Interested Article - Кангро, Тауно

Тáуно Кáнгро ( эст. Tauno Kangro , род. 25 мая 1966 года , Таллин ) — эстонский скульптор и художник . Член ( 1994 ).

Биография

В 1984 году Тауно Кангро окончил среднюю школу № 20 в Таллине .

Для того, чтобы избежать призыва в армию и возможного попадания на Афганскую войну , Тауно поступил в Таллинскую техническую школу на специальность « гончар -каменщик». От исполнения воинской обязанности мог бы спасти Художественный институт, но поступлению туда препятствовало недостаточное умение рисовать: в скульптурной студии Таллинского дома пионеров (ныне — Центр по интересам «Кулло» в таллинском парке Лёвенру ), куда подростком ходил Тауно, рисовать не учили. Однако, как раз в то время было принято решение ликвидировать технические школы, приравняв их к профессиональным училищам . Это означало, что юноши, учившиеся в технических школах, и в их числе — Тауно, попали в число потенциальных призывников военного комиссариата . На медицинской комиссии последним врачом, осматривавшим Тауно, была женщина- психиатр доктор Пальвар, которая сразу спросила, хочет ли он идти в армию или нет. Тауно честно ответил, что не хочет, а на вопрос: «Чего же ты тогда хочешь?» рассказал доктору о своей мечте поступить в художественный институт и создавать большие бронзовые и гранитные скульптуры . После такого рассказа доктор признала его психически негодным к воинской службе, утверждая, что если человеку типа Тауно дать в руки оружие , он застрелит какого-нибудь сослуживца. Позже выяснилось, что доктор Пальвар предложила свои услуги военному комиссариату именно для того, чтобы спасать мальчишек с творческими задатками от военной службы .

С 1976 по 1984 год Тауно Кангро учился в скульптурной мастерской художника Калью Рейтеля в Таллине, затем, с 1986 по 1993 год , на отделении скульптуры в Эстонской академии художеств .

С 1992 по 1999 год преподавал рисование в 32-й средней школе в Таллине и в Коллегии образования Старого города .

В своих произведениях скульптор использует много камня и металла, по его слoвам, в них кроется невероятно могучая сила, и ему этот материал особенно близок как самый правильный материал для воплощения персонажей эстонcких эпосов , а также мифических и магических персонажей.

В конце мая 2016 года мастер отметил свое пятидесятилетие большой выставкой «Mогучая сила камней и металлов» на Площади Вабадузе в Таллине. Специально для этого события был построен огромный стеклянный павильон с люстрами и красной дорожкой. Место проведения выставки было выбрано не случайно. Тауно Кангро очень нравится архитектура площади Вабадузе, и для него был немаловажен тот факт, что эпос Эстонии Калевипоэг будет «пахать на этом поле». Часть экспозиции была выставлена в церкви Яани , где можно было ознакомиться c религиозными персонажами скульптора. Если балерины в пятидесятилетнем возрасте уже давно на пeнсии, то, по мнению Кангро, художник к этому времени только созрел и впереди в плане творчества ещё много надо успеть.

Занимается меценатством . За спонсорскую деятельность в 2011 году был награждён благодарственной грамотой Таллина и титулом «Многолетний спонсор ». Многолетним спонсором признается физическое или юридическое лицо , которое пять лет подряд входило в число «золотых» или «серебряных» спонсоров . «Золотыми спонсорами » признаются физические лица, пожертвовавшие городу или городскому учреждению либо фонду в денежном или неденежном выражении от 6400 евро , и юридические лица, чьи пожертвования превысили 12 800 евро. Для «серебряных спонсоров » эти суммы составляют соответственно от 3200 евро и 6400 евро.

Был членом Центристской партии Эстонии с мая 2006 года по апрель 2012 года . 26 апреля 2012 года на эстонском портале Дельфи была опубликована статья репортёра Мадиса Юргена, в интервью которому Тауно Кангро рассказал, что его вступление в Центристскую партию произошло под давлением тогдашнего председателя городского собрания Таллина , угрозами лишения квартиры и рабочей мастерской в Старом городе и обещанием получать всестороннюю помощь в своих начинаниях, если он станет членом партии (на момент интервью Эльмар Сепп уже отбывал тюремное наказание). Заявление о вступлении в партию Тауно Кангро писал с тяжёлой душой и после выхода из партии считает себя не менее виноватым в сложившейся ситуации, чем Эльмар Сепп .

В 2007 году Кангро создал предприятие по выполнению заказов на изготовление скульптурных произведений — товарищество «SkulptuuriGalerii OÜ» . Предприятие располагает учебным классом, студией, мастерскими, галереей-салоном и большим выставочным залом, на предприятии работают 15 человек. Заказы в бронзе размещаются на заводе под Таллином, гранит обычно закупается в Финляндии .

Тауно Кангро дважды женат. У него шесть детей: пять дочерей (три от первой жены) и сын. Вторая жена, Яна, в феврале 2004 года родила Тауно двойняшек: мальчика и девочку Дочь Хелелийз скульптор впервые увидел в 2008 году , когда девочке было 12 лет. Она с мамой, учительницей рисования, жила в маленьком эстонском городке Выру . Сейчас взрослая дочь работает с отцом в одном ателье.

Тауно также рисует пастелью . Излюбленные персонажи его рисунков — обнажённые модели и различные животные.

У гротескно - наивистического творчества Тауно Кангро есть как поклонники, так и хулители. В частности, эстонский художественный критик Мари Картау отозвалась о его скульптурах так: «Многие из них очень уродливы, и чем они больше, тем уродливее».

Тауно очень любит цветы и, по его словам, дарит их женщинам каждый день, а не только 8 марта . В доме скульптора большая коллекция кактусов , которые один из друзей дарит ему на каждый день рождения. Не любит Тауно только лилии из-за их сильного запаха и красные гвоздики .

Визуальной « визитной карточкой » скульптора, по которой его узнают уже издалека, стала его одежда: он постоянно ходит в кожаном бежево -рыжем или тёмно-коричневом сюртуке и кожаном берете . Сам Тауно на вопрос, почему он так одевается, ответил: «Почему бы и нет? Стилизация под народную одежду. Это мой ежедневный наряд, и он хорошо работает на имидж и хорошо чистится. У меня таких десять штук».

Известные работы

Большой Тылль и Пирет
Большой Тылль и Пирет
Задумчивый мужчина
Барельеф Фердинанда Вейке
Счастливый трубочист
Кихну Йынн
Кихну Йынн

Богатырь Суур Тылль (Большой Тылль) является одним из символов эстонского острова Сааремаа . О нём сложено множество легенд . Считается, что сам остров Сааремаа — это тело богатыря, а остров Муху — голова, которую богатырь потерял в схватке с нечистым исполином Вана-Паганом. Скульптура, которая находится перед спа -отелем «Мери», изображает Большого Тылля и его жену Пирет. Предание гласит, что земля сааремааского полуострова Сырве была мила Тыллю, через нее лежала кратчайшая найденная им дорога к острову Рухну , где у него был капустный огород . И когда жена Тылля Пирет разводила огонь под котлом, Тылль вступал на морскую дорогу и за полчаса успевал туда и обратно, принося Пирет капусту как раз к моменту, когда начинала закипать вода.

Скульптура быка была установлена на холме Валлимяги недалеко от замка над Раквере в 2002 году на 700-летие города и стала его символом. Бык стоит на большом постаменте, на котором выгравированы имена помогавших в этом затратном проекте и герб Раквере. Место было выбрано не случайно. Согласно легенде, здесь когда-то упала голова быка, и древние эсты назвали это место Тарвас, что означало «голова тура». Согласно другой народной легенде, потирание половых признаков самой большой скульптуры животного в Прибалтике сулит трущему половое здоровье. Длина быка — 7,1 метра, высота — 3,5 метра (с гранитным основанием — 5 метров). Расстояние между рогами — 3,4 метра. Вес примерно 7000 кг. Это самая большая статуя животного в Балтийских странах .

В скульптуре «Корова» Тауно Кангро решил увековечить самую популярную в Австралии породу Абердин-ангус, чьих сородичей в «австралийском» ресторане рядом с аппетитом и поедают.

На территории пярнуского яхтклуба стоит памятник легендарному капитану Кихну Йынну. История его такова. В 1848 году на эстонском острове Кихну в деревне Роотсикюла родился Энн Ууэтоа, прозванный Кихну Йыннем. Мальчишка с детства дружил с морем и из простого паренька с крохотного острова стал настоящим «морским волком». Всё его образование — три дня в морской школе Палдиски , удостоверение капитана получил как практик, имеющий большой опыт безаварийного плавания по морю. Йынн брался вести самые утлые суда в самые отчаянные шторма , и удача всегда сопутствовала ему. «Если судно хорошее, то и море будет рычать под его килем», — поговаривал капитан (это высказывание Тауно Кангро выгравировал на памятнике Кихну Йынну в Пярну ). Юхан Смуул написал об этом капитане книгу, а Юри Ярвет сыграл роль Дикого капитана в одноимённом фильме ( 1971 ). Могила капитана находится на единственном кладбище острова Кихну. Капитан погиб в бурю 19 ноября 1913 года у берегов Дании . Его останки вернулись на родину лишь в 1992 году .

Мемориальная доска, посвящённая « Балтийской цепи », была открыта в 25-ю годовщину (2014 год) одного из крупнейших событий периода борьбы за восстановление государственной независимости Эстонии в Пярну на улице Айса, 39, где родилась идея её проведения. «Балтийский путь», в ходе которого была образована живая цепь людей от Таллина через Ригу до Вильнюса , проводилась в память о подписанном к тому времени 50 лет назад договоре между СССР и гитлеровской Германией , обрекшем на поглощение Советским Союзом и три Балтийские государства. Это крупнейшая из когда либо проводившихся совместно тремя народами акций и вообще крупнейшая акция мирного протеста в истории Европы . Она включена в программу Памяти мира ЮНЕСКО .

В июле 2015 года, в день празднования своего 35-летия, маленький городок рядом с Таллином Маарду заявил о себе как о городе, где есть место романтике. Оказывается, в этих краях были свои « Ромео и Джульетта », с которыми связана легенда об основании мызы Маарду. Кульминацией праздника стало открытие в городе бронзовой скульптуры маардуским влюбленным, созданной Тауно Кангро. Говорят, что когда-то молодых попыталась разлучить баронесса , поселившаяся на мызе у озера Маарду, но безуспешно.

В миниатюрном виде работы Кангро можно увидеть в его городской мастерской , а крупные формы или, как говорит сам Тауно, монументы, хранятся в его загородном доме (Гранитной вилле ) в Лайтсе . Обширные помещения Гранитной виллы служат не только домом скульптору и его семье. Здесь же располагается мастерская, а часть помещений второго этажа служит гостевыми комнатами. Большую часть первого этажа занимает холл, который увешен картинами и малыми формами (скульптуры небольшого размера) мастера. В обширном холле часто проходят концерты разных исполнителей, побывать на которых может любой человек.

Кангро изготовил три меча с рукоятками из дуба , посаженного в Таллине Петром I , один из них — специально для Санкт-Петербурга — преподнёс в дар Валентине Матвиенко . По замыслу автора, меч с именами всех градоначальников Северной столицы за три столетия на клинке должен стать символом мудрого управления Санкт-Петербургом и передаваться последующим губернаторам .

Выставки

С 1992 года у Тауно Кангро состоялось 26 персональных выставок на родине и 33 за рубежом, в частности, в Финляндии, Австрии, Бельгии, Голландии, Литве, Латвии, Норвегии, Франции, Швеции, Германии, Дании, Китае, Польше, Беларуси и России. Он также принимал участие в двадцати одной совместной выставке.

Высказывания

  • «Я не страдаю манией величия и не считаю, что ценность работы зависит от её размера, просто у каждого художника свой формат. И мой формат большой: я — монументалист по духу».
  • «Ничего не поделать: если ты закажешь у Кангро семь метров, получишь все двенадцать».
  • «Два ценных навыка, которые у меня есть, это способность работать и способность выбирать друзей».
  • «Каждый человек должен уметь справляться с собой. Если он не может с собой справиться — это или его вина или есть реальная причина: война, леность, пьянство. Одна из причин, почему художники не могут справляться с собой — это зависть и горечь. Водка и таблетки не помогут. Я бы предложил относиться к жизни позитивно».
  • «В каждой профессии есть озлобленные люди. Несомненно, процент самоубийств и эмоционального перегорания среди художников один из самых высоких… Художник всегда сомневается в себе. Художник всегда должен искать свой собственный путь. Это очень нервная и нестабильная профессия ».
  • «Я, в общем, люблю все цветы, но я не сторонник этих букетов, которые заворачивают в красочную бумагу. Они, по слухам, нравятся только русским и пьяным финнам».
  • «У меня немного болит сердце за „Счастливого трубочиста“ — он слишком мал. Рост трубочиста 1 метр 17 сантиметров. И бугорок, сделанный под ним, тоже слишком мал».
  • «Ядовито-красный нос и шутовское обрюзглое лицо с красивыми формами. А если серьёзно — надо подумать…» (ответ на вопрос эстонского журналиста, сделал бы он скульптуру Ельцина , если бы ему её заказали).
  • О Монументе Победы в Освободительной войне : «У меня был совершенно готовый эскиз — начинающийся на горке Харью „Источник Свободы“ и с двух сторон люди как в Балтийской цепи . Но он не отвечал условиям конкурса. А что касается этого стеклянного креста , то я бы мог сделать то же самое в пять раз дешевле из чёрного гранита . Доставил бы из Финляндии чёрный гранит , отполировал — и он бы стоял вечно».
  • « Свинки очень хороши, потому что можно играть с формами и вкладывать эмоции в скульптуру. Интересно, что люди узнают себя в забавных свинках и отождествляют себя с этими животными. Проходят, останавливаются и говорят: „Ой, вот это я“».
  • « Церетели — не русский художник, он адепт , я бы сказал, агрессивного грузинско-еврейского стиля… Но 95 % скульптур, что я вижу в Москве , — его. Я в Тбилиси согласен видеть его стиль, но не в России … Церетели продал душу».
  • «Любовь к ребёнку начинается не в тот момент, когда он рождается, а когда он ещё в животе у будущей матери, и очень приятно наблюдать это отношение, этот контакт».

История «Калевипоэга, возвращающегося домой»

Самая крупная бронзовая скульптура в Прибалтике — статуя Калевипоэга высотой 21 метр — изначально должна была появиться в Таллинском заливе во второй половине 2009 года . Город решил возвести скульптуру Калевипоэга еще в 2005 году , а 26 января 2007 года на конкурсе идей для этого проекта победила работа Тауно Кангро «Калевипоэг возвращается домой». По словам комиссии, остальные две работы, представленные на конкурс, не соответствовали условиям конкурса. В результате комиссия решила, что приз за первое место в размере ста тысяч крон вручён не будет. За работу «Калевипоэг возвращается домой» Кангро был награждён призом за второе место в размере 70 тысяч эстонских крон.

Кангро тогда отметил, что для создания скульптуры ему понадобится по меньшей мере три года. Монумент планировалось возвести на холме Маарьямяэ , напротив замка Орлова (построен в 1874 году по воле графа Анатолия Владимировича Орлова-Давыдова ). Надводная часть статуи, за которую отвечал сам скульптор, в 2009 году оценивалась в 53 миллиона эстонских крон (примерно 340 тысяч евро), стоимость же всего проекта была вообще не известна. Для решения вопросов, связанных с созданием скульптуры, Тауно Кангро создал недоходное объединение «Калевипоэг возвращается домой» ( MTÜ „Kalevipoja kojutulek” ).

Однако проект установки скульптуры замер на долгие годы. Долгое время было непонятно, откуда же придут деньги на то, чтобы установить в заливе огромную фигуру Калевипоэга, держащего в руках лодку с людьми. Кроме того, сразу после объявления результатов конкурса борьбу против установки в Балтийском заливе «Калевипоэга» Кангро начали художники, утверждая, что скульптура в художественном отношении нехороша и не годится в городском контексте.

По словам скульптора , созданный Тауно Кангро Калевипоэг — безногий национальный герой, униженно преклоняющий колени перед мемориалом советским воинам [прим. после восстановления независимости Эстонии этот мемориал на Маарьямяэ находится в запущенном состоянии].

«Автор Тауно Кангро в неоднократных выступлениях говорил о Калевипоэге, стоящем по колено в море, возвращающемся домой и несущем своему народу счастье. К сожалению, упущен из виду тот факт, что Калевипоэг, осуществлённый по нынешним планам, никогда не доберется ни до дому, ни до берега, поскольку он забетонирован в морское дно — иными словами, навсегда останется пленником моря, ветров и льда, — написал Яак Соанс на полосе мнений в газете „Ээсти Пяэвалехт”. — Кангро считает, что Калевипоэг вернулся из кругосветного путешествия домой (согласно эпосу, речь идет о путешествии на край света) и привёз с собой людей из других стран — не думаю, что это китайцы или негры , скорее, зарубежные эстонцы . На самом деле, эти до смерти испуганные людишки находятся у него на коленях в каком-то соуснике , напоминающем лодку ».

«Для страха есть повод, поскольку Калевипоэг, согбенный и склонённый, со взглядом, устремлённым в землю, несёт их как дань прямо к мемориалу Маарьямяэ, будто принося их в жертву героическим русским солдатам , оккупантам , от которых когда-то бежали зарубежные эстонцы, которых Калевипоэг насильно тащит теперь обратно», — заключил Яак Соанс.

Многие горожане также не поддержали ни мрачный, грубо отёсанный проект Кангро, ни саму идею возвышающейся в море многометровой фигуры.

Весной 2016 года MTÜ «Kalevipoja kojutulek» представил Департаменту технического надзора официальное ходатайство о возведении монументальной скульптуры, из которого следовало, что в сотрудничестве с городом Таллином в Таллинском заливе, в 100 метрах от берега, планируется установка скульптуры Калевипоэга высотой 23,6 метра вместе с относящимися к ней ледовыми заграждениями и морским электрокабелем. Глубина моря в месте предполагаемой установки около метра, и предполагалось, что люди могут дойти до скульптуры по воде. В ходатайстве Кангро отметил, что судьба скульптуры решается уже 19 с половиной лет, и что за это время технологии усовершенствовались, и теперь возможно сделать скульптуру более лёгкой и прочной — из двухкомпонентного полиуретана , покрытого металлом.

Совет Департамента технического надзора проголосовал против проекта. До этого против высказались также Таллинский департамент городского планирования, Департамент охраны памятников истории и культуры и Таллинский департамент культуры .

Примечания

  1. Riina Mägi. . Vooremaa (28 августа 2006). Дата обращения: 24 марта 2017. 25 марта 2017 года.
  2. . Sputnik. Eesti (25 мая 2016). Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  3. . Tallinn . www.tallinn.ee (21 декабря 2011). 30 июня 2015 года.
  4. . Дата обращения: 27 июня 2015. 30 июня 2015 года.
  5. . Дата обращения: 23 марта 2017. 23 марта 2017 года.
  6. Madis Ürgen. . Delfi (26 апреля 2012). Дата обращения: 23 марта 2017. 24 марта 2017 года.
  7. . Дата обращения: 15 февраля 2019. 15 февраля 2019 года.
  8. . Delfi (19 мая 2004). Дата обращения: 27 марта 2017. 28 марта 2017 года.
  9. . Delfi (26 сентября 2008). Дата обращения: 27 марта 2017. 28 марта 2017 года.
  10. . Eesti Rahvusringhääling (14 сентября 2016). Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  11. Betty Ester. . Õhtuleht (8 марта 2000). Дата обращения: 27 марта 2017. 28 марта 2017 года.
  12. . МК-Эстония (4 ноября 2013). Дата обращения: 27 июня 2015. 30 июня 2015 года.
  13. Элла Аграновская. . Молодёжь Эстонии - Суббота (25 февраля 2002). Дата обращения: 27 марта 2017. 28 марта 2017 года.
  14. . Triptoestonia.com . 30 июня 2015 года.
  15. . Дата обращения: 27 июня 2015. 2 мая 2021 года.
  16. . Едем в Прибалтику . Дата обращения: 25 марта 2017. 22 сентября 2016 года.
  17. . Skulptuuristuudio OÜ . 24 сентября 2015 года.
  18. Нелли Кузнецова. Молодёжь Эстонии (8 сентября 2006). Дата обращения: 25 марта 2017. 13 июля 2015 года.
  19. . Едем в Прибалтику . Дата обращения: 27 июня 2015. 29 июня 2015 года.
  20. . Triptoestonia.com . Дата обращения: 27 июня 2015. 30 июня 2015 года.
  21. . Зона путешествий . Архивировано из 14 июня 2015 года.
  22. . Rantapallo . Дата обращения: 25 марта 2017. 26 марта 2017 года.
  23. . Maaleht (23 октября 2014). Дата обращения: 25 марта 2017. 26 марта 2017 года.
  24. . Good news. Eesti elu (31 июля 2015). Дата обращения: 25 марта 2017. 26 марта 2017 года.
  25. Елена Поверина. . Postimees (21 июля 2015). Дата обращения: 15 мая 2017. 12 февраля 2018 года.
  26. . Едем в Прибалтику . Дата обращения: 27 июня 2015. 30 июня 2015 года.
  27. . Архивировано из 26 марта 2017 года.
  28. . Фонтанка. Петербургская интернет-газета (7 июля 2004). 30 июня 2015 года.
  29. . Kroonika. Õhtuleht (5 сентября 2006). Дата обращения: 25 марта 2017. 26 марта 2017 года.
  30. Madis Ürgen. . Delfi (26 апреля 2012). Дата обращения: 23 марта 2017. 24 марта 2017 года.
  31. . Eesti Rahvusringhääling (22 ноября 2013). Дата обращения: 27 марта 2017. Архивировано из 28 марта 2017 года.
  32. . Tauno Kangro skulptuuristuudio / Скульптурная студия Тауно Кангро . Дата обращения: 24 марта 2017. 25 марта 2017 года.
  33. . Postimees (16 марта 2007). Дата обращения: 28 марта 2017. 29 марта 2017 года.
  34. . Good news. Eesti elu (11 августа 2016). Дата обращения: 27 марта 2017. 28 марта 2017 года.
  35. . Äripäev (21 июля 2016). Дата обращения: 24 марта 2017. 25 марта 2017 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Кангро, Тауно