В данный момент он живёт в добровольном
изгнании
в
, штат
Пенсильвания
, США. В Европе предпочитает останавливаться в
Монте-Карло
в
Монако
. Гюлен в 2008 году был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты по результатам опроса на сайте проекта журналов Prospect и
Foreign Policy
. С 2009 года входит в число
(англ.)
(
(по итогам 2013 года — на 11 месте). В 2013 году он был включён в число «100 самых влиятельных людей мира» журналом
Time
и в список «500 самых влиятельных людей мира» журнала Foreign Policy
.
Гюлен делает упор на этическое воспитание нового поколения
. Запустив процесс диалога в Турции, Гюлен продолжил его и в международном масштабе
. Гюлен выступает за
многопартийность
.
Его нередко называют «одним из самых важных мусульманских деятелей мира»
.
Содержание
Биография
Гюлен родился в деревне Коруджук, около города
Эрзурум
в Турции. Его отец, Рамиз Гюлен, был имамом
. Гюлен получил базовое образование в своей родной деревне, однако после переезда вместе со своей семьёй, решил сосредоточиться на получении (тогда неформального) классического исламского образования
.
Проработав официальным имамом и проповедником, Гюлен ушёл на
пенсию
в 1981 году. В 1988—1991 годах он дал серию проповедей в популярных мечетях Турции. В 1994 году он принял участие в учреждении Фонда писателей и журналистов, ему присвоили титул почётного президента Фонда
.
Уехав в 1999 году в США на лечение, уже не возвращался в Турцию. За это время против него в Турции был начат (2000) и закрыт (2008) за отсутствием состава преступления обвинительный процесс.
, он пережил операцию на сердце и множество оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. Сам Гюлен подчёркивает, что очень хотел бы вернуться в Турцию, но боится политических провокаций и нестабильности
.
Коррупционный скандал конца 2013 года обострил отношения между
Реджепом Эрдоганом
и Гюленом, которого обвинили в попытке переворота. 19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Прокурор Хасан Йылмаз ходатайствовал также перед Министерством юстиции Турции о подготовке документов на включение Гюлена в «Красный бюллетень»
Интерпола
(ордер на арест преступников, объявленных в международный розыск).
Интерпол не принял решения о розыске Гюлена
[
источник не указан 2166 дней
]
.
Взгляды и деятельность
Теология
Гюлен не предлагает новой
теологии
, скорее в своих проповедях и книгах отсылает к классическим авторитетам, используя и развивая их систему доказательств и умозаключений. Его понимание ислама — консервативное и общепринятое
. Фетхуллах Гюлен хорошо знает и уважает суфийскую традицию, несмотря на то, что он сам не был членом какого-либо тариката. Он учит, что мусульманам необязательно входить в тарикат (суфийский орден), но суфизм — это внутреннее измерение ислама, которое никогда не должно отрываться от внешнего.
Его учение отличает от других общепринятых течений умеренного ислама две вещи, которые он выводит из интерпретации определённых аятов Корана. Первое — он учит, что мусульманское сообщество обязано служить («hizmet etmek»)
общему благу общины и нации
, мусульманам и немусульманам во всём мире
. Движение «Хизмет» является международным общественным движением, вдохновлённым идеями Гюлена. Учение о служении людям привлекло и привлекает большое количество сторонников в Турции, Центральной Азии и в других частях мира.
Второе — мусульманское сообщество должно осуществлять межконфессиональный диалог, как минимум, с «людьми Писания» (христиане и иудеи).
Наука и образование
В своих проповедях Гюлен неоднократно заявлял, что изучение физики, математики, химии — поклонение Богу.
В Турции «школы Гюлена» считаются одними из лучших: современное дорогостоящее оборудование, равное отношение к полам, обучение английскому языку с первого класса.
Тем не менее, существует критика со стороны бывших учителей подобных заведений, в частности, по вопросу отношения к женскому полу, которые утверждают, что учителям-женщинам не делегируют административные полномочия, у них ограниченная автономия и — начиная с учениц шестого класса и старше — они отделены от коллег мужского пола и учеников в течение перемен и перерывов на обед.
Межконфессиональный и межкультурный диалог
Говоря про Турцию, Гюлен отмечает, что приверженность диалогу и благожелательное отношение к другим лежат в основах турецкой культуры, которая своим источником берёт ислам.
Он подчёркивает то, что ислам всегда воспринимал лучшие достижения тех культур и цивилизаций, с которыми он встречался на протяжении своей истории, и сегодня мусульманский мир нуждается в использовании позитивного опыта других стран. «Диалог превратился в императив современности».
Гюлен лично встречался с лидерами других конфессий, включая
Иоанна Павла II
, греческого православного
патриарха Варфоломея
, главного сефардского раввина
Элияху Бакши Дорона
.
В конце 2000-х годов движение «Хизмет» начало диалог и с нерелигиозными людьми, например, в Консультативном совете лондонского Dialogue Society больше атеистов и агностиков, чем мусульман.
Гюлен также выступает за кооперацию между разными течениями в самом исламе — например, он одобрил постройку мечети и алевитского храма (cem evi) в одном дворике.
.
Взгляды на современные проблемы
Секуляризм и шариат
Гюлен критикует
лаицизм
как политику, уходящую корнями в философию редуктивного материализма. В то же время он считает, что ислам и демократия совместимы
.
Турция и Европейский союз
Гюлен одобряет заявку Турции на вхождение в
ЕС
и считает что ни Турция, ни Европейский союз ничего не потеряют, а только выиграют от этого
.
Роль женщины
Согласно Арасу и Каха, взгляды Гюлена на положение женщин «прогрессивные», но «современные женщины — профессионалы в Турции всё равно далеки от того, чтобы их принять».
Терроризм
«Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей».
Личная жизнь
Фетхуллах Гюлен считается вторым по влиятельности человеком в Турции после
президента
Реджепа Тайипа Эрдогана
; его движение, для которого он является главным вдохновением и идеологом, насчитывает миллионы сторонников по всему миру. По оценкам, сторонников движения «Хизмет» колеблется от одного до восьми миллионов человек
.
Гюлен физически слаб, и страдает несколькими хроническими заболеваниями
, как
диабет
,
цирроз печени
и
сердечная недостаточность
, в связи с чем пережил операцию на сердце, и уехав в 1999 году в США на лечение, уже не возвращался обратно.
Фетхуллах Гюлен никогда не состоял в браке, и детей не имеет. «Как уточнила одна из известных турецких журналисток, которая в 1990-е годы брала у него интервью и спрашивала о его состоянии в браке, Ф. Гюлен пояснил, что однажды в молодости делал попытку вступить в брак, но она оказалась неудачной и после этого он, по-видимому, отказался от идеи обзавестись собственной семьей. Но его отношение к институтам семьи и
брака
можно охарактеризовать как в высшей степени уважительное и трепетное»
.
Информация о смерти
18 ноября 2021 года турецкий новостной портал Oda TV сообщил, что Гюлен был отравлен в ночь с 17 ноября, в своём доме одним из своих сторонников, который позже совершил самоубийство
. Ряд СМИ, в том числе и полиция
Пенсильвании
не подтвердила смерть проповедника
, назвав информацию ложной
. Адвокат Гюлена Бурак Бекироглу заявил, что «Гюлена отравил его приближенный Джевдет Тюркйолу. Позже Бекироглу уточнил, что в результате случившегося Гюлен потерял возможность говорить, но остался жив»
.
Политолог и журналист Синан Сунгур усомнился в сообщениях о смерти проповедника, сказав: «автор этих публикации — далеко не медийная и не близкая к Гюлену личность. Он не указывает, откуда у него информация»
.
По заявлению властей, военный переворот вдохновил Фетхуллах Гюлен, а организовало среднее звено турецкой армии — военный прокурор и 46 офицеров во главе с отставным
полковником
Мухарремом Кёсе
.
Правительство Турции обвиняет движение «
Хизмет
» и его лидера в использовании своих рычагов влияния в армии и попытке свергнуть власть. Однако «Хизмет» и сам Фетхуллах Гюлен отрицают свою причастность к попытке переворота
:
Правительство должно быть завоевано путём свободных и справедливых выборов, а не силой. Я молю Бога за Турцию, турецких граждан и всех тех, кто в настоящее время находится в Турции, чтобы эта ситуация разрешилась мирным и быстрым путем. Как человек, пострадавший от нескольких военных переворотов в течение последних пяти десятилетий особенно оскорбительно быть обвиненным в какой-либо связи с такой попыткой. Я категорически отрицаю такие обвинения
.
Напротив, Гюлен заявил, что не исключает возможности инсценировки путча самим Эрдоганом
. В ответ на запрос
Минюста Турции
к США о его
экстрадиции
проповедник заявил о готовности вернуться на родину, если американское правительство примет решение о выдаче при международном расследовании попытки переворота.
Фетхуллах Гюлен, прокомментировавший неудавшийся переворот так: «Возможно, это был подстроенный переворот и он будет использован для будущих обвинений»
, высказал предположение, что
Реджеп Тайип Эрдоган
сам спланировал переворот
: в частности, отмечается, что путч выглядел крайне плохо организованным, но послужил для президента предлогом для «зачистки» в армии и государственном аппарате
.
Публикации
Запрет произведений в России
Согласно решению и определению Ленинского районного суда города Оренбурга, книги Гюлена «Сомнения, порожденные веком» (I том), «Критерии или огни в пути», «Пророк Мухаммад — венец рода человеческого» (I и II том) и «Жизнь и исламская вера» включены в
Федеральный список экстремистских материалов
.
Фильмография
Документальный фильм 2014 года «
» (
англ.
Love Is a Verb
) американского режиссера Терри Спенсера Хессера
, повествующий о жизни Фетхуллаха Гюлена, история зарождения массового движения и деятельность её последователей.
В июне 2019 года телеканал
RT Documentary
анонсировала выход пятисерийного документального фильма «Проект Гюлен»
.
Тем не менее, Гюлен неоднократно заявляет, что он не пропагандирует ни
тадждид
, ни иджтихад, ни реформы и что он просто последователь ислама, просто мусульманин. Он очень осторожно отходит от любого реформистского, политического или исламистского дискурса. Сознательное неприятие Гюленом использования ислама в качестве дискурсивного политического инструмента, что также было отличительной чертой
Нурси
, указывает на этический подход к исламу с духовной точки зрения.
Michael Rubin.
(амер. англ.)
.
The American Interest
(3 декабря 2019). Дата обращения: 6 июня 2023.
↑
Erol Nazim Gulay (May 2007).
от 14 сентября 2016 на
Wayback Machine
(PDF). St. Antony's College Oxford University. p. 56.
(неопр.)
.
web.archive.org
(11 сентября 2014). Дата обращения: 16 июля 2023. Архивировано из
11 сентября 2014 года.
Bilefsky, Dan (2012-04-25).
The New York Times
. 0362-4331.
из оригинала
16 июля 2016
. Дата обращения:
16 июля 2023
.
(неопр.)
.
web.archive.org
(27 марта 2019). Дата обращения: 16 июля 2023. Архивировано из
27 марта 2019 года.
Peker, Emre (2016-07-20).
.
Wall Street Journal
. 0099-9660
. Дата обращения:
16 июля 2023
.
Yeginsu, Ceylan (2016-08-04).
.
The New York Times
. 0362-4331
. Дата обращения:
16 июля 2023
.
Эдвард ЧЕСНОКОВ.
(рус.)
kp.ru
(17 июля 2016). Дата обращения: 28 августа 2021.
18 января 2018 года.
Saritoprak, Z. and Griffith, S. Fethullah Gülen and the 'People of the Book': A Voice from Turkey for Interfaith Dialogue // The Muslim World, Vol. 95 No. 3, July 2005, p.337-338
Зеки Сарытопрак, Сидней Гриффит.
от 13 декабря 2014 на
Wayback Machine
Журнал «The Muslim World», номер 3 (95) от июля 2005 года
↑
(неопр.)
.
The Economist
(6 марта 2008). Дата обращения: 2 мая 2012.
25 декабря 2018 года.
Алена Палажченко.
(неопр.)
.
РИА Новости
(19 декабря 2014). Дата обращения: 20 декабря 2014.
7 января 2015 года.
Robert W. Hefner, Muhammad Qasim Zaman, Schooling Islam: the culture and politics of modern Muslim education.
Princeton University Press
, 2007. p. 162-3.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 октября 2013.
25 декабря 2018 года.
Thomas Michel S.J., Sufism and Modernity in the Thought of Fethullah Gülen // The Muslim World, Vol. 95 No. 3, July 2005, p.345-5
Mehmet Kalyoncu
от 26 августа 2016 на
Wayback Machine
. Tughra Books, 2008, pp. 19-40
Berna Turam, Between Islam and the State: The Politics of Engagement.
Stanford University Press
, 2006.p. 61
Lester R. Kurtz, "Gulen’s Paradox: Combining Commitment and Tolerance, // Muslim World, Vol. 95, July 2005; 379—381.
Spiegelman, Margaret
(неопр.)
The Daily Beast
. Дата обращения: 28 ноября 2012.
18 июля 2016 года.
Mehmet Gindem. Fethullah Gülen’le 11 gün. Sorularla bır hareketin analizi. İstanbul, 2005. S. 201
Сюкияйнен Л. Р.
Пример диалога в современном мире: Фетхуллах Гюлен // «Диалог Аврасья». — 2009. No 28. С. 8-9.
Advocate of Dialogue: Fethullah Gülen
European Muslims, Civility and Public Life Perspectives On and From the Gülen Movement
/ Общественное объед. "Диалог Евразия", Фак. философии и социальных наук БГУ. —
Мн.
: Беларуская навука, 2012. — 264 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-985-08-1402-9
.
Sönmez İ. A.
Fethullah Gülen Gerçeği: Hukuki Gerçekler Işığında Hoşgörü ve Uzlaşma Aksiyonu Hakkında Bir İnceleme
Kaynak Yayınları, 1998
ISBN 975-738-854-8
(тур.)
(
,
Bir Gönül İnsanı
, Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 2004
ISBN 9756714263
/ Eds. Tamer Balci, Christopher L. Miller. — Cambridge Scholars Publishing, 2013. — 300 p. —
ISBN 978-1-4438-4507-6
.
Balci T., Miller C. L.
// . — 2013. — P. 1—21.
Akinci A.
// . — 2013. — P. 23—46.
Bozkurt S., Yıldırım Y.
// . — 2013. — P. 47—60.
Balci T.
// . — 2013. — P. 61—90.
Alianak S. L.
// . — 2013. — P. 91—118.
Curtis M.
// . — 2013. — P. 119—154.
Webb M.
The Genius and Vulnerability of the Gülen Hizmet Movement
// . — 2013. — P. 155—164.
Miller C. L.
The Gülen Hizmet Movement and Secularization Theory: Explaining the Improbable
// . — 2013. — P. 165—188.
Topal S.
Pursuit of Piety in the Public Sphere: A Weberian Analysis of the Gülen Hizmet Movement
// . — 2013. — P. 189—200.
Pearson T. D.
Is Genuine Interfaith Dialogue Impossible? Alasdair MacIntyre and Fethullah Gülen in Conversation
// . — 2013. — P. 201—214.
Ruzgar M.
An Analysis of the Gülen Hizmet Movement’s Interfaith Dialogue Activities
// . — 2013. — P. 215—232.
Miller C. L., Balci T.
Interdisciplinary Inquiry and the Gülen Gestalt
// . — 2013. — P. 233—250.
Ünal İ. Fethullah Gülen’le Amerika’da Bir Ay,
, 2001
ISBN 9757402842
Yanardağ M.
Türkiye Nasıl Kuşatıldı?/Fethullah Gülen Hareketinin Perde Arkası
,
ISBN 9944490008
Editör:
(тур.)
(
Diyaloğa Adanmış Hayat: Aydınların Kaleminden Fethullah Gülen (Kozadan Kelebeğe 2)
,
Yayınları, İstanbul, 2002
ISBN 9756714107
Editör:
(тур.)
(
Medya Aynasında Fethullah Gülen (Kozadan Kelebeğe)
Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 1999
ISBN 9759432609