Interested Article - Женитьба (опера)

«Женитьба» — неоконченная опера в одном действии русского композитора М. П. Мусоргского . В основу либретто оперы легла одноимённая комедия Н. В. Гоголя . Сам композитор охарактеризовал своё сочинение как «опыт драматической музыки в прозе». Впоследствии опера была завершена М. М. Ипполитовым-Ивановым , который дописал три действия. В таком виде впервые поставлена в 1931 году на сцене Радиотеатра в Москве .

Действующие лица

  • Подколесин — баритон
  • Кочкарев, его друг — тенор
  • Степан, слуга Подколесина — бас
  • Фекла Ивановна, сваха — меццо-сопрано
  • Агафья Тихоновна, невеста — сопрано
  • Арина Пантелеймоновна, её тётка — меццо-сопрано
  • Дуняшка — сопрано
  • Яичница — бас
  • Анучкин — тенор
  • Жевакин — тенор
  • Извозчик — бас
  • Уличная певица — сопрано
  • Татарин — баритон
  • Точильщик — тенор
  • Торговки селёдками, ягодами, грибами — сопрано и меццо-сопрано
  • Петрушка, шарманщик, Пелагея Ивановна, дворник — разговорные роли

История создания

М. П. Мусоргский

К написанию оперы «Женитьба» по одноимённой пьесе Гоголя М. П. Мусоргский приступил в 1868 году . Задачи, поставленные композитором, носили экспериментальный характер. Мусоргский описывал своё произведение следующим образом: «„Женитьба“ — это посильное упражнение музыканта или, правильнее, не музыканта, желающего изучить и постигнуть изгибы человеческой речи в том её непосредственном правдивом изложении, в каком она передана гениальным Гоголем. „Женитьба“ — этюд для камерной пробы. С большой сцены надобно, чтобы речи действующих, каждого по присущей ему природе, привычкам и „драматической неизбежности“, рельефно передавались в аудиторию» .

Как отмечает советский музыковед Абрам Гозенпуд , Мусоргский основывался на принципах оперы « Каменный гость » русского композитора Александра Даргомыжского . При этом, по утверждению критика, «Мусоргский не пытался романтизировать своих персонажей, он брал их такими, какими они выступают в пьесе, стремясь передать не только их чувства, но прежде всего речевые интонации» .

Остановившись на первом действии, композитор прекратил работу над сочинением. В 1908 году Н. Римский-Корсаков подготовил собственную редакцию оперы. 21 декабря 1908 года состоялась её премьера в концертном исполнении в Москве на музыкальном утре Кружка любителей русской музыки . 19 марта 1909 года «Женитьба» в музыкальной редакции Римского-Корсакова была представлена в Петербурге в программе « Вечеров современной музыки ». На французском языке опера звучала в Париже в инструментовке М. Равеля в апреле 1923 года, а в Монте-Карло в инструментовке М. Беклар д’Аркур — 7 января 1930 года. В том же году Ипполитов-Иванов завершил оперу Мусоргского, дописав к ней три акта. Кроме того, опера существует в редакциях Н. Черепнина и Д. Рёнемана, оркестровках А. Дюамеля (1954) и Г. Рождественского (1982) .

Примечания

  1. .
  2. Красная Н. С. // Colloquium-journal. — 2019. — № 1 (25) . — doi : .
  3. , с. 152.
  4. . classic-music.ru . Дата обращения: 17 июня 2021. 24 июня 2021 года.

Литература

  • Гозенпуд А. Женитьба // Оперный словарь . — М.; Л.: Музыка, 1965. — С. 152. — 481 с.
Источник —

Same as Женитьба (опера)