Князья Чинь
- 1 year ago
- 0
- 0
Чьеу Тхи Чинь ( вьетн. Triệu Thị Trinh , тьы-ном 趙氏貞 , 225—248) — вьетка , в 19 лет возглавившая восстание против царства У , завоевавшего государство вьетов . Настоящее имя неизвестно. Считается автором слов: «Я готова оседлать ураган, усмирить злые волны, отсечь голову чудовищу из Южно-Китайского моря , изгнать вояк династии У, искоренить рабство, но не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!».
По-вьетнамски Чьеу Тхи Чинь называют «госпожой Чьеу» ( Bà Triệu , 婆趙 , ба чьеу) , «дамой Чьеу» ( вьетн. Triệu Ẩu , тьы-ном 趙嫗 , чьеу ау) , Чьеу Чинь Ныонг ( Triệu Trinh Nương , 趙貞娘 ) .
Первый из двух основных источников информации о ней — Полное собрание исторических записок Дайвьета , второй — историография династии Нгуен, . В обоих источниках её называют Чьеу Ау . На современный вьетнамский язык это переводится как «госпожа Чьеу» ( Bà Triệu ) . Личное имя «Тхи Чинь» упомянуто в (книга, написанная в 1921 году Чан Чонг Кимом ).
В Полном собрании исторических записок Дайвьета , созданном в правление династии Ле о Чьеу говорится следующее:
«В 248 году люди провинции Кыутян ( Cửu Chân , кит. трад. 九真 , палл. цзючжэнь ) снова атаковали башни, префектура восстала. Правитель назначил человека по имени Лук Зан ( Lục Dận , Лю Инь; также встречается имя Лук Тхыонг) наместником Зяоти . Зан прибыл в Зяоти, восставшие под давлением его авторитета сложили оружие, и мир вернулся. После этого незамужняя женщина из Кыутяна по имени Чьеу собрала людей, которые атаковали несколько территориальных подразделений. У Чинь были груди длиной три тхыока (1,2 метра), которые она завязывала на спине. Она часто воевала, сидя на спине боевого слона , в жёлтом одеянии и туфлях с загнутыми носками. После смерти она стала бессмертной».
В о Чьеу Тхи Чинь пишут по-другому .
В Кыутяне нашлась женщина, которая организовала восстание против У. Она происходила из района Нонгконг ( Nông Cống ) . Её родители умерли, когда она была ещё ребёнком, поэтому она жила со старшим братом по имени Чьеу Куок Зат. В двадцать лет Чьеу Тхи Чинь, с которой тогда жила ещё и жестокая невестка, убила последнюю и ушла в горы. Чьеу Тхи Чинь была сильной, храброй и умной, и в горах она смогла найти тысячу последователей. Когда брат стал уговаривать её не восставать, упомянув возможность женитьбы, она сказала ему: «Я готова оседлать ураган, усмирить злые волны, отсечь голову чудовищу из Южно-Китайского моря , изгнать вояк династии У, искоренить рабство, но не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!» ( Tôi chỉ muốn cưỡi cơn gió mạnh, đạp luồng sóng dữ, chém cá kình ở biển Đông, đánh đuổi quân Ngô, giành lại giang sơn, cởi ách nô lệ, chứ không chịu khom lưng làm tì thiếp cho người! , 碎只㦖騎𩂀𩙍猛,踏蠪㳥㺞,斬𩵜鯨𣄒𤅶東,打𨆏軍吳,爭吏江山,𢶷軛奴隸,𠹲空𠺥𢐎𦡟爫婢妾㧣𠊛! ) .
В 248 году она восстала из-за жестокости У. Когда её армия соединилась с войском брата, солдаты избрали её командиром. В битвах она носила жёлтую одежду и ездила верхом на слоне. Она назвала себя генеральшей в золотом платье ( Nhụy Kiều Tướng quân , нюи кьеу тыонг куан) .
Наместник отправил войска против Чьеу Тхи Чинь, и 5—6 месяцев она билась с китайцами, пока не была разбита. Затем она бежала в Бодьен ( Bồ Điền , современный Путянь ) и совершила самоубийство.
Позже , император династии Ли , стал восхвалять Чьеу Тхи Чинь, приказав построить храм в её честь и наградить её титулом «Благороднейшая героиня-девственница» ( Bật chính anh hùng tài trinh nhất phu nhân , Бат тинь ань хунг тай чинь нят фу нян) .
В книге профессора Девида Марра Vietnamese Tradition on Trial, 1920—1945 история рассказана следующим образом: 2,7-метровая Чьеу с 90-сантиметровыми грудями, голосом напоминающим звон храмового колокола, могла съесть несколько десятков килограммов риса и пройти 500 лиг за день. Кроме того, она была настолько прекрасна, что в неё влюблялись все мужчины. После ссор она убила свою сестру, собрала армию и напала на китайцев .
После того, как она сказала в ответ брату, что лучше оседлала бы бурю, чем занималась неквалифицированным домашним трудом, он решил присоединиться к ней. Поначалу китайцы недооценивали Чьеу Тхи Чинь из-за того, что она была женщиной, но после нескольких сражений начали бояться её. В одной из битв китайский военачальник приказал солдатам раздеться догола и поднять клубы пыли. Чьеу Тхи Чинь отступила от отвращения, её армия была разбита, и ей пришлось совершить самоубийство .
После смерти Чьеу Тхи Чинь продолжила преследовать китайского военачальника, он смог защититься, лишь развесив над дверью сто пенисов . Три века спустя Чьеу Тхи Чинь продолжала помогать вьетам в борьбе против китайцев . При Ли ей присвоили множество титулов , а когда при Ле официальной религией государства вьетов стало неоконфуцианство , множество учёных стали пытаться ввести культ Чьеу Тхи Чинь в рамки этого философского направления, однако он выжил .
В китайских источниках о Чьеу Тхи Чинь не упоминается. Все данные о ней взяты только из вьетнамских летописей, созданных во время или после царствования в Китае династии Мин . К примеру, в Сань-го чжи о восстании упоминается вскользь. Говорится, что Ли Инь ( кит. 陸胤 ), получивший титул наместника, 3000 недовольных домов усмирил словами, а остальные 50 000 — подарками .
Профессор Кейт Тейлор объясняет разницу так:
В китайских летописях Чьеу Тхи Чинь не упоминается; все известные нам сведения о ней исходят из вьетнамских источников. Отсюда ясно, что события 248 года запомнились сторонам по-разному: китайцы записали только свой успех в подкупе лидеров восстания дарами и обещаниями. Восстание госпожи Чьеу было для них лишь упрямым варварством, которое, естественно, было искоренено, и исторического интереса не представляло. С другой стороны, вьеты помнили госпожу Чьеу и восстание как самое важное событие тех времён. Традиционный образ Чьеу — выдающаяся, но человечная предводительница, перебрасывающая свои груди через плечо и вступающая в битву на слоне — передавался из поколения в поколения. После смерти духу Чьеу Тхи Чинь стали поклоняться. Мы знаем о ней лишь потому, что её запомнил народ .
Восстание Чьеу было последним женским восстанием. С его окончанием лаквьетские идеалы пришли в упадок .
Чьеу Тхи Чинь воздаются почести по всей стране, в её честь названо множество улиц. Существует колыбельная со словами:
Спи спокойно, сынок,
Дай уйти на часок.
Дай взглянуть, как, воссев на слоне боевом ,
Бьётся геройски Ба Чьеу с врагом!— Мхитарян С. А. История Вьетнама. — М. : «Наука» , 1983. — 302 с. — 5000 экз.