Попутная
- 1 year ago
- 0
- 0
«Попутная песня» — романс М. И. Глинки на стихотворение Н. В. Кукольника . Входит в цикл « Прощание с Петербургом », созданный в 1840 году. Многие романсы цикла имеют посвящения; «Попутная песня» посвящена Н. Ф. Немировичу-Данченко .
Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги — Царскосельской , соединявшей Петербург , Царское Село и Павловск . Это событие широко освещалось в прессе; скорее всего, на нём присутствовал и Глинка .
Из дневниковой записи Нестора Кукольника за 24 декабря 1839 года известно, что он написал слова на уже готовую мелодию. В той же записи Кукольник характеризует её следующим образом: «… чрезвычайно оригинальная композиция изображает паровоз с его ежедневными ощущениями; переходы весьма замечательны. В области музыки мне не встречалось ещё ничего подобного» .
Примечательно, что в тексте Кукольника слово «пароход» употребляется в значении «паровоз»: в то время эти слова были синонимами . Это же слово использует и один из современников Глинки, выражая свои впечатления от «Попутной песни»: «Музыка удивительно верна! Вы слышите шум и движение от идущей машины, на вашем лице мелькает улыбка от искусного подражания композитора. Пароход летит, а между тем вы слышите меланхолические звуки мечтающего поэта…»
Дым столбом, кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится наш народ,
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Нет! Тайная дума быстрее летит,
И сердце, мгновенья считая, стучит.
Коварные думы мелькают дорогой,
И шепчешь невольно: «О боже, как долго!»
О. Е. Левашёва пишет в отношении «Попутной песни», что эта «красочная сценка русского быта» уникальна не только в музыке Глинки, но и во всём русском романсе того времени . Это единственный случай, когда в своём песенном творчестве Глинка явным образом откликнулся на реальное событие текущей жизни .
Запев романса представляет собой «скороговорку», которая словно бы имитирует радостный гомон собравшейся на открытие железной дороги толпы. Примечательно, что вокальная партия дублируется здесь унисоном аккомпанемента, — для Глинки это нехарактерно . Однако и этот приём служит той же цели: передать ритм самой жизни, состояние «ожиданья» и «нетерпенья» . По мнению С. М. Слонимского , акцентированная ритмика «Попутной песни» «предвосхищает самую лихую эстрадную музыку XX века» .
В припеве дробная скороговорка сменяется лирической кантиленой ; в жанровую картину привносится нотка мечтательной грусти . Тем не менее она органично сочетается с моторикой аккомпанемента, который и становится главным средством создания образа . Избегая чрезмерного натурализма, Глинка передаёт общее впечатление стремительного движения .
Известно, что сам Михаил Глинка обладал хорошим голосом и нередко исполнял собственные произведения. А. Н. Серов , вспоминая о том, как Глинка пел «Попутную песню», писал, что он замечательно изображал присутствующий в ней контраст живости и меланхолии и что песня так и была им задумана для этого контраста. По словам Серова, «В тексте здесь нет и сотой доли того, что есть в нотах этой грациозно-задумчивой мелодии, а в нотах опять нет и тени того, что было в очаровательном исполнении автором» .
«Попутная песня» пользовалась большой популярностью в середине XIX века и остаётся одной из самой исполняемых в цикле «Прощание с Петербургом». В числе её исполнителей в разные годы были Ф. И. Шаляпин , М. О. Рейзен , А. Ф. Ведерников , В. И. Касторский , Е. Е. Нестеренко , Г. М. Нэлепп , С. П. Лейферкус , Д. А. Хворостовский , И. К. Архипова , Н. Л. Дорлиак , З. А. Долуханова и др. Существуют также переложения для хора и для оркестра .