Есть
молитвы
, которые составлены из серии благословений, начальное благословение начинают и заканчивают словом
барух
(«благословен»), остальные же благословения лишь оканчивают словом
барух
. Благословения соответствуют формуле — вводная часть «Благословен Ты, Господи, Бог [Он] наш, Царь [Он] Вечный…», после которой следует заключительная часть, зависящая от повода произнесения благословения. В некоторых случаях, например, при «благословении заповеди», добавляются дополнительные части.
Еврей, слышащий благословение, как правило должен ответить «
амен
»
.
Традиционно выделяют несколько разновидностей благословений
:
Благословение наслаждения
(ברכת הניה ) — произносят перед употреблением различных видов пищи и в предвкушении наслаждения от вдыхания ароматов. По типу построения эти благословения представляют собой краткие формулы.
Благословение заповеди
(ברכת מצוה ) — произносят перед совершением
заповедей
(облачение в
талит
с
цицит
), содержат дополнительную формулу «…Который освятил [Он] нас предписаниями Его и повелел [Он] нам…».
Благословение трепета
(ברכת יראה ) — произносят после впечатления от увиденного (радуга, горы, большое скопление людей, лицезрение выдающегося учёного, монарха, негра или урода или инвалида
) или услышанного (гром, крик петуха, добрая или худая весть).
от 20 октября 2022 на
Wayback Machine
«С течением времени возникли стереотипные формулы благословений, сделавшиеся структурной основой молитв как в христианской литургической традиции, так и в синагогальном богослужении. В последнем слово „бераха“ стало употребляться в значении зафиксированной традицией молитвы на определённый случай. Когда после разрушения иерусалимского Храма ежедневные жертвоприношения прекратились, основной формой богослужения стали молитвы-„берахот“. После II века молитвенные формулы-„берахот“ приобрели жёстко закреплённую форму, которую было запрещено изменять»
Мишне Тора
, Ахава, Брахот 1.4 ברכות היראה שהן דרך שבח והודיה ובקשה כדי לזכור את הבורא תמיד וליראה ממנו «Благословения трепета, произносимые как выражение хвалы, благодарности и прошения Богу, чтобы всегда помнить Создателя и
трепетать
перед Ним»
Мишне Тора
, Ахава, Брахот 10.12 הרואה את הכושי ואת המשונין בצורת פניהם או באבריהם