Толстой, Михаил Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вриколакас ( ворволакас , вурдулакас , греч. βρυκόλακας ή βρικόλακας , произносится ) — вид зловредной нежити в греческом фольклоре . Имеет сходство со многими вымышленными существами [ источник не указан 2151 день ] , но, как правило, приравнивается к вампиру из фольклора соседних славянских стран. Хотя они и похожи, кровопийцы лишь незначительно связаны с вриколакасами. В русской традиции может переводиться как вриколакос . На Крите могут называться катакано .
Слово происходит от болгарского върколак . Термин имеет аналоги во мгногих других славянских языках, напр., русский волколак , сербский вукодлак , польский wilkołak и пр., и в заимствованных из них литовском ( vilkolakis ) и румынском ( vârcolac ) языках. Термин является составным словом, производным от вълк ( vâlk )/вук ( vuk ), «волк» и длака , «(прядь) волос» (то есть имеющий волосы, или мех, волк), и первоначально означало « оборотень » (в приведенных языках этот смысл сохранился). Примечательно также, что в рассказе XVIII в. « Вриколокас » Питтона де Турнефора автор ссылается на существа как на «оборотней» ( loups-garous ), что также могло переводиться как бука . То же самое слово (в форме « вукодлак» ) стало использоваться в значении «вампир» в фольклоре Западной Сербии , Боснии и Герцеговины и Черногории (в то время как термин «вампир» чаще встречается в Восточной Сербии и Болгарии ). Два этих понятия, по всей видимости, смешались . Даже в Болгарии общий фольклор, как правило, описывает върколака как подвид вампира без каких-либо волчьих черт . Можно также отметить, что в санскрите слово волк — это vṛ́ka (произносится как врика).
Считается, что от искаженного общеславянского термина в русском языке произошло также название другого вида вампиров — вурдалаков .
Греки обычно считали, что человек может стать вриколакасом после смерти по многим причинам: из-за святотатственного образа жизни, отлучения от церкви , погребения в неосвященную землю, из-за того, что непогребенный труп перепрыгнула кошка или мертвец ел мясо барана, раненного волком или оборотнем. Некоторые полагали, что вампиром после смерти мог стать и волколак, и сохранить волчьи клыки, волосатые ладони и горящие глаза, что у него были при жизни.
Тело вриколакаса имеет те же отличительные особенности, что тела вампиров в балканском фольклоре. Они не разлагаются, а набухают и толстеют от выпитой крови, и могут даже стать «как барабан», они очень большие, имеют румяные щеки, и, согласно одному рассказу, «свежи и сыты новой кровью». В старом фольклоре Сербии и прилегающих районов вампирами считались рыжеволосые сероглазые люди. Деятельность вриколакаса почти всегда вредоносная, простирающаяся от простого выхода из могил и «блуждания», вызывающего полтергейстные явления, и до распространения чумы и мора. Среди всего прочего, существо стучится в двери домов и выкликивает имена жителей. Не получив ответа, оно уходит, не причинив никакого вреда. Если же кто-то ответит через дверь, через несколько дней он умрет и тоже станет вриколакасом . По этой причине, даже в настоящее время в некоторых греческих деревнях существует суеверие , что не следует отвечать через дверь до второго стука. Также легенды рассказывают, что вриколакас давит или душит спящего, сидя на них, так же, как мара или инкуб (ср. сонный паралич ) — так же, как это делает вампир в болгарском фольклоре.
Поскольку, если вриколакаса оставить в покое, он становится все более и более мощным, следует уничтожить его тело. По некоторым сведениям, это может быть сделано только в субботу, единственный день, когда вриколакас лежит в его могиле (так же, болгарские вампиры ). Это можно сделать разными способами, наиболее распространенные из которых экзорцизм , протыкание колом , обезглавливание , расчленение и особенно кремация подозреваемого трупа, так, чтобы оно было освобождено от нежити , и его жертвы были в безопасности.
Считается, что вриколакас не умеет плавать, поэтому их часто хоронили на отдельных пустынных островах.
Апотропическая магия представляет собой предметы или ритуалы для того, чтобы не позволить недавно умершему человеку превратиться в нежить или чем-нибудь занять его, чтобы он не вредил живым. Широко распространено было хоронить труп вверх ногами, а также оставлять около могилы земные объекты, например, косы или серпы , чтобы удовлетворить демонов, входящих в тело, или чтобы задобрить мертвого, чтобы он не хотел вставать из гроба. Этот метод напоминает древнегреческую практику размещения в качестве платы за пересечение в подземном мире реки Стикс ; утверждалось также, что на самом деле монета нужна для того, чтобы отгонять от тела злых духов, и это могло повлиять на вампирский фольклор. Эта традиция сохраняется в современном греческом фольклоре, связанном с вриколакасом : на трупе размещается восковой крест и кусок керамики с надписью « Иисус Христос побеждает», чтобы тело не превратилось в вампира. В Европе широко практиковались и иные методы, такие, как перерезание коленных сухожилий или размещение на месте могилы предполагаемого вампира маковых семян, пшена или песка; это делалось для того, чтоб занять вампира подсчетом упавших зерен из расчета в одно зерно в год , что указывает на связь вампиров с арифмоманией . Аналогичные китайские повествования говорят, что если вампироподобная сущность наткнется на мешок с рисом, он пересчитает все зерна; этот мотив повсеместен от мифов Индийского субконтинента до южноамериканских сказок про ведьм и прочих злых или проказливых духов и существ.
Первые западные рассказы о вере во вриколакасов датируются серединой XVII в. в сочинениях Льва Аллация ( De quorundam Graecorum Opinationibus , 1645), и св. отца Франсуа Ришара ( Relation de l’Isle de Sant-erini , 1657), которые склонны подтверждать эти истории. В 1718 стал знаменитым рассказ французского путешественника Жозефа Питтона де Турнефора, который был свидетелем эксгумации и «убийства» подозреваемого вриколакаса на острове Миконос в 1701 году. Греческих вриколакасов отождествили со славянскими вампирами уже в известной дискуссии о вампирах в XVIII в., о чем говорит Иоганн Генрих Зедлер в энциклопедии (1732—1754).
При переводе на греческий язык фильмов про вампиров и т. п. стало нормой переводить «вампира» как «вриколакас». Современные греки, выросшие на кинопродукции Голливуда , при упоминании вриколакаса будут, скорее всего, с равной вероятностью, если не чаще, думать о Дракуле , а не о традиционном греческом чудовище.
Один из немногих примеров вриколакаса или ворволака в поп-искусстве и медиа — в фильме ужасов « Остров мертвых » с Борисом Карлоффом . Фильм режиссёра Марка Робсона и легендарного продюсера фильмов ужасов Вэла Льютона рассказывает о группе людей на маленьком острове, чьи жизни находятся под угрозой из-за чего-то, что некоторые считают чумой , а прочие — работой ворволака .
При археологических раскопках в столице Лесбоса Митилини в 1994 г. были обнаружены два захоронения вриколакасов на старых кладбищах. Оба были мужчинами среднего возраста, похороненными в специальных склепах с 20-сантиметровыми шипами в шее, пахе и лодыжках, типичным балканским методом борьбы с подозреваемой нечистью. Британский вице-консул Чарльз Ньютон в своих «путешествиях и открытиях в Леванте» упоминает остров у берегов Лесбоса, на котором современные ему греки (1850-е) хоронили своих вриколакасов.