Кузьмищев, Владимир Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Владимир Александрович Дуке́льский , гетероним Вернон Дюк ( англ. Vernon Duke ; 7 октября 1903 , село Парфяновка, Псковская губерния — 19 января 1969 , Санта-Моника, Калифорния) ― русский и американский (гражданство США с 1939) композитор , поэт и литератор.
Автор многих академических сочинений в разных жанрах, Дукельский (Дюк) наиболее известен своими "американскими" популярными песнями 1930-х годов — « » (1932), « » (1934) и « » (1936).
Родился 10 октября (по другим документам 24 сентября ст. ст., то есть 7 октября нового) 1903 года в семье инженера-путейца, происходившего из западно-русского (белорусского) дворянства ; его бабушка по отцу княжна Д. Г. Туманова была грузинкой. Как Дукельский пишет в своей книге воспоминаний, мать родила его на станции Минской губернии во время поездки . В источниках в качестве места рождения указываются то станция в северо-восточной части Вилейского уезда Виленской губернии (ныне Докшицкий район Витебской области, Белоруссия ) , то село Парфяновка Псковской губернии .
В детстве жил на Урале и в Крыму , затем, после смерти отца, в Киеве . В 1910-е годы посещал классы в Киевской консерватории , обучаясь фортепиано у Б. Л. Яворского , а композиции — у Р. М. Глиэра . В 1918 году был зачислен в консерваторию, однако уже в конце 1919 года, накануне сдачи города Добровольческой армией , семья Дукельских покинула Киев и в 1920 году прибыла в оккупированный войсками Антанты Константинополь , откуда в 1921 году и перебралась в США. В Константинополе Дукельский написал первые самостоятельные музыкальные сочинения и объявил (вместе с Б. Ю. Поплавским ) о воссоздании Цеха поэтов . В Нью-Йорке Дукельский продолжал сочинять музыку (увертюра к драме Гумилёва «Гондла» была исполнена 31 января 1923 года в Карнеги-Холле ) и стихи в подражание акмеистам и футуристам , а также пробовал силы в жанре популярных песен, которые по совету Джорджа Гершвина начал подписывать творческим гетеронимом (или псевдонимом) " Vernon Duke" , ставшим официальным американским именем композитора при получении им гражданства США 7 января 1939 года .
В 1923 году по инициативе пианиста Артура Рубинштейна завершил начатый ещё в Киеве Фортепианный концерт и отправился искать музыкальной удачи в Париж , где его сочинение было достаточно высоко оценено С. П. Дягилевым , И. Ф. Стравинским и С. С. Прокофьевым . Дягилев заказал Дукельскому балет « Зефир и Флора », поставленный Леонидом Мясиным в 1925 году труппой Русский балет Дягилева . В 1928 году в Париже прошла премьера его Первой симфонии (дирижёр Сергей Кусевицкий ). Во Франции Дукельский сблизился с Прокофьевым и с одним из идеологов евразийцев П. П. Сувчинским , опубликовал ряд статей в евразийских изданиях, в которых резко противопоставил себя «белой» части русской эмиграции. Одновременно композитор писал музыку для английских музыкальных комедий. В 1929 году вернулся в США.
С этого времени у Дукельского постепенно развились две параллельные биографии. С одной стороны, он гневно осуждает конвертируемую в культурный товар идеологию модернизма . Как трагико-романтический русский композитор Дукельский создаёт:
С другой стороны, Вернон Дюк — успешный производитель этого самого музыкального товара для Бродвея и Голливуда . В сочинениях последнего типа композитор занимал позицию отстранённо-ироническую, включающую в себя элемент социальной и культурной критики, выросшей из неприятия высоколобой «цивилизаторской» культуры. Основой их послужила идиоматика американского джаза. Дюку принадлежит музыка популярных бродвейских мюзиклов «Безумства Зигфельда 1934» (" Ziegfeld Follies", 1934 , 1933 , совместно с Самуилом Покрассом ), «Безумства Зигфельда 1936» ( Ziegfeld Follies 1936 , 1935 ), музыкальной комедии «Хижина в небе» ( Cabin in the Sky , постановка 1940 ), киноревю «Безумства Голдвина 1938» (" Goldwyn Follies", 1938 , 1937 , совместно с Джорджем Гершвином) и мн. др. Характерен и выбор сотрудников. В «Хижине в небе» впервые для исполнения была привлечена чисто негритянская труппа, а постановка танцевальных номеров «Безумств Зигфельда», «Безумств Голдвина» и «Хижины в небе», осуществлённая Джорджем Баланчиным , синтезировала элитарный «классический балет» с «современным танцем» . Авторы слов песенных хитов Дюка — Йип Харбург и Айра Гершвин — сочетают поэтическую виртуозность с ироническим обнажением штампов повседневного сознания.
В начале 1940-х годов Дукельский вернулся к серьёзной музыке, написав Скрипичный ( 1941 ) и — по заказу Григория Пятигорского — Виолончельный ( 1942 ) концерты. В 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны, признанный негодным к строевой, композитор всё же подал заявление о службе в армии и прошёл службу в войсках береговой охраны Нью-Йорка . В 1945 году был уволен в запас в звании капитан-лейтенанта . В 1946 году по инициативе Сергея Прокофьева получил официальное приглашение вернуться в СССР , однако в последний момент от поездки отказался. В 1948 году основал франко-американское «Общество забытой музыки», целью которого стало исполнение и аудиозапись недооценённых классических произведений. В 1950 году в Калифорнии написал музыку к кинофильмам «Она пытается выучиться в колледже» (" She Is Working Her Way Through College" , с будущим президентом Р. Рейганом в одной из ролей) и «Апрель в Париже» (" April in Paris" , в главных ролях Дорис Дэй и Рэй Болджер ), представляющий собой мягкую сатиру на культурную политику эпохи холодной войны. С тех пор жил в Калифорнии.
В 1955 году вышла в свет книга мемуаров на английском языке «Парижский паспорт» (" Passport to Paris" ), в самом конце которой композитор отказался от раздвоения между Дукельским и Дюком: «…получив однажды паспорт на Елисейские Поля в Париже в качестве Дукельского, русского, я скромно мечтаю теперь о куда более постоянных Полях Елисейских, Элизиуме древних греков — согласно Словарю Уэбстера „расположенном за Западным океаном, где добрые души пребывают в посмертии…“ — но уже в качестве Дюка, американца и человека Запада».
В 1957 году женился на певице Кэй МакКрэкен, взявшей официальную фамилию мужа — Дюк .
В 1958 году была поставлена единственная опера Дукельского «Барышня-крестьянка» ( 1928 — 1957 , по одноимённой повести А. С. Пушкина, на собственное либретто на русском языке.
Начиная с 1962 года под собственным именем Дукельский публиковал книги стихов на русском языке, получившие, особенно первая «Послания», высокую оценку Владимира Маркова и Юрия Иваска , но вызвавшие отторжение у Юрия Терапиано и былого законодателя « » Георгия Адамовича . Третья книга стихов «Картинная галерея» ( 1965 ) и четвёртая «Поездка куда-то» ( 1968 ) содержат многочисленные стихотворные переводы Дукельского с английского и с древних языков, в том числе из Роберта Фроста , Эзры Паунда , Эдварда Каммингса , Огдена Нэша , Роберта Лоуэлла , Уоллеса Стивенса , и из античных поэтов-эпиграммистов.
В 1964 году увидела свет книга англоязычной музыкальной публицистики Вернона Дюка «Выслушайте меня!» (" Listen Here!" ).
В 1966 году Дукельский записал большой цикл передач для русской редакции радио «Свобода», посвящённых истории американского мюзикла .
Скончался 19 января 1969 года в Санта-Монике от остановки сердца во время повторной операции рака лёгких. В западных источниках и в наиболее обстоятельной работе на русском языке А. С. Максимовой указывается дата смерти 16 января 1969 года .
В 1980—1985 годах обширный композитора был передан вдовой в Библиотеку Конгресса США .
Дукельский — автор оперы, балетов, симфонических, вокально-симфонических и камерных произведений, многих песен для бродвейских мюзиклов . Как композитор и писатель Дукельский чётко разделял между своим русским и американским «я»: в «серьёзной» русской музыке он наследовал С. Прокофьеву и И. Стравинскому с их попытками создать национальную музыкальную форму и не зависимый от западноевропейских рецептов музыкальный язык; его композиции, всегда интересные по замыслу, отличаются гармонической и ритмической сложностью, требуют от исполнителей немалых усилий (что отчасти объясняет их отсутствие в широком концертном репертуаре); его «коммерческая» музыка к музыкальным комедиям, шоу и кинофильмам отличается мелодическим богатством и редкой для такого типа музыки гармонической изощрённостью .
Прозаический стиль Дюка-Дукельского (по-русски и по-английски) отмечен идиоматическим разнообразием, живостью характеристик и обилием иронии, направленной как на героев его прозы, так и на самого повествователя.
Владимир Марков возводил русские стихи Дукельского к классицистским литературным практикам XVIII века, увиденным через призму футуризма : «…ведь именно русские футуристы, так ретиво „сбрасывавшие с парохода“ поэзию, не подозревали того, что возрождали XVIII век с его культурой компанейской дружбы, словесным блеском, общей радостностью миросозерцания и литературной задиристостью. Таким образом, Дукельский не случаен, а в контексте русской зарубежной поэзии и необходим — для установления равновесия и напоминания о других путях. Разве не многозначительно, что композитор указывает на возможность иной ноты, кроме пресловутой парижской».
За месяц до премьеры балета «Зефир и Флора» после прослушивания музыки к нему в исполнении Дукельского Прокофьев записал в своём «Дневнике»: «Вообще же это был вечер, который, вероятно, случается нечасто: то есть когда перед глазами встаёт настоящий большой композитор. Я думаю, я не ошибаюсь» .
В статье 2011 года Антонина Максимова для имени Вернон Дюк использовала термин псевдоним , но в своей диссертации 2015 года кроме этого чаще употребила понятие гетероним . Исследовательница жизни и творчества Дукельского-Дюка упоминала не менее пяти профессиональных его «идентичностей»: два композитора в одном лице, поэт, писатель, публицист, корреспондент радио «Свобода» . Максимова обратила внимание на важную особенность: в мемуарах «Паспорт в Париж» Дукельский обращался к теме собственного «раздвоения», желая отделить своё «я» от alter ego . В своей работе Максимова упоминает ещё два гетеронима Дукельского поры пребывания в Константинополе — Ивана Ивина и сменившего его Алана Лэйна .