Interested Article - Новосёлов, Михаил Александрович

Михаи́л Алекса́ндрович Новосёлов ( 1 [13] июля 1864 , село Бабье , Вышневолоцкий уезд , Тверская губерния 20 января 1938 , Вологда ) — русский публицист, духовный писатель. Идеолог иосифлянского движения .

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года .

Биография

Предки принадлежали к духовенству Тверской епархии и в XVIII веке служили в селе Новопокровском-Березовец Кашинского уезда .

«Толстовец»

Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета ( 1886 год ). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого , был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.

Православный деятель до революции

Фотография конца XIX начала XX века.

В 1892 году Новосёлов пересмотрел свои взгляды, став приверженцем Православной церкви. Общался с протоиереем Иоанном Кронштадтским , старцами Оптиной и Зосимовой пустыней. Автор работ на церковные темы, публиковался в « Миссионерском обозрении » и « Церковных ведомостях ».

После опубликования Определения Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 г. , констатировавшего отпадение от Церкви Л. Н. Толстого, и появления ответа Толстого (4 апреля 1901 г.), выдержанного в крайне агрессивном тоне, Новосёлов написал Толстому открытое письмо (29 мая 1901 г.), в котором, в частности, говорилось:

Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего.

Новосёлов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901 1903 годов . В 1902 1917 годах был издателем «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители (многие из книг серии были написаны самим Новосёловым или при его участии). Серия вначале издавалась в Вышнем Волочке , а затем в Москве и в Сергиевом Посаде . Всего вышло 39 выпусков РФБ; около 20 отдельных непронумерованных книг и более 80 «Листков РФБ» (изданий, в которых публиковались труды святых отцов и религиозные размышления выдающихся русских писателей и учёных).

В 1905 году выступал противником планов поспешного избрания Патриарха, сторонником проведения собора Русской православной церкви, а для его подготовки — образования Соборного подготовительного совещания из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян. В 1905— 1918 годах участвовал в работе Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва .

В 1907 году организовал в Москве строго православный «Кружок ищущих христианского просвещения» , заседания которого проходили на его квартире (так называемые «новосёловские четверги»). В состав кружка входили священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель , а также Ф. Д. Самарин , В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков , П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов , Ф. К. Андреев . По словам В. В. Розанова , «суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество — не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или — почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, „авва Михаил“. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще „умными качествами“, но, тем не менее, чтут его, „яко отца“, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его».

Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина , выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., 1912 ), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета « Голос Москвы » была оштрафована за публикацию выдержек из неё.

В 1912 году был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием. Преподавал классическую филологию в Московском университете.

Деятельность при советской власти

В 1918 году был членом Временного Совета объединённых приходов города Москвы . Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.

В 1922 году был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни , поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 года и до 19 марта 1923 года находился под арестом. Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава ). После этого уехал в Вышний Волочёк , где и поселился, жил на нелегальном положении.

В 1922— 1927 годах написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение , рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном « Вестнике РХД » и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» ( 1984 ).

После 1927 года стал видным деятелем «иосифлянского» движения , вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс. Не добившись желаемого, стал непримиримым критиком митрополита Сергия и всех, кто находился в его подчинении:

Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом , но не имеют сил выйти из него, опутав себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. «М. Сергий затягивает петлю на Русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен». — Чудовищные слова.

Тюремное заключение

В марте 1929 года был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 года был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.

В 1930 году был перевезён в Москву, находился в Бутырской тюрьме , проходил по делу Всесоюзного Центра «Истинное Православие», обвинён в том, что играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому). 3 сентября 1931 года приговорён к 8 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Ярославском политизоляторе . Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новосёлов обратил в православие одного из заключённых, турка Ахмета Ихсана. По воспоминаниям Ихсана, Новосёлов пользовался уважением узников, которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того, чтобы его именовали богословом).

7 февраля 1937 года получил очередной тюремный срок, был приговорён к трём годам заключения, 29 июня 1937 года был перевезён в Вологодскую тюрьму.

В Вологде против него было возбуждено уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года приговорён к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД; расстрелян 20 января .

Наследие и канонизация

Известность получили его «Письма к друзьям», которые стали «классикой религиозного самиздата советского периода». В 1994 году «Письма к друзьям» были выверены и изданы в виде отдельной книги. Автор в предисловии именуется «непоколебимым ревнителем Православия» .

В 1990-е годы появилась версия, что в 1920 году Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 году тайно хиротонисан во епископа Сергиевского архиепископом Феодором (Поздеевским) , епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским) . Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом « кочующем соборе », объективные доказательства проведения которого отсутствуют. Источник этих данных — сочинения деятеля неканонического православия Амвросия (Сиверса) .

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Семья

Публикации

  • Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
  • Открытое письмо графу Л. Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1902. 16 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • Из разговоров о войне. «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 6. Вышний-Волочек, 1904. — 17 с.; 2-е изд.: М., 1911.
  • О праздниках // Церковный Вестник. 1904. — № 23. — С. 717—718.
  • Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. — СПб., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. — 9 с.
  • Суды чести в среде учителей. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1904. — 16 с.
  • Голос мирянина // Русское Дело. 1905. — № 13. — С. 4; № 17. — С. 6-8.
  • Соборное подготовительное совещание // О возрождении Русской Церкви. Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1905. — С. 83-86.
  • Письмо редактору «Русского дела» С. Ф. Шарапову // Русское дело. 1905. — № 6. — С. 7.
  • К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу // Церковный Вестник. 1905. — № 35. — С. 1091—1093.
  • О воссоздании живой церковности // Русское Дело. 1905. Особое приложение к № 11. — С. 1-4.
  • Записки петербургских религиозно-философских собраний (1902—1903). — СПб., 1906. — С. 198—199, 271—278, 331, 356—360, 497, 498, 527—530.
  • В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). Вышний-Волочек, изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1908, 4 с.; 2-е изд.: М., 1909. — 15 с.; 3-е изд.: Сергиев Посад, 1911. — 16 с.
  • Вселенская Христова Церковь и «Всемирный христианский студенческий союз». — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1909. — 14 с.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве) // Голос Церкви. 1912. — № 1. — С. 71098; № 2. — С. 61-88; отдельное изд.: «Религиозно-философская библиотека». Вып. 28. — М., 1912.
  • Светочи Православной Христовой Церкви // Голос Церкви. 1912. — № 3. — С. 68-78; № 7. — С. 77-84; № 11. — С. 89-94; № 12. — С. 43-48; 1913. — № 4. — С. 40-53.
  • Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). — М., 1912.
  • Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения // Голос Церкви. 1912. — № 10. — С. 92-111; отдельное изд.: «Религиозно-философская Библиотека». Вып. 30. — М., 1912.
  • Григорий Распутин и мистическое распутство. — М., 1912.
  • По поводу нового официального сообщения о деле еп. Гермогена (совместно с Самариным Ф. Д., Дружининым Н., Кожевниковым В. А., Корниловым А. А., Мансуровым П. Б., Самариным П. Д., Хомяковым Д., Шереметевым П.). — М., 1912. — 16 с.
  • Уроки веры и благочестия из святоотеческого богословия // Голос Церкви. 1912. — № 1. — С. 61-70.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? — М., 1913.
  • Беседы о жизни. — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913.
  • За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? — М., изд. «Религиозно-философской Библиотеки», 1913. — 14 с.
  • Папизм в православной церкви. — М., изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913. — 4 с.
  • Письма к друзьям (Письмо 1-е) // Вестник РХД. 1975. — № 115. — С. 17-24.
  • Письма к друзьям (Письмо 2-е) // Вестник РХД. 1976. — № 118. — С. 26-31; православная беседа. 1992. — № 8-9. С.2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, 10-е и 14-е) // Надежда. 1984. — № 10. — С. 96-181.
  • Письма к друзьям (Письмо 5-е, фрагменты) // Православная беседа. 1994. — № 3. — С. 2-4.
  • Письма к друзьям (Письмо 9-е) // Северо-Восток. Приложение к «Сибирской газете». 1992. — № 8 (12).
  • Письма к друзьям (Письмо 11-е) // Журнал Московской Патриархии. 1992. — № 6. — С. 54-60.
  • Письма к Л. Н. Толстому // Минувшее (Исторический альманах). Вып. 15. М.-СПб., 1994. — С. 371—423.
  • Письма к друзьям / Предисл., с. V-LIII, коммент. и науч. подгот. текста Е. С. Полищука. — М. : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та, 1994. — LIII, 352 с. — ISBN 5-7429-0005-8

Примечания

  1. Половинкин С. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 55-58. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-033-2 .
  2. от 26 сентября 2020 на Wayback Machine // Житие мученика Михаила Новоселова
  3. . Дата обращения: 2 марта 2016. 7 марта 2016 года.

Литература

  • Подушков Д. Л. // Удомельская старина: Краеведческий альманах. 2001. — № 21 (февраль).
  • Полищук Е. С. Мученик Михаил (Новосёлов) // Игумен Дамаскин (Орловский) . Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Январь-май. — Тверь: Булат, 2002. — 5000 экз. — C. 41—51
  • Матисон А. В. Духовенство Тверской епархии XVIII — начала XX веков: Родословные росписи. — СПб.: Издательство ВИРД. — 2003. — Вып. 2. — С. 61-74. — ISBN 5-94030-037-5
  • Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. — Тверь: «Булат», 2005 — 8 000 экз. — С. 69—95.
  • Косик О. В. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. — Вып. 2 (31). — С. 77-95.
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009. — 416 с.
  • Андрей Горбачев // pravoslavie.ru, 1 июля 2014
  • Половинкин С. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 591-596. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-052-3 .
  • Скурат Н. К. Жизнь и труды святого мученика Михаила Новоселова в бытность прихожанином московской церкви святого пророка Божия Илии, слывущей Обыденной // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2017. — № 7-8. — С. 381—450.
  • Ячменик В. А. // Филаретовский альманах. 2018. — № 14. — С. 135—146.
  • Ермилов П. В. , Паромов К. Я. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. — № 26. — С. 11-56.
  • Церкви Христовой ревнитель, лжецеркви лукавнующих обличитель. Новомученик Михаил Новоселов : жизнеописание и труды / составитель . — Москва : Братонеж, 2021. — 654 с. — (Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти). — ISBN 978-5-89737-906-4 . — 300 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Новосёлов, Михаил Александрович