воплощений Далай-ламы изображаются с белым лотосом сострадания в своих правых руках. Одна из главных женских бодхисаттв лотосового семейства — это Белая Тара . Атрибут Тары в виде шестнадцатилепесткового лотоса символизирует совершенство всех её качеств и её подобие шестнадцатилетней деве .
Большой палец и один из трёх первых пальцев на руке божества или держателя линии тибетского буддизма часто находятся на уровне сердца. Они сложены в жесте дарования учения или прибежища. В пальцах они мягко держат нижнюю часть стебля. Затем стебель изящно поднимается вверх, выпуская листья, по мере того как приближается к цветку на уровне уха божества. Это символизирует подобную нектару передачу Будда-дхармы, которая привлекает учеников, как пчёл, к чистому и необусловленному аромату устных или «прошёптанных на ухо» наставлений. Основной стебель лотоса разделяется на три побега, один из которых заканчивается семенной коробочкой, стебель посередине заканчивается цветком, а третий, с другой стороны, — маленьким, нераскрывшимся бутоном. Эти три стадии созревания представляют будд трёх времён — прошедшего, настоящего и будущего соответственно .
Семена лотоса используются в буддистских ритуалах, называемых великими четырьмя ритуалами или активностями тантры. В частности, для мирных ритуалов используются хрусталь, жемчуг, белые семена лотоса, белый коралл, раковина и бусины из слоновой кости. Для ритуалов приумножения и накопления используются чётки из семян дерева бодхи, лотосовых семян, золотые, серебряные и бронзовые бусины .
В честь лотоса названа поза «падмасана» ( санскрит : पद्मासन, IAST : padmāsana ), одна из основных поз в духовной практике и йоге . В падмасане человек сидит, скрестив ноги, в то время как ступни находятся на противоположных бёдрах. Поза известная с древнейших времён и продолжает использоваться в хатха-йоге и медитациях .
Считается, что падмасана способствует ментальному покою и концентрации. Поза позволяет телу быть устойчивым в течение длительного периода времени, благодаря чему используется в медитации. Осанка оказывает давление на нижнюю часть позвоночника, что способствует расслаблению. Дыхание замедляется, снижается мышечная напряжённость и кровяное давление. В комбинации с падмасаной могут используются другие позы йоги .
Падмасана стала олицетворять практики в индуизме, буддизме и джайнизме. В ней изображаются божества и основатели традиций. В падмасане сидят Сурья, Вишну и Лакшми, Шива , а также Будда Гаутама и тиртханкары .