Александра Фёдоровна (жена Николая I)
- 1 year ago
- 0
- 0
Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Викто́рия Али́са Еле́на Луи́за Беатри́са Ге́ссен-Дармшта́дтская ; нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein (Hesse-Darmstadt) , Николай II называл её также А́ликс — производное от Алиса и Александра; 6 июня 1872 , Дармштадт — 17 июля 1918 , Екатеринбург ) — русская императрица, супруга Николая II (c 1894 года ). Четвёртая дочь великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV и герцогини Алисы , дочери британской королевы Виктории .
Тезоименитство (в православии ) — 23 апреля по юлианскому календарю , память мученицы Александры .
Родилась в городе Дармштадте ( Германская империя ) в 1872 году. Была крещена 1 июля 1872 года по лютеранскому обряду. Данное ей имя состояло из имени её матери (Алиса) и четырёх имён её тёток. Крёстными родителями были: Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII) , цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной , младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса , Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская и Мария Анна, принцесса Прусская .
От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии .
В 1878 году в Гессене распространилась эпидемия дифтерии . От неё умерли мать Алисы и её младшая сестра Мэй, после чего большую часть времени Алиса жила в Великобритании в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт . Алиса считалась любимой внучкой королевы Виктории, которая называла её Sunny («Солнышко»).
В июне 1884 года в возрасте двенадцати лет Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии — Елизавета Фёдоровна ) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем . Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича. Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича .
1 марта 1892 года умер отец Алисы — герцог Людвиг IV.
В начале 1890-х годов против брачного союза Алисы и цесаревича Николая были родители последнего, надеявшиеся на его брак с Еленой Луизой Генриеттой , дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского . Сама же Алиса, по мнению своей бабушки королевы Виктории , была наиболее подходящей кандидаткой на роль супруги своего двоюродного брата, ─ Альберта-Виктора, герцога Кларенса . Ключевую роль в устройстве брака Алисы с Николаем Александровичем сыграли усилия её сестры, великой княгини Елизаветы Фёдоровны , и супруга последней, через которых осуществлялась переписка влюблённых . Позиция императора Александра и его супруги изменилась ввиду настойчивости цесаревича и ухудшающегося здоровья императора; 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. Следующие месяцы Алиса изучала основы православия под руководством придворного протопресвитера Иоанна Янышева и русский язык — с учительницей Е. А. Шнейдер . 10 (22) октября 1894 год она приехала в Крым, в Ливадию , где пробыла вместе с императорской семьёй до дня смерти императора Александра III — 20 октября. 21 октября ( 2 ноября ) 1894 год там же приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна) .
Николай и Александра приходились друг другу дальними родственниками, будучи потомками немецких династий. Например, по линии своего отца Александра Фёдоровна была и четвероюродной тёткой (общий предок — прусский король Фридрих Вильгельм II , через которого приходилась внучатой двоюродной племянницей своей тёзке также Александре Фёдоровне , прабабушке Николая II), и троюродной сестрой Николая (общий предок — Вильгельмина Баденская , через которую приходилась внучатой племянницей бабушке императора).
14 (26) ноября 1894 года (в день рождения императрицы Марии Фёдоровны, что позволяло отступление от траура) в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. После бракосочетания члены Святейшего синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием отслужили благодарственный молебен ; при пении « Тебе, Бога, хвалим » был дан пушечный салют в 301 выстрел . Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя» .
Семья большую часть времени жила в Александровском дворце в Царском селе. В 1896 году , вскоре после коронации , Александра вместе с Николаем ездила в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку . В августе 1896 года они совершили поездку в Вену , а в сентябре — октябре — в Германию, Данию, Англию и Францию.
В последующие годы императрица родила подряд четырёх дочерей: Ольгу ( 3 [15] ноября 1895 год ), Татьяну ( 29 мая ( 10 июня ) 1897 год ), Марию ( 14 (26) июня 1899 год ) и Анастасию ( 5 [18] июня 1901 год ). В императорской семье очень остро встал вопрос о сыне — наследнике престола . Наконец, 30 июля ( 12 августа ) 1904 год в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын — цесаревич Алексей Николаевич , родившийся с наследственным заболеванием — гемофилией.
В 1905 году императорская семья познакомилась с Григорием Распутиным . Ему удавалось помогать Алексею бороться с приступами болезни, перед которой была бессильна медицина, вследствие чего он приобрёл большое влияние на Александру Фёдоровну, а через неё и на Николая .
В 1897 и 1899 годах семья ездила на родину Александры Фёдоровны в Дармштадт . В эти годы по указанию Александры Фёдоровны и Николая II в Дармштадте была построена православная церковь Марии Магдалины , действующая и в настоящее время.
17—20 июля 1903 года императрица участвовала в торжествах прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского в Саровской пустыни .
Для развлечения Александра Фёдоровна играла на фортепиано вместе с профессором Петербургской консерватории Рудольфом Кюндингером . Императрица брала также уроки пения у профессора консерватории Наталии Ирецкой . Иногда пела дуэтом с кем-то из придворных дам: Анной Вырубовой , (дочь Владимира Фредерикса ) или Марией Штакельберг.
Из фрейлин к императрице были близки: в начале царствования — княжна Мария Барятинская , затем — графиня Анастасия Гендрикова (Настенька) и баронесса София Буксгевден (Иза). Одной из близких к ней людей была Анна Вырубова, которая имела определённое влияние на императрицу. Через Вырубову в основном шло общение императрицы с Григорием Распутиным.
В 1915 году в разгар Первой мировой войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны Веры Гедройц , а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестёр. Императрица лично финансировала несколько санитарных поездов .
8 (21) марта 1917 год , после Февральской революции , в соответствии с постановлением Временного правительства Александра Фёдоровна вместе с дочерьми генералом Лавром Корниловым была заключена под домашний арест в Александровском дворце . Вместе с ней осталась Юлия Ден , которая помогала ей ухаживать за великими княжнами, и Анна Вырубова. В начале августа 1917 года царская семья была по решению Временного правительства выслана в Тобольск , а в апреле 1918 года по решению большевиков перевезена в Екатеринбург .
Александра Фёдоровна была убита вместе со всей семьёй и приближёнными в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге . 17 июля 1998 года, вместе с другими расстрелянными, перезахоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Останки Александры Фёдоровны и её супруга были эксгумированы для следственных действий в рамках установления личностей останков их детей — Алексея и Марии .
Императрица Александра была шефом полков: лейб-гвардии Уланского Имени Её Величества , 5-го гусарского Александрийского , 21-го Восточно-Сибирского стрелкового и Крымского конного , а из числа иностранных — Прусского 2-го гвардейского драгунского полка.
Также императрица занималась благотворительной деятельностью. К началу 1909 года под её покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией , Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество , Попечительство о трудовой помощи, школа нянь Её Величества в Царском Селе, Петергофское общество вспомоществования бедным, Общество помощи одеждой бедным Санкт-Петербурга, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-идиотов и эпилептиков, Александрийский приют для женщин и другие.
Множество людей постоянно получали поддержку от императрицы, в том числе и денежную. Во время пребывания в Крыму она регулярно устраивала благотворительные базары, как правило, в Ялте , которые длились иногда по нескольку дней. Все изделия, продававшиеся на них, императрица и княжны делали собственноручно, и результаты оказывались впечатляющими. Так, благотворительный базар 1911 года принёс 45000 рублей, что в современных ценах составляет более миллиона долларов. Все средства шли на благотворительные цели, на помощь больным и неимущим .
Для императрицы (наряду с интересом к проблемам богословия и обрядности ) был характерен интерес к православной народной святости . В круг её «мистических друзей» в начале XX века входили юродивый Митя Козельский , странник Василий Босоногий , «блаженная» Матрона Босоножка и другие. Доктор исторических наук Сергей Бычков видел объяснение данного феномена в особенностях личности Александры Фёдоровны и ссылался на слова её современника: «Она приняла православную веру со всей своей непосредственностью и со всей глубиной, свойственной её природе и стала «православной» в самом законченном и абсолютном смысле слова. Её новое религиозное настроение влекло её ко всему, что имело прямое или косвенное отношение к Церкви» .
Граф С. Ю. Витте , бывший председателем Совета министров Российской империи (1905—1906), писал, что Николай II:
Женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было нетрудно при его безвольности. Таким образом, императрица не только не уравновесила его недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и её ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга. Вследствие такого положения вещей с первых же годов царствования императора Николая II начались шатания то в одну, то в другую сторону и проявления различных авантюр. В общем же направление было не в смысле прогресса, а в сторону регресса; не в сторону начал царствования императора Александра II , а в сторону начал царствования императора Александра III , начал выдвинутых убийством императора Александра II и смутою, от которых император Александр III сам в последние годы начал постепенно отходить .
Генерал А. А. Мосолов , бывший с 1900 по 1916 год начальником канцелярии Министерства императорского двора, в своих воспоминаниях свидетельствовал , что императрице не удалось стать популярною в своём новом отечестве, причём с самого начала тон этой неприязни задала её свекровь императрица Мария Фёдоровна , ненавидевшая немцев; против неё, по его свидетельству , была также настроена влиятельная великая княгиня Мария Павловна , что, в конечном итоге, привело к отвращению общества от трона .
Сенатор В. И. Гурко , рассуждая о истоках «взаимной, с годами всё возраставшей между обществом и царицей отчужденности» писал в эмиграции:
Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринуждённых отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность .
Камер-юнгфера императрицы М. Ф. Занотти показывала следователю А. Н. Соколову :
С государыней я прожила всю мою жизнь. Я её хорошо знаю, люблю. Мне кажется, что государыня в последнее время была больна… Государыня была больна, как мне кажется, истерией . <…> Может быть, у неё была какая-либо женская болезнь. Что-то такое у неё было в этом отношении. <…> Она была в последние годы нетерпимой к чужому мнению, которое было несогласно с её мнением. Таких мнений, которые были не согласны с её взглядами, она не выносила. Ей было очень неприятно слушать такие мнения… Вообще я скажу, что в последние годы своё „ я “ она чувствовала непогрешимым, обязательным для всех. Кто не согласны были с её „я“, должны были удаляться от неё. <…> На все вещи она мало-помалу стала смотреть именно с точки зрения религиозной. Только так она и смотрела на всё: грех или не грех. Она не рассматривала вопроса с точки зрения жизненной, а исключительно с точки зрения религиозной…
Балерина М. Ф. Кшесинская , состоявшая в романтических отношениях с цесаревичем Николаем в 1892—1894 годах, в своих эмигрантских мемуарах оставила следующий отзыв об императрице:
Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга .
В 1981 Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской православной церковью за рубежом , в августе 2000 года — Русской православной церковью .
При канонизации Александра Фёдоровна стала Царицей Александрой Новой, поскольку среди святых уже была Царица Александра .