Бекдел, Элисон
- 1 year ago
- 0
- 0
Тест Бекдел (часто — тест Бехдель) — тест на гендерную предвзятость в художественном произведении. Чтобы пройти его, произведение должно содержать в себе хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чём-либо, помимо мужчин. Иногда добавляют, что эти две женщины должны быть названы по именам.
Тест назван в честь американской карикатуристки Элисон Бекдел . В 1985 году одна из героинь её комикса «Dykes to Watch Out For» озвучила идею, которую Элисон приписывает подруге, Лиз Уоллес ( англ. Liz Wallace ). Тест изначально был предназначен для оценки фильмов, но с тех пор применяется и в других средствах массовой информации. Также известен как тест Бекдел — Уоллес , правило Бекдел , закон Бекдел , измеритель фильмов Мо (Мо — одна из героинь комикса).
Хотя изначально тест был «небольшой лесбийской шуткой в альтернативной феминистической газете» , его быстро подхватили кинокритики, и он «стал, в некотором роде, стандартом оценки телевидения, кино и книг» .
В эссе 1929 года «Собственная комната» ( англ. «A Room of One’s Own» ) Вирджиния Вулф заметила о литературе своей эпохи то же, что Бекдел заметила в произведениях своего времени :
Все эти отношения между женщинами, думала я, быстро перебирая в памяти блистательные образы вымышленных женщин, слишком просты. […] И я попыталась вспомнить хоть один случай за всё время моего чтения, когда две женщины изображены подругами. […] Время от времени они — матери и дочери. Но почти без исключений они показаны в их отношении к мужчинам. Было странно осознавать, что все великие женские литературные персонажи до эпохи Джейн Остин не только были объектом рассмотрения другого пола, но рассматривались только в отношении к другому полу. Но как же мала эта часть жизни женщины […]
Исследование 855 наиболее финансово успешных фильмов США между 1950 и 2006 годами показало, что практически неизменно на всём протяжении исследуемого периода на каждого женского персонажа в среднем приходилось два мужских. Согласно исследованию, женские персонажи по сюжету в два раза более склонны заняться сексом, чем мужчины, а доля откровенных сцен с участием женщин со временем только растёт. При этом сравнительный уровень жестокости мужчин и женщин не изменился .
Согласно исследованию 2014 года, проведённому , только 31 % персонажей, названных на экране по имени, были женщинами и только в 23 % кинокартин женщина была главным героем (или одним из главных). Среди режиссёров только 7 % оказались женщинами. Исследование включало 120 картин, снятых с 2010 по 2013 год по всему миру .
Другое исследование оценило 700 самых кассовых фильмов между 2007 и 2014 годом. Оказалось, что только 30 % говорящих на экране персонажей были женщинами .
Правило, ныне известное как «тест Бекдел», впервые появилось в комиксе Элисон Бекдел «Dykes To Watch Out For» в 1985 году . В выпуске комикса под названием «Правило» две женщины собираются пойти в кино и одна из них поясняет, что смотрит только фильмы, удовлетворяющие следующим трём требованиям:
Вторая женщина соглашается, что критерии строгие, но идея хорошая. Неожиданно ни один фильм под эти критерии не попадает, и женщины возвращаются домой. Героиня комикса сетует, что последним фильмом, который ей удалось посмотреть, был « Чужой ».
В 2013 году о тесте уже говорили как о «расхожей фразе», описывающей то, является ли фильм сексистским по отношению к женщинам . В прессе обсуждалось, что даже крупные мейнстримовые картины, такие как « Тихоокеанский рубеж », не проходят три простых критерия . Есть попытки автоматизировать тест .
Тест иногда уточняют или дополняют его критерии, например, чтобы женские персонажи по сценарию обладали именами или чтобы их диалоги превышали в сумме 60 секунд .
В 2013 году четыре шведских кинотеатра и один канал кабельного телевидения при поддержке Шведского института кино стали использовать тест Бекдел наравне с другими рейтингами .
В 2014 году европейский фонд кино Eurimages включил тест Бекдел в анкету соискателей грантов .
Веб-сайт содержит заполняемую пользователями базу данных о соответствии порядка 4500 кинокартин тесту Бекдел (с дополнительным условием того, что женский персонаж должен по сценарию обладать именем). По состоянию на апрель 2015 года, 58 % перечисленных фильмов подходили под все три критерия теста, 10 % провалили один критерий, 22 % — два, 10 % — три .
В 2010 году журналист « Entertainment Weekly » Марк Харрис пишет, что половина номинантов на «Оскар» за лучший фильм провалила бы тест . Новостной сайт « » проверил самые кассовые фильмы 2013 года и заключил, что тест прошла примерно половина .
Писатель Чарльз Стросс замечает, что примерно в половине фильмов, которые проходят тест, женщины говорят не о мужчинах, но о браке или детях . С другой стороны, некоторые фильмы, снятые именно о женщинах или для женщин, тест не проходят. Создатели сериала « Секс в большом городе », где все четыре главных персонажа — женщины, отреагировали на это репликой одной из героинь, которая удивляется: «Как так получается, что четырём настолько умным женщинам не о чем поговорить, кроме своих бойфрендов? Как будто мы семиклассницы, только с банковскими счетами!»
Тест также использовали для оценки компьютерных игр и комиксов .
Сайт «Vocativ» выяснил, что фильмы, прошедшие тест, заработали в США 4,22 миллиарда долларов, а провалившие — 2,66 миллиарда. Из этого авторы делают вывод, что Голливуд может заработать больше денег, давая больше экранного времени женщинам . Веб-сайт « » 1 апреля опубликовал заметку, из которой следует, что медианный бюджет фильмов, прошедших тест, был на 35 % ниже, на основании 1615 фильмов, выпущенных с 1990 по 2013 год. Кроме того, фильмы, прошедшие тест, показали на 37 % более высокую окупаемость в США и такую же окупаемость за пределами США, как и фильмы, провалившие тест .
Тест Бекдел лишь в первом приближении указывает на то, в какой мере женщины представлены в произведении. Произведение может пройти тест, но быть при этом сексистским , и наоборот, произведение, где главными персонажами являются женщины, может его не пройти .
Произведение также может провалить тест из-за того, что время и место действия не подразумевают значительной роли женщины, как, например, « Имя розы » Умберто Эко , где сюжет разворачивается в мужском монастыре в Средние века . На эти недостатки указывает кинокритик , описывая тест как «формальный» и «сконцентрированный на собирании статистики, а не анализе» .
Исследователь Фейт Лоуренс отмечает, что статистика по тесту очень сильно зависит от того, насколько строго определены критерии, например, инвалидируется ли весь диалог единственным упоминанием мужчины, или что именно считать началом и концом диалога .
Критик задаётся вопросом, должно ли вообще искусство стремиться пройти тест Бекдел или преследовать собственные изобразительные цели. Кроме того, если искусство отображает реальность, возникает вопрос, проходит ли сама реальность этот тест .
Ответом на критику называют «обратный тест Бекдел» — практически в любом фильме можно выделить двух мужчин, разговаривающих о чём-то, кроме женщины .
Тест Бекдел стал основой для нескольких тестов, связанных с ролью женщин или других гендеров в культуре и иных областях человеческой деятельности.
Лори Восс, технический директор компании npm, в шутку предложил «тест Бекдел для программного обеспечения». Программа проходит тест, если содержит хотя бы одну функцию, написанную женщиной, которая вызывает хотя бы одну другую функцию, написанную другой женщиной . Его предложение было отмечено в прессе после того, как федеральное агентство США использовало этот тест для анализа собственного программного обеспечения .
Тест был предложен журналисткой Кристи Ашванден и назван именем другой журналистки, Энн Финкбейнер, которая призывала коллег писать о женщинах-учёных как об учёных, а не как о женщинах. Согласно тесту, статья о женщине-учёном признаётся сексистской, если содержит упоминание следующих фактов :
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) (
ссылка
)