Маслов, Алексей Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексей Николаевич Ма́слов (литературный псевдоним А. Бе́жецкий ; 1852—1922) — русский инженер-генерал , писатель и публицист, писавший главным образом на военные темы, участник Среднеазиатских походов и Русско-турецкой войны 1877—1878 годов .
Происходил из дворян Тверской губернии , родился 7 сентября 1852 года в Варшавской Александровской цитадели , сын офицера.
Образование получил во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. 7 сентября 1868 года был зачислен в Николаевское инженерное училище , из которого выпущен 11 августа 1871 года подпоручиком в 1-й Кавказский сапёрный батальон.
Участвовал в кампании 1873 года против Хивинского ханства . В самом начале похода он в Киндерли на Мангышлаке заведывал постройкой пристаней для прибывающих по Каспийскому морю войск с Кавказа . По вступлении соединённых Мангышлакского отряда полковника Ломакина и Оренбургского отряда генерала Верёвкина в пределы ханства Маслов занимался постройкой мостов и переправ через арыки и рукав Амударьи . . Алиханов-Аварский , вместе с Масловым состоявший в Мангышлакском отряде, отмечал:
«… молоденький саперный офицер Маслов, которого все называют „отрядным соловьем“ … По вечерам же нас развлекает порядочный хор апшеронской музыки, но чаще — наш сапер „отрядный соловей“. Он страстный поклонник Оффенбаха и хотя с грехом пополам, поет, и главное неутомимо, почти весь каскадный репертуар.» .
За боевые отличия в этой кампании Маслов был награждён орденом св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и 8 ноября 1873года произведён в поручики .
В 1877—1878 годах Маслов участвовал в Русско-турецкой войне на Кавказском театре. Находился при блокаде Карса , в сражениях при Зивине и на Аладжинских высотах. Во время ночной атаки на Эрзерум 27 октября 1877 года Маслов командовал ротой 1-го Кавказского сапёрного батальона и был контужен. 13 января 1878 года за боевые отличия был произведён в штабс-капитаны и в том же году был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1879 году окончил по 1-му разряду Николаевскую инженерную академию .
20 апреля 1880 года получил чин капитана. В конце того же года он был включён в состав Закаспийского отряда, сформированного для участия в экспедиции в Ахал-Текинский оазис . Во время этой кампании состоял по началом полковника Рутковского , руководил инженерными работами на центральном участке осадной позиции и непосредственно занимался устройством подкопа и закладкой мины, последующий взрыв которой вызвал обвал крепостной стены и послужил началом сигнала к общему штурму Геок-Тепе . Подполковник Уральского казачьего войска А. Л. Гуляев вспоминал:
«Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену». Настало томительное ожидание… Полагали, что будет страшно оглушительный гром. Но вот, среди артиллерийской канонады, раздался особенный какой-то подземный глухой удар, земля под ногами заколебалась, и громадные глыбы стены, поднялись к небу. Некоторые видели в этой земляной массе взлетевших людей… .
Дальнейшее описал доктор Щербак :
Земля дрогнула… глухой подземный шум… и гигантский сноп земли, камней и глины высоко взвился к небу, унося с собой часть крепостной стены… Образовался широкий удобо-восходимый обвал…
Орудия, на минуту смолкнув, гремят снова… и масса чугуна несется на северный фас крепости… Бурные волны криков «ура»! повисших в воздухе, сливаются с общим гулом… В густых облаках дыма и пыли, застилавших прилегающую местность к обвалу, быстро мелькают чёрные фигуры — это охотники с Воропановым ; — более половины их засыпано и задавлено землёй; — с охотниками ширванцы и сапёры; во главе последних капитан Маслов. — Все ринулись к обвалу, под град свинца текинцев, бросившихся защищать проход на месте взрыва… Столкнулись грудь с грудью… дерутся штыками, копьями, шашками…
После взятия крепости Маслов некоторое время был её комендантом. За отличия во время осады Геок-Тепе Маслов был награждён золотой шашкой с надписью «За храбрость» .
По возвращении из Средней Азии Маслов 3 ноября 1883 года поступил репетитором в Николаевскую инженерную академию и училище, где с 9 октября 1887 года был штатным преподавателем (на этой должности он находился до 9 октября 1910 года). 24 апреля 1888 года произведён в подполковники и 5 апреля 1892 года, за отличие по службе, в полковники . 12 июня 1898 года был избран членом Конференции Николаевской инженерной академии, 6 декабря 1900 года произведён в генерал-майоры ; 6 декабря 1908 года, за отличие по службе, получил чин генерал-лейтенанта . После 10 июля 1916 года был откомандирован в распоряжение военного министра . 27 июля 1917 произведён в инженер-генералы с увольнением от службы за болезнью.
Скончался в 1922 году в Петрограде .
Его старший брат Николай (1846—1911) был генералом от инфантерии , главным военным прокурором, начальником Главного военно-судного управления и членом Государственного совета Российской империи .
В литературе дебютировал в 1874 году как автор юмористических заметок.
Работал военным корреспондентом. В конце 1870 года публиковал военные корреспонденции в журнале « Пчела ». В 1887 посылал отчёты с азиатского театра военных действий в газету «Новое Время» , затем эти материалы были изданы в третьем томе сочинений В. И. Немировича-Данченко под заглавием «Год войны в Малой Азии», с тех пор состоял советником этого издания по военным вопросам. Написал ряд трудов по истории крепостных войн.
Писал беллетристику под псевдонимом Бежецкий . Известность автору принёс сборник «армейских» рассказов «Военные на войне» (1885). Его военные рассказы нравились А. П. Чехову , личное знакомство с которым состоялось в декабре 1886 года. «Это очень талантливый парень. Прочти его военные рассказы, и он вырастет в твоих глазах на пять аршин», — писал Чехов брату Александру 31 января 1887 года. В то же время Бежецкий одним из первых разглядел признаки большого таланта в произведениях самого Чехова.
Интересовался культурой Испании : известен как переводчик с испанского . После путешествия по этой стране издал сборник «Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет» (1884).
Перевёл драму Тирсо де Молина «Севильский обольститель» (1887) (поставлена в Малом театре в 1890 году, большого успеха не имела, оригинальная пьеса с тем же названием по мотивам предыдущей — 1896 г. (изд. 1897), а также две комедии Лопе де Вега : «Собака садовника» и «Сети Фенизы». Писал театральные рецензии.
Создал несколько сказок: «Солдат и черти» (1892), «Котофей Иванович» (1914).
В 1889 году вышла его повесть «Детская любовь», в которой заметно подражание чеховским рассказам о детях.
После 1917 года продолжал работу в качестве беллетриста. Для задуманной М. Горьким серии «Инсценировка истории культуры» им написана пьеса из истории Нидерландов «На заре освобождения» (1919).
В конце XIX — начале XX веков также писал «таинственные» рассказы, в которых описывались различные модные в то время сверхъестественные феномены: отклонения в человеческой психике, спиритизм , астральные тела, призраки и т. д. В 1914 году выпустил сборник этих рассказов — «Неведомое. Фантастические рассказы» («Музей восковых фигур») — выдержавший в том же году три издания.
В первом рассказе «Лавка невидимок» (1911) Волховский в предрождественское время заходит в Пассаж , где в одной из лавок старуха демонстрирует ему различные невидимые редкости: различные эликсиры , , изготовленные гномами черные и розовые магические очки , кольцо для мгновенных перемещений и кувшин с водой Кастальского ручья и гадальные карты .
В другом рассказе («Лишняя комната», 1911) Нерехтин покупает на аукционе «старинные каминные часы с боем», где на циферблате изображены знаки Зодиака , а также астрологические знаки и надписи на древнееврейском языке . Новая вещь вызывает у обитателей дома ночные кошмары . Нерехтин рассказывает о часах своему знакомому графу. Тот интересуется механизмом, подозревая в ней изделие «еврейских каббалистов ». Граф берет себе часы домой для изучения, а Нерехтин уезжает на Рождество в деревню. Возвратившись, он узнает из газет, что граф скоропостижно скончался, а часы были украдены.
Третий рассказ («Разбитое зеркало», 1912) повествует о кружке любителей оккультизма , который собрал барон Хоккер. В библиотеке барона упомянуты труды Корнелия Агриппы , Якова Бехме , Элифаса Леви , Папюса и Гуайта . Во время заседания Нерехтин делится впечатлениями о поездке в Париж , во время которого он обратился к гадалке по картам Таро m-me Эстер. Та предсказала странную любовь. Нерехтину и в самом деле начала сниться некая женщина. Члены кружка предположили, что вместо гадания их товарищ столкнулся с обрядом «энвольтования», а женщина из сна была ларва , которая желала выманить астрал и овладеть материальным телом. Лишь домашняя собачка «прелестный черный кинг-чарльз », разбив зеркало , спасла своего хозяина.
В четвертом рассказе («Искушение», 1893) главный герой вспоминает случай с горничной Аннушкой из крепостных, которая внезапно заболела и рассказала перед смертью как она увидела привидение самой себя. Оказавшись за столом, гости пьют чай и говорят о спиритизме . Из присутствующих Андрей Иванович оказывается сильным медиумом , способным впадать в транс . Описывается спиритический сеанс с верчением стола, стуками, перелетом предметов, прикосновением невидимых рук и видением света. Главный герой, преодолевая свой скепсис, решает принять участие в спиритическом сеансе , который полностью меняет его мировоззрение.
В пятом рассказе («С вечерним поездом», 1901) возвращающийся из Петербурга на дачу литератор Василий Петров внезапно встречает в вагоне поезда своего старого знакомого Волховского, которого считал умершим. Немного неряшливый собеседник жалуется на ипохондрию и меланхолию, высказывает странные мысли о нестерпимости «большого количества добра» и выходит пить коньяк . Волховский рассказывает, что в одном из видений он посетил Луну , поверхность которой была покрыта голубоватой травой и большими белыми цветами. Петров сбегает от безумного собеседника.
В шестом рассказе («Музей восковых фигур») одинокая «интересная молодая женщина» во время антракта Коппелии многозначительно поглядывает на Боромлева и неожиданно назначает ему свидание в музее восковых фигур. На следующий день Боромлев слышит уличного зазывалу, который рекламирует «настоящий паноптикум», включающий « часы жизни Парацельса и аппарат- гороскоп Нострадамуса ». Музей располагался на одной из «поперечных улиц», на которые можно свернуть с Невского . В самом зале Боромлев заметил обитые темно-малиновым бархатом диваны , кривые зеркала и восковые фигуры Жюля Фавра , Эдиссона и Сары Бернар . В состоянии наваждения Боромлев принимает восковые фигуры за настоящих людей и сам начинает себя ощущать восковой фигурой. Затем он перемещается в зал, где танцуют наряженные людьми автоматы, созерцает представление «индийского фокусника» и... вновь оказывается во вчерашнем дне на балете Коппелия .
В седьмом рассказе («Паганини», 1896) действие происходит «в восточном Руссильоне», в замке маркизы де Тревиз. Гости рюмками пьют различные вина (ривезальц, рокевер, фронтиньян) и беседуют о музыке. Внезапно за готическим окном усиливается непогода и дворецкий докладывает о двух путешественниках, чья карета упала в речку. Маркиза выделяет новым гостям место для ночлега, а остальные продолжают веселье. Сквозь шум ветра доносится «свирепая песнь без слов» и вскоре все узнают, что одним из путешественников был сам Николо Паганини , который виртуозно исполнял на скрипке вариации из балета Stryges ( Le Streghe ). Всем показалось, что божественная музыка укротила бурю и похитила сердце хозяйки замка. Впоследствии один из гостей рассказывает, что настоящий Паганини заложил свою душу черту, после чего в его тело «вселился один из слуг сатаны».
Восьмой рассказ («Она») посвящен теме суккубов . Один из героев рассказывает другому о предсказании любить трех женщин, которые умрут необычной смертью. Он также тренирует свои духовные силы и изучает книгу аббата Ланглэ Дюфренуа «Sur les apparitions et les visions». После этого герой повествования получает послания от загадочной особы и встречает на Биржевом мосту «даму под синей вуалью ». Озадаченный манипуляциями загадочной особы, герой решает применить «прием индусских факиров » для разрушения наваждения. На следующий день он узнает о смерти этой особы в квартире на Васильевском острове .
Среди прочих наград Маслов имел ордена: