Interested Article - Казанцев, Александр Петрович

Алекса́ндр Петро́вич Каза́нцев ( 20 августа ( 2 сентября ) 1906 года , Акмолинск , Акмолинский уезд , Акмолинская область 13 сентября 2002 , Переделкино ) — советский и российский писатель- фантаст .

Биография

Родился 2 сентября 1906 года в Акмолинске.

Окончил Сибирский технологический институт . В январе 1930 года отправился на , где сразу стал главным механиком металлургического комбината. «Именно там, на любимом заводе, была пройдена мной настоящая инженерная школа» .

В 1939 году был главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке . Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, № 12).

Участник Великой Отечественной войны . Прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку , управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда (на Поклонной горе , в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр). В 1941 был военным инженером 39-го запасного сапёрного батальона, командиром батальона в/ч 5328, главным инженером завода, сотрудником НИИ № 627 ( ВНИИЭМ ). С 1942 года — начальник особой опергруппы Главного военно-инженерного управления армии при заместителе командующего Крымским фронтом . Испытывал новую технику. С 1945 был уполномоченным Государственного комитета обороны при 26-й армии 3-го Украинского фронта — демонтировал в Австрии заводы и в рамках репараций направлял их в СССР .

Начало литературной деятельности

В фантастике дебютировал в 1936 году, заняв первое место на конкурсе киносценариев с написанным вместе с директором Ленинградского Дома учёных сценарием фантастического фильма «Аренида», который позже стал сюжетной основой романа « Пылающий остров ».

Публикация романа (в 1940—1941 годах его печатала с продолжением газета « Пионерская правда ») стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа « » (полностью опубликован в 1946 году), в 1952 году издаётся «Мол „Северный“» (переработан в 1956 году в роман « », а в 1970 году — в роман « »), а в 1964 году — роман « ».

Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы идеально соответствовали «линии партии» [ источник не указан 2395 дней ] . Повесть « Планета бурь » (1959, другое название — «Внуки Марса») была экранизирована Павлом Клушанцевым в 1962 году под тем же названием .

После выхода в свет революционной « Туманности Андромеды » Ивана Ефремова в советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения [ какие? ] , которые Казанцев чувствовал, но эстетически и идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма [ что? ] , которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х — начале 1980-х годов Казанцев был фактически одним из рецензентов Государственного комитета РСФСР по делам издательств (Роскомиздат) в области фантастических произведений .

По инициативе Казанцева общемосковское собрание писателей 31 октября 1958 года приняло жёсткую формулировку резолюции, осуждающей Бориса Пастернака: «Тут в форме вопроса стоит: „кому он нужен?“ Мне кажется, что надо сказать, что он нам не нужен, и мы должны просить правительство, чтобы был сделан вывод» .

Александр Петрович был единственным из писателей, активно выступившим в защиту памяти Ивана Ефремова после обысков, которые через полгода после смерти писателя провёл в его квартире КГБ .

Научно-популярные публикации

Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства ядерного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.

Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой палеоконтакта , собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцев считается одним из пионеров советской уфологии .

Поздние годы

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале 1970-х годов. В этот период им написаны романы « » (1973), « Фаэты » (1974), « » (1980), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения . В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой « молодогвардейской » школы фантастики.

В 1981 году Казанцев опубликовал автобиографию «Пунктир воспоминаний» — характерный документ, по которому можно составить представление, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же году за вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоен премии «Аэлита» .

В этой автобиографии сказано, что Казанцев организовывал встречу московских писателей с физиком Нильсом Бором . В той же автобиографии писатель утверждал о большом влиянии на него идей Циолковского о непременном расселении разума во Вселенной .

Иллюстратором многих произведений Казанцева был московский художник Виталий Лукьянец . Большинство поздних изданий проиллюстрировал художник Ю. Г. Макаров.

В 1980-х годах Казанцев издаёт романы о Пьере Ферма (« », 1984) и о Сирано де Бержераке (« », 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетёрского» исторического романа . Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы — это трилогия коммунистических утопий « », « » и « » (переизданы в 1997 году), дилогия « » (1997) и историко-фантастическая дилогия « » (2000). В 2001 году был издан также фантастико-автобиографический роман « », написанный в соавторстве с сыном .

В 1990-х годах Казанцев участвовал в создании организации « Космопоиск » .

При издании романа «Фантаст» некоторые издательства, такие как «Современник», самовольно вносили свои правки в мемуары писателя (к примеру, корректор Серганова назвала предателем молодогвардейца Олега Кошевого, тогда как им был Г. Почепцов), из-за чего Казанцев перенёс инфаркт.

93-летний писатель говорил в 1999 году :

Я был и остаюсь коммунистом, голосую только за КПРФ — она не испугалась угроз и запретов, её руководители не кинулись делить народную собственность, не крали, не строили дворцов… <…> Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть. <…> Победа труда неизбежна. Кто скажет другое — солжёт.

Казанцев умер на 97-м году жизни 13 сентября 2002 года на своей даче в Переделкино . Похоронен в Москве на Введенском кладбище (25-й уч.).

Награды

Награждён орденами Отечественной войны , Красной Звезды , Трудового Красного Знамени , Дружбы народов , « Знак Почёта », медалями .

Шахматная композиция

А. П. Казанцев был известен также как шахматный композитор . С 1926 года опубликовал 70 этюдов , многие из которых отмечены на конкурсах (8 первых призов). Участник пяти личных чемпионатов СССР . Мастер спорта СССР (1955 ).

С 1956 года — международный арбитр по шахматной композиции , с 1975 года — международный мастер . С 1951 по 1965 год был председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы» соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.

Ниже приведён один из наиболее известных этюдов Казанцева.

II первенство СССР, 1947-1948
IV место
a b c d e f g h
8
e7 чёрная пешка
f7 белый король
e6 белая пешка
f6 чёрный слон
h6 белая пешка
d5 белая пешка
a4 чёрная пешка
d4 чёрный король
a3 чёрный конь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Ничья (4 + 5)

Решение. 1.d6! Кb5 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:b5 a2 9.Кd4! a1Л! 10.Кe6+ Крf7 11.Кd8+ Крg6! 12.Крg8 Лa8 13.h8К+! Крh5 14.Кhf7 ничья. По сравнению с начальной позицией произошла полная смена фигур.
Дополнительный вариант: 1…Кc4 2.de Крe5 3.е8К! Сh8 4.h7 a3 5.Крg8 Кр: e6 6.Кр: h8 Крf7! 7.Кd6+! Крf8 8.К:c4 a2 9.Кe5! a1Л! 10.Кd7+ Крf7 11.Кe5+ Крf6 12.Кd7+ и вечный шах .

Оценки

Политолог Ю. С. Черняховская отмечала, что литературное творчество Казанцева чрезвычайно слабо изучено, например, ему не посвящено ни одного специального диссертационного исследования. Мало представлены тексты Казанцева и в творчестве критиков-фантастоведов, как советского, так и постсоветского периода. В лучшем случае, его фамилия упоминается в ряду типичных писателей-фантастов и утопистов «оттепельной» и «застойной» эпох. Соответственно, крайне фрагментарно и критическое освещение творчества Казанцева . Отчасти, это объяснялось его ортодоксальными марксистско-ленинскими взглядами, позволявшими бороться с литературными конкурентами , а также нескрываемыми симпатиями к псевдоисторическим фантазиям и близостью к так называемой «Школе Ефремова» в издательстве « Молодая гвардия » . Черняховская выделяла в советской фантастике три художественно-философских течения «научно-технического романтизма», знаковыми представителями которых являлись братья Стругацкие (социально-политический сциентизм), А. П. Казанцев (гуманистический технократизм), И. А. Ефремов (антропологический оптимизм) .

Аркадий Стругацкий в интервью « Группе „Людены“ » 1990 года назвал Казанцева «вождём» советской фантастики .

Творческая манера Казанцева предполагала последовательную доработку своих произведений по мере получения новых научных данных или изменений авторских взглядов. По словам Константина Трунина, писательская манера была «построена на интерактиве»: произведения Казанцев предпочитал публиковать отдельными главами, из-за чего повествование часто становилось «лоскутным». Первоначальная идея иногда тонула в потоке авторской фантазии . К тематике космических полётов Казанцев обратился в конце 1950-х годов, после общения с представителями советской ракетной программы и отряда космонавтов .

Черняховская в своём докторском исследовании попыталась доказать, что вслед за Иваном Ефремовым, Казанцев в 1960-е годы пришёл к вопросу о , без объединения человечества в которой научно-технический прогресс обратится в свою противоположность, и обернётся глобальным разрушением .

Журналист Антон Первушин отмечал, что Казанцев конкретизировал в повести « Планета бурь » свою концепцию палеоконтакта . В повести (в главе «Внуки Марса») она формулировалась так: Марс некогда был населён разумными существами; полмиллиона лет назад они открыли межпланетную навигацию, построили колонию на Венере и, вероятно, посещали Землю; возможно, они наши «прародители». Дополнительные аргументы были писателем восприняты из материалов Матеста Агреста , от которого были приняты рассуждения о тектитах , Баальбекской веранде и других объектах как следах древнего посещения Земли инопланетянами. Казанцев написал предисловие к большой статье Агреста «Космонавты древности» .

Казанцев разделял гипотезу астронома Ф. Ю. Зигеля , что Марс, Луна и гипотетическая планета Фаэтон составляли трёхпланетную систему, вращавшуюся вокруг Солнца по общей орбите. Катастрофа Фаэтона привела к перемещению Марса и Луны, в ходе которого Луна потеряла всю атмосферу, а затем была захвачена Землёй, пройдя в опасной близости от неё . Данная гипотеза в той или степени присутствовала в нескольких романах писателя и почти в двадцати его статьях. Журналист, популяризатор науки Антон Первушин откровенно называл переусложнённую конструкцию Казанцева — Зигеля «странной» . Роман Казанцева « Фаэты » был вписан в большой ряд паранаучных теорий писателя, которые были популярны в среде интеллигенции и оказали существенное воздействие на развитие советской организации науки. По мнению историка советской фантастики В. В. Комиссарова, в области изучения Тунгусского метеорита вклад Казанцева был позитивным, а не негативным, что являлось единственным в своём роде примером .

Литературовед Леонид Геллер называл Казанцева «типичным советским утопистом» , темы и ситуации в романах которого были стереотипными ещё в 1950-е годы , и критиковал его излюбленную идею о палеоконтакте с позиций научной эпистемологии . Материалистическая теория появления человека предусматривает модель сознания как сложного самопрограммируемого и самонастраиваемого устройства, автомата. Самым сложным является вопрос о возникновении мышления, поскольку «программируется» этот автомат извне. Гипотеза о внеземном происхождении человечества Казанцева ничего не решает и не объясняет, ибо отодвигает решение данного вопроса .

Влияние

Произведения

  • Казанцев А. П. Собрание сочинений : В 3 т. / Худож. Ю. Макаров. — М. : Мол. гвардия, 1978. — Т. 3: Планета бурь : Науч.-фантаст. повесть. Фаэты : Фантаст. роман в 3 кн. — С. 148—620. — 623 с.
  • Казанцев А. П. Собрание сочинений : [Для сред. и ст. шк. возраста] / Авт. вступ. ст. И. В. Семибратова; Худож. Ю. Г. Макаров. — М. : Дет. лит., 1989. — Т. 1: Фаэты : Фантаст. роман. — 494 с. — ISBN 5-08-001356-7 .
Циклы
  • Георгий Седов
  • Ныряющий остров (1958)
  • Находка (1958)
  • Против ветра (1950)
  • Марсианин (1958)
  • Трёхлапая (1951)
  • В тумане (1951)
  • Катер в море (1950)
  • Сухопутный моряк (1973)
  • На короткой волне (1973)
  • Пластинка из слоновой кости (1949)
  • Остановленная волна (1950)
  • Полярный Варяг (1951)
  • Гость из космоса (1951)

Возвращение в грядущее

  • Тайна нуля (1988)
  • Донкихоты Вселенной (1988)
  • Спустя тысячелетие (1997)

Клокочущая пустота

  • Острее шпаги (1983)
  • Колокол Солнца (1984)
  • Иножитель (1986)

Небывалые были

  • Народные артисты леса (1975)
  • Матч антимиров (1973)

Полярное противостояние

  • Подводное солнце: (Мол «Северный») (1970)
  • Арктический мост (1941)
  • Льды возвращаются (1964)

Теплоход «Победа»

  • Звёздные пришельцы (1963)
  • Кусок шлака (1963)
  • Визитные карточки с других планет (1967)
Романы
  • Арктический мост (1941)
  • Пылающий остров (1941)
  • Мол «Северный» (1952)
  • Полярная мечта: (Мол «Северный») (1956)
  • Льды возвращаются (1964)
  • Подводное солнце: (Мол «Северный») (1970)
  • Сильнее времени (1973)
  • Фаэты (1973)
  • Купол надежды (1980)
  • Острее шпаги (1983)
  • Колокол Солнца (1984)
  • Мост дружбы (1984)
  • Иножитель (1986)
  • Донкихоты Вселенной (1988)
  • Тайна нуля (1988)
  • Иномиры (1992)
  • Озарения Нострадамуса (1996)
  • Спустя тысячелетие (1997)
  • Звезда Нострадамуса (2000)
  • Фантаст Соавтор: Никита Казанцев (2001)
Повести
  • Живое ущелье (1946)
  • Лунная дорога (1960)
  • Планета бурь (до 1961)
  • Внуки Марса (1962)
  • Тайна загадочных знаний (1986)
Рассказы
  • Взрыв (1946)
  • Пластинка из слоновой кости (1949)
  • Катер в море (1950)
  • Медвежье горе (1950)
  • Остановленная волна (1950)
  • Остров Исчезающий (1950)
  • Пешком на край света (1950)
  • Против ветра (1950)
  • Сильнее времени (1950)
  • В тумане (1951)
  • Вездеход (1951)
  • Вера в человека (1951)
  • Гость из космоса (1951)
  • Лево на борт! (1951)
  • Льды и лодка (1951)
  • Любовь (1951)
  • Механик (1951)
  • Нетронутый стол (1951)
  • Новогодний тост (1951)
  • Поединок (1951)
  • Полярной ночью (1951)
  • Полярный Варяг (1951)
  • Помощь (1951)
  • Трёхлапая (1951)
  • Марсианин (1958)
  • Находка (1958)
  • Ныряющий остров (1958)
  • Лунный дождь (1960)
  • Пришельцы из Космоса (1961)
  • Шлем и тыква (1962)
  • Звёздные пришельцы (1963)
  • Кусок шлака (1963)
  • Вилена (1965)
  • Визитные карточки с других планет (1967)
  • Марсианская партия (1967)
  • Посадка (1968)
  • «Завещание» Нильса Бора (1969)
  • Клин клином (1973)
  • Матч антимиров (1973)
  • На короткой волне (1973)
  • Сухопутный моряк (1973)
  • Дар Каиссы (1975)
  • Колодец Лотоса Соавтор: Мариан Сиянин (1975)
  • Народные артисты леса (1975)
  • Роковая мина (1975)
  • Шахматная тайна колодца Соавтор: Мариан Сиянин (1975)
  • Нарушитель (1977)
  • Электронное сердце (1977)
  • Подвиг зрелости (1981)
  • Говорящий холст (1982)
  • Блестящий проигрыш (1983)
  • Гость Бастилии (1983)
  • Подарок Шамбалы (1983)
  • Тринадцатый подвиг Геракла (1983)
  • Щит короля Артура (1983)
  • Бешеные дивиденды (1984)
  • Генетический код (1984)
  • Лечебное средство (1984)
  • Следопыт математических троп (1984)
  • Великие победы (1996)
  • Коллективное единоборство (1997)
  • Трагедия в Нью-Мексико (1997)
  • Игра на ставку в три «С» (1998)
  • Богиня ошибок (1999)
  • Курганский волшебник (1999)
  • Нерешаемая трёхходовка (1999)
  • Парижская дуэль (1999)
  • Кипящее детство (2001)
  • Ойла. Двенадцатая Луна Земли (2002)
Пьеса
  • Вилена (1965)
Сценарий
  • Аренида Соавтор: Иосиф Шапиро (1936)
  • Гость из космоса (1961)
Статьи
  • Золотой поток (1952)
  • Дворец машин (1954)
  • Машины на полях (1954)
  • Трилогия великой веры в человека (1956)
  • Воплощение мечты (1958)
  • Поиски продолжаются (1958)
  • Романтика познания: (О недостатках серии Географгиза «Путешествия, приключения, фантастика») Соавторы: Иван Ефремов, Леонид Соболев (1959)
  • В джунглях фантастики (1960)
  • От планеты смерти до облака мечты (1960)
  • Предисловие к статье М. Агреста «Космонавты древности» (1961)
  • Предисловие (1962)
  • Чувство слабости (1962)
  • Законы мечты (1964)
  • Предисловие (1964)
  • Вперёд, к другим планетам! (1965)
  • Предисловие (1965)
  • Второе дно волшебной шкатулки (1966)
  • Волшебный телескоп фантазии (1967)
  • Каменный пращур ракеты (1968)
  • Не грабьте в одиночку! (1968)
  • Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров (1968)
  • Из космоса — в прошлое (1972)
  • Изнанка прогресса (1973)
  • О сборнике «Ошибка создателя» (1975)
  • Предисловие (1975)
  • Поэзия познания (1977)
  • Предисловие (1977)
  • Предисловие (1978)
  • Акулье лицо капитализма (1979)
  • Приглашение к Мечте (1979)
  • Двадцать лет спустя (1980)
  • От автора (1980)
  • Предисловие (1980)
  • Витязь науки, правофланговый фантастики (1982)
  • Кирилл Андреев о фантастике (1982)
  • Вступительное слово к сборнику М. Пухова «Семя зла» (1983)
  • Штурман мечты (1983)
  • Этюды, премированные на конкурсе «64» по случаю семидесятилетия А. П. Казанцева (1983)
  • Тайная империя (1984)
  • Линза совести (1985)
  • От автора (1985)
  • Предисловие (1985)
  • От сказки до предвиденья (1987)
  • Писатель-воин Соавтор: А. Холмская (1987)
  • Послесловие автора к первому тому (1989)
  • Рецензия на сборник Л. и Е. Лукиных «Ты, и никто другой» (1990)
  • Иноземяне (1992)
  • Так всё начиналось (2001)
  • От ящеров до дальних звёзд
Эссе
  • Нигде или здесь? (1989)
  • Возвращение в грядущее (1991)
Очерки
  • Ступени грядущего (1962)
  • Поэты не умирают (1975)
Сборники
  • Против ветра (1950)
  • Обычный рейс (1951)
  • Гость из Космоса (1958)
  • Гости из Космоса (1963)
  • Дар Каиссы (1975)
Интервью
  • Острее шпаги: Взгляд сквозь время (1984)
Прочее
  • Мир будущего (1939)
  • Бак (1958)
  • Великая география (1960)
  • В восемьдесят минут вокруг света (1961)
  • Путешественник в необыкновенное (1979)
  • Казанцев А. П. Пунктир воспоминаний (повесть о часах, переведённых семьдесят пять лет назад) // Льды возвращаются / Худож. Ю. Макаров. — Перераб. и доп. изд. — М. : Мол. гвардия, 1981. — С. 473—539. — 542 с.
  • Кристалл воображения (1982)
  • Открытое письмо редакции (1988)
Неопубликованное
  • Планета бурь Соавтор: Павел Клушанцев, киносценарий (1961)

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. .
  3. , с. 161―182.
  4. Стругацкий А. от 25 декабря 2017 на Wayback Machine . Доклад на пленуме Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при Союзе Писателей СССР в мае 1986 года .
  5. Стенограмма ОМСП . от 22 сентября 2022 на Wayback Machine
  6. Алексеева Н. Г. от 27 апреля 2017 на Wayback Machine .
  7. Письмо в Политбюро . от 30 ноября 2022 на Wayback Machine .
  8. Юрий Москаленко . от 4 мая 2008 на Wayback Machine
  9. «Главное его произведение этого жанра — трилогия „Сильнее времени“, написанная в 1964—1974 годах и полностью соответствующая принципу партийности». Казак В. Лексикон русской литературы XX века, 1996, с. 173.
  10. , с. 530.
  11. , с. 529.
  12. Казанцев Александр, Казанцев Никита. Часть VIII. Миражи. Глава 4: «Космопоиск» // . — М. : Современник, 2001. — ISBN 5-270-01304-5 . 27 октября 2022 года.
  13. София Арсеньева . от 26 октября 2022 на Wayback Machine // Московский комсомолец . 17.02.95, № 32 (17.044). Интервью с А. П. Казанцевым.
  14. Газета Советская Россия, 16 ноября 1999 г., № 134 (11877), с. 3.
  15. от 19 февраля 2020 на Wayback Machine (интервью вёл Альберт Шатров). rusf.ru
  16. В Комитете по физкультуре и спорту // Советский спорт (газета). — 5 марта 1955, № 29. — с. 2.
  17. Казанцев А. П. Дар Каиссы: Повести и рассказы.—2-е изд. — М. : ФиС, 1983. — 271 с.
  18. , с. 209—210.
  19. , с. 276.
  20. , Прим. 3, с. 418—419.
  21. , с. 69.
  22. , Фрагмент беседы 26 августа 1990 года, с. 478—479.
  23. Трунин К. . Дата обращения: 26 января 2022. 26 января 2022 года.
  24. .
  25. , с. 83.
  26. .
  27. , Примечание, с. 543.
  28. , с. 279—280.
  29. Комиссаров В. В. : [ 19 января 2022 ] // Интеллигенция и мир. — 2012. — № 3. — С. 9—19. — ISSN .
  30. , с. 164.
  31. , с. 378.
  32. , с. 311.
  33. . Дата обращения: 23 сентября 2013. 2 февраля 2017 года.
  34. от 21 октября 2019 на Wayback Machine // rusf.ru, сентябрь 2009

Литература

  • Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917—1957). — М., 1961.
  • Абрамова В. И. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — Стб. 295.
  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Минералов Ю. И. Казанцев Александр Петрович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М. : ; Наука , 1997. — С. 211—212 . — ISBN 5-02-011304-2 .
  • Бранг Петер . Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга. — М. : Языки славянской культуры, 2006. — 568 с. — ISBN 5-9551-0138-1 .
  • Геллер Л. . — Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985. — 445 с. — ISBN 0-903868-58-X .
  • Захарченко В. Мечтатель и подвижник // А. Казанцев. Собр. соч.. — М. : Мол. гвардия, 1977. — Т. 1: Подводное солнце (Мол Северный): роман-мечта. Лунная дорога: повесть. — С. 5—10. — 608 с.
  • Каспэ И. М. Как уверовать в будущее: «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова // В союзе с утопией. Смысловые рубежи поздне-советской культуры / И. Каспэ. — М. : Новое литературное обозрение , 2018. — С. 161―182 . — ISBN 978-5-4448-1035-4 .
  • Марочкин В. ] // Книжное обозрение : еженедельная газета. — 2015. — № 20—21. — С. 24—25.
  • Митрохин Н. А. Русская партия. Движение русских националистов в СССР 1953—1985. — М. : Новое лит. обозрение , 2003. — 624 с. — ISBN 5-867-93219-2 .
  • Неизвестные Стругацкие / Сост. С. П. Бондаренко, В. М. Курильский. — М., Донецк : АСТ, НКП, 2008. — Кн. Письма. Рабочие дневники. 1942—1962 гг. — 640 с. — ( Миры братьев Стругацких ). — ISBN 978-5-17-053845-4 .
  • Первушин А. И. Завоевание Марса. Марсианские хроники эпохи Великого Противостояния. — М. : Эксмо , Яуза , 2006. — 512 с. — (Битва за космос). — 4000 экз. ISBN 5-699-18347-7 .
  • Первушин А. И. Космическая мифология : от марсианских атлантов до лунного заговора. — М. : Альпина нон-фикшн , 2019. — 422 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-00139-105-0 .
  • Семибратова И. В. ] // Детская литература . — 1975. — № 8. — С. 62.
  • Семибратова И. В. Ключи мечты: [О творчестве А. П. Казанцева] // Казанцев А. П. Собр. соч.: В 3 т.. — М. : Детская литература, 1989. — С. 5—17. — 496 с. — 100 000 экз. ISBN 5-08-001356-7 .
  • Черняховская Ю. С. // Новый филологический вестник. — 2019. — № 1 (48). — С. 207—221. — doi : .
  • Черняховская Ю. С. Метакультура: политико-философские конструкты Ивана Ефремова. — [Б. м.] : Издательские решения , 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-4496-9907-7 .

Ссылки

  • Композиции на PDB -сервере
Источник —

Same as Казанцев, Александр Петрович