Interested Article - Мифография
- 2020-08-29
- 2
Мифо́графы ( др.-греч. μυθογράφοι ) — название ряда древних грамматиков, занимавшихся объяснением мифов .
Как пишет проф. В. Н. Ярхо , термин мифограф означает по своему составу «пишущий (излагающий) мифы», под мифографией в антиковедении понимается в первую очередь художественная интерпретация мифов, а во вторую — их изложение, уже получивших воплощение в художественных произведениях .
Мифографы составляли пересказы ( др.-греч. ὑποθέσεις ) отдельных поэтических произведений — драм или эпосов и пытались привести их мифические сюжеты во взаимную связь. Отдельные работы такого рода составляли ещё Аристофан Византийский , (Асклепиад из Трагила) и .
Профессор В. Н. Ярхо отмечает мифографию как традицию, которая начинается именами Метродора из Лампсака и Стесимброта с острова Тасоса (оба — V в. до н. э.), древнегреческих комментаторов Гомера .
Прагматическое изложение мифов прежде всего дал Эвгемер , родоначальник эвгемеризма ; позже, под влиянием стоиков , развилось аллегорическое толкование , основывавшееся на беспочвенной этимологии и во времена императора Октавиана Августа приведенное в систему для объяснения Гомера.
По словам Геродота , «Гомер и Гесиод научили эллинов богам: они распределили между богами священные имена, принадлежащие каждому, и закрепили за каждым область владычества, и подобающий каждому вид почитания; они наглядно описали образ каждого божества» .
Древнейшие, наиболее обширные труды мифографов не дошли до нас. Патриарх Константинопольский Фотий I ещё имел под руками сравнительно полный экземпляр «Библиотеки», приписываемой Аполлодору . Дошедшие из неё отрывки с кратким очерком истории богов и героев , вероятно, относятся ко временам императоров Адриана или Александра Севера (см. Псевдо-Аполлодор ).
Также в искалеченном виде дошёл до нас более ранний труд Палефата , «Περὶ απίστιον» , написанный в рационалистическом духе, причём некоторые догадки его очень остроумны: например сказание о создании Дедалом статуй, двигавшихся как живые существа, он объясняет тем, что Дедал первый стал отделять у изваяний руки и ноги от туловища. Следующие мифографы, Гераклид Понтийский и анонимный автор книги «Περὶ απίστιον» , идут по пути Палефата , видя, например, в гомеровской Скилле прекрасную гетеру , обиравшую чужеземцев, и т. д. Сюда же можно отнести и сочинения Корнута « ».
Мифографами также были , Анаксимен Лампсакский , Конон .
Сухие пересказы представляют собой «Метаморфозы» Антонина Либерала . Немного более ранний по времени Птолемей Гефестион представляет особый тип мифографов: его «Новая история» ( др.-греч. «Καινὴ ἱστορία» ) наполнена вымышленными мифами с ссылками на писателей, в основном не существовавших.
В собраниях римских мифографов прежде всего помещаются «Мифы» ( лат. «Fabulae» ) Гигина , собравшего в бессвязный сборник 244 рассказа, в основном из греческой мифологии; далее «Mythologica» Фульгенция , составленные, вероятно, в VI в. н. э., «Argumenta Metamorphoseon Ovidii» Лактанция или , давшего пересказы из Овидия , и другие.
Примечания
- ↑ В. Н. Ярхо. // Первый Ватиканский мифограф / Перевод с латинского языка В. Н. Ярхо. — СПб. : Алетейя, 2000. — С. 5—42. — ISBN 5-89329-210-3 .
- Розин В. М. // Предпосылки и особенности античной культуры. — М. : ИФ РАН, 2004. — С. 103–122. — 297 с. — ISBN 5-201-02129-8 .
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-08-29
- 2