Interested Article - Гришка Распутин (спектакль)

«Гри́шка Распу́тин» — спектакль в жанре политического фарса, поставленный Геннадием Егоровым на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО по пьесе русского писателя, мастера драматической поэзии Константина Скворцова «Гришка Распутин» .

История создания спектакля

поэт-драматург Константин Скворцов

Спектакль «Гришка Распутин» стал второй совместной работой поэта-драматурга Константина Скворцова и Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО .

Сегодня наши театры потеряли навыки работы с поэзией. А вот «Патриот» на глазах набирает культуру стиха и общения с залом. Театр должен воздействовать на душу зрителя, и ритмический стиль, присущий поэзии, несёт дополнительную эмоциональную нагрузку. Константин Скворцов

Спектакль рассказывает историю о Григории Ефимовиче Распутине , выходце из народных низов, незаурядном талантливом самородке, волей судьбы втянутом в политические игры верховной власти. По мнению театра судьба Григория Распутина глубоко трагична, так как он неизбежно шёл к осознанию своей роли марионетки в руках политиканов, рвущихся к власти .

Пьеса «Гришка Распутин» имеет второе название «Игра в шашки шахматными фигурами». В основе сюжета лежит версия о таинственном двойнике Григория Распутина, безымянном петербургском актёре, подменявшем «прорицателя и духовидца» в его далеко не духовных похождениях. Тема двойника, человека-маски неоднократно привлекала писателей и драматургов . В трактовке Константина Скворцова и Геннадия Егорова актёр, согласившийся стать двойником Распутина, является антагонистом самого Григория Распутина. Бросая вызов силам зла, актёр добровольно надевает на себя маску Распутина, но втянутый в дьявольскую игру, претерпевает необратимые метаморфозы, срастаясь со своей маской. В результате происходит полная деградация человеческой души актёра-двойника. По сути, пьеса представляет собой политический фарс начала двадцатого века, который отразился в трагических событиях России конца двадцатого века .

Чтобы перевести эстетику пьесы в сценическую метафору, художник Александр Кожухов лаконичными средствами создал на сцене образ греческого театра масок, который легко трансформировался в дворцовые интерьеры Петрограда начала XX века .

Премьера спектакля «Гришка Распутин» состоялась на сцене Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО 28 февраля 1992 года .

Создатели спектакля

  • Постановщик и режиссёр — Геннадий Егоров
  • Художник — Александр Кожухов
  • Композитор — Владимир Орлов
  • Хореограф — Вячеслав Тимофеев

Действующие лица и исполнители

Краткое содержание

Россия, 1916 год. В Народном доме Петрограда при большом скоплении публики показывают представление из античного времени, в котором Актёр , исполняющий главную роль в древнегреческой трагедии , устраивает публичный скандал. Он появляется на сцене перед зрителями переодетым и загримированным под святого старца Григория Распутина. Публика возмущена откровенными намёками на царскую семью. От тюремного наказания Актёра спасает сам Григорий Ефимович Распутин и предлагает стать его Двойником в реальной жизни. Актёр соглашается .

Н.Феоктистов в роли Двойника, В.Горбунов в роли банкира Рубинштейна

Для начала Распутин направляет Двойника вместо себя в ресторан. Представители высшего общества принимают Двойника за Распутина и предлагают ему деньги за протекцию перед царствующими особами. Банкир Рубинштейн даёт Двойнику взятку в миллион рублей за назначение Штюрмера премьер-министром, и Актёр её берёт. Дома, узнав все подробности, Григорий Распутин пытается приструнить Двойника, но Актёр уже так вошёл в новую роль, что требует свободы действий и начинает шантажировать самого старца .

В Царском Селе в присутствии Григория Распутина и под его влиянием императрица Александра Фёдоровна требует, чтобы Николай II отправился на фронт в качестве Верховного главнокомандующего и не делал кадровые перестановки в кабинете министров без благословения старца. В споре с мужем императрица теряет сознание. Распутин просит оставить их наедине и произносит молитву. Затем он внушает императрице, что нашёл надёжного человека, который готов перевезти царские деньги и драгоценности к её родственникам в Германию .

Б.Маслов в роли Распутина, Т.Пилецкая в роли Александры

Во дворце Юсуповых Хвостов , Сухомлинова, и Пуришкевич разрабатывают с князем Феликсом Юсуповым план убийства Григория Распутина. Сухомлинова вспоминает, что Распутин был увлечён красавицей Ириной , женой князя Феликса Юсупова . Заговорщики решают нанять Актрису , похожую на княгиню Ирину Юсупову, которая пригласит Распутина на свидание во дворец, где его и убьют.

Ювелир Симанович , журналист Мануйлов и банкир Рубинштейн встречаются с Двойником в образе Распутина в бане. В благодарность за освобождение из тюрьмы они вручают ему дорогие подарки. Двойник называет подарки взятками и отказывается их принимать. Он предлагает сыграть в карты: «Пусть карты нас рассудят» . Подарки станут ставкой в этой игре, и победитель получит их на законных основаниях. В разгар игры в бане появляется Актриса, одетая и загримированная под княгиню Ирину Юсупову. Двойник прогоняет дарителей и начинает ухаживать за гостьей. Она предлагает Двойнику встретиться вечером во двореце Юсуповых, где они смогут уединиться.

На следующий день вечером в доме Распутина Двойник собирается на свидание с Ириной Юсуповой. Неожиданно старец Григорий Распутин заявляет, что на это свидание он поедет сам. Спор заканчивается дракой, в результате которой старец выбрасывает Двойника в окно. Появляется князь Феликс Юсупов и увозит Распутина на встречу с мнимой женой. В комнату через окно влезает окровавленный Двойник, забирает красную рубаху Распутина, забытый на столе пистолет и отправляется вслед за уехавшими.

Во дворце Юсуповых Актриса, Хвостов и Пуришкевич готовятся к убийству Григория Распутина - подсыпают в пирожные и напитки яд. Услышав шум подъехавшей машины, заговорщики скрываются. Появляется Григорий Распутин, одетый в шубу поверх синей рубахи, и Феликс Юсупов. Феликс предлагает подождать княгиню и приглашает Распутина к накрытому столу, затем берёт гитару и поёт романс. Распутин наливает отравленную мадеру, пьёт и закусывает пирожным с ядом. Появляется Актриса, переодетая и загримированная княгиней Ириной Юсуповой. Распутин просит её нарисовать его портрет. Она рисует. Распутин теряет сознание. Очнувшись, он требует, чтобы княгиня выпила отравленное вино. Тогда князь Юсупов дважды стреляет из револьвера в Распутина. Он падает. Свет гаснет, потом зажигается. В комнату вбегают Пуришкевич и Хвостов. Они не замечают, что на полу лежит не Распутин, а Двойник в красной рубахе .

Т.Пилецкая в роли Александры, Ю.Оськин в роли Николая II

Заговорщики поздравляют друг друга. Чтобы инсценировать возвращение Распутина домой, Хвостов, Актриса и Пуришкевич уходят. Юсупов остаётся один. Неожиданно Двойник оживает и у князя Феликса Юсупова начинается истерика. Услышав шаги, Двойник скрывается. В комнату вбегает Пуришкевич и сообщает Феликсу Юсупову, что Распутин жив и его необходимо догнать и добить. Юсупов и Пуришкевич убегают. Двойник возвращается в комнату и наблюдает через окно, как Пуришкевич и князь Юсупов пытаются убить Распутина. Двойник достаёт пистолет, целится в Распутина и стреляет: «Герой наш замер на дорожке! Ещё огонь! – стреляет, - Дорога в ад открыта! Упал. Вот так! С ним кончено. Finita!» .

Царское Село. Николай II в присутствии императрицы Александры Фёдоровны и фрейлины Анны Вырубовой , слушает доклад министра внутренних дел Протопопова об убийстве Распутина. Протопопов неожиданно объявляет, что в него вселился дух Распутина и что теперь спасителем России будет он. Царская семья возмущена наглостью Протопопова.

Входит князь Феликс Юсупов и заявляет, что убийство Распутина организовал он, во имя спасения Отечества. Николай II не признаёт убийство Распутина спасением для России и, предчувствуя наступление трагических и роковых дней, завершает спектакль словами: «И пусть дойдёт до моего народа: Свобода убивать – не есть Свобода! И потому сжимаю свой кулак в проклятии!» Свет меняется, на сцену выходит Двойник в красной рубахе и нагло садится на царский трон: «Вот так!» .

Гастроли

Вот и сегодня, когда вновь проходят гастроли театра в Москве, на афише его премьера - поэтическая драма Константина Скворцова «Гришка Распутин». Умно, динамично, захватывающе ведут актёры театра спектакль. И если вспомнить гастроли прошлого года, нельзя не отметить значительный творческий рост труппы. Галина Ореханова

Спектакль «Гришка Распутин» был показан на гастролях Санкт-Петербургского драматического театра «Патриот» РОСТО в Москве , Самаре , Уфе , Жукове , Рязани , Челябинске , Обнинске , Вичуге , Иваново , Новгороде , Златоусте , Брянске , Ногинске , Миассе , Калуге , Тамбове , Липецке , Воронеже , Белгороде , Твери , Пскове .

Факты

- Это безумно дорого. У нас нет таких денег, - сказал художественный руководитель театра Геннадий Егоров.
- У вас есть талант. Это дороже всяких денег. Самолёт я организую.

Г. Егоров принял последнюю реплику драматурга за шутку. Но уже в июне драматический театр «Патриот» гастролировал в городах Южного Урала: Златоусте, Миассе и Челябинске .

Примечания

  1. Алексей Тремасов. // Всегда со мною. 6 февраля 2020 года.
  2. . Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано из 18 февраля 2015 года.
  3. . Дата обращения: 3 мая 2014. 4 мая 2014 года.
  4. Российская оборонная. Энциклопедический сборник. — М. : «Магистр-ПРО», 2002. — С. 247. — 352 с. — ISBN 5-901104-05-6 .
  5. . Дата обращения: 19 мая 2015. 18 февраля 2015 года.
  6. . Дата обращения: 19 мая 2015. 17 февраля 2015 года.
  7. Константин Скворцов. Человек сам космос // Красная звезда : газета МО РФ. — 13.02.1993. — С. 6 .
  8. Сергей Богомолов. Высказанная боль // На страже Родины : газета. — 03.01.1992. — № 2(24137) . — С. 4 .
  9. Александр Бондаренко. Театр стихотворения // Красная звезда : газета МО РФ. — 01.12.1992. — С. 4 .
  10. Александр Бондаренко. Пока горит свеча // Патриот : газета. — декабрь 1993. — № 48 . — С. 12 .
  11. Василий Лавринюк. Театр особого назначения // Воин : журнал МО РФ. — 01.12.1992. — № 8 . — С. 112-115 .
  12. Лола Звонарёва . Сквозь призму «Патриота» // Литературная Россия : газета. — 14.04.1995. — № 15(1679) . — С. 6 .
  13. Маргарита Решетникова. Храм Отечества строим в душе // Советская Россия : газета. — 26.01.1995. — № 10(11140) . — С. 3 .
  14. Олег Шолмов. Пьеса как айсберг // Красная звезда : газета МО РФ. — 28.02.1992. — С. 8 .
  15. Олег Дунаев. Там русский дух, там русью пахнет // Военные знания : журнал. — март 1993. — № 3 . — С. 29 .
  16. Олег Владимиров. Сквозь мрак - к свету! // Патриот : газета. — 04.02.1992. — С. 14 .
  17. , с. 338.
  18. Наталья Литвинская. Тот самый Распутин возвращается // Народная правда : газета. — 24.01.1992. — С. 4 .
  19. , с. 372.
  20. , с. 381.
  21. Галина Ореханова. «Патриот» в Москве // Советская Россия : газета. — 31.03.1992. — С. 7 .
  22. Нина Николаева. Ванька Каин и Гришка Распутин // Челябинский рабочий : газета. — 25.06.1992. — С. 4 .
  23. Н. Юдович. Поэт и театр // Златоустовский рабочий : газета. — 23.06.1992. — № 123(18895) . — С. 4 .
  24. Николай Коняев. // Родная Ладога : журнал. — 2010. — № 2 (12) . — С. 206 . 7 апреля 2014 года.
  25. Олег Починюк. // Красная звезда : газета МО РФ. — 26 февраля 2005. 4 марта 2016 года.
  26. Сергей Богомолов. Театр «Патриот»: в Москве - успех // На страже Родины : газета. — 14.04.1992. — № 73(24208) . — С. 5 .
  27. Книга Константин Скворцов (писатели России). — Челябинск: АБРИС, 2012. — С. 121. — 256 с. — ISBN 978-5-91744-042-2 .
  28. Николай Махнев. К патриотам Отечества // Красная звезда : газета МО РФ. — 04.11.2000. — С. 6 .

Литература

  • Скворцов К.В. Избранные произведения: В 3-х т. — М. : Русская книга, 1999. — Т. 1. — 552 с. — ISBN 5-268-00421-2 (Т.1).
Источник —

Same as Гришка Распутин (спектакль)