Interested Article - Тэсигахара, Хироси

Хироси Тэсигахара ( яп. 勅使河原 宏 Тэсигахара Хироси , род. 28 января 1927 , Токио , Япония — ум. 14 апреля 2001 года, Токио , Япония ) — японский кинорежиссёр и иэмото школы икэбана Согэцу (1980—2001).

В 1992 году правительством Японии удостоен медали Пурпурной ленты . Тэсигахара оставил значительный след в документальном и игровом кинематографе , искусстве икэбана , скульптуре , гончарном деле , каллиграфии , музыкальном театре и искусстве разбивки садов . Для большинства его работ характерны основанное на доскональном знании классического японского искусства смелое новаторство и преодоление границ того или иного жанра.

Супруга — актриса .

Биография и творчество

Ранние годы. Университет. Живопись (1927—1952)

Родился в Токио в 1927 году в семье знаменитого Софу Тэсигахары , основателя школы икэбаны Согэцу . В 1944 году поступил на отделение японской живописи Токийского национального университета изящных искусств . Окончание Тихоокеанской войны встретил на острове ( преф. Ямагути ) в трудовом студенческом лагере, куда был направлен в результате мобилизации тыла . В 1950 году окончил университет по классу масляной живописи . Первоначальный интерес к японской классике под влиянием радикальных перемен, происходивших в японском обществе в послевоенные годы, сменился скепсисом в отношении адекватности традиционных форм реалиям современного мира, в результате чего Тэсигахара обратился к изучению западноевропейского искусства. После окончания университета, благодаря Таро Окамото , заинтересовался экспериментальным искусством и в 1950 году стал участником авангардного творческого объединения «Век» ( яп. 世紀 сэйки ) . Здесь он познакомился с литературным критиком и поэтом и писателем Кобо Абэ , многолетнее плодотворное сотрудничество с которым впоследствии стало решающим для успеха кинорежиссёрской карьеры Тэсигахары. В рамках деятельности «Века» также были проведены первые выставки его картин, в которых чувствуется сильное влияние эстетики сюрреализма . Наиболее значительной работой этого периода творчества считается картина «Остров сирен» ( яп. サイレン島 Сайрэн сима ) , 1951).

Первые киноработы. Документалистика (1953—1962)

Тэсигахара дебютировал в кинематографе в 1953 году с короткометражным документальным фильмом «Хокусай». В этом произведении Тэсигахара, переживавший в то время сильное увлечениями работами Хокусая , опираясь на «Хокусай манга», « Сто видов горы Фудзи » и другие альбомы мастера, основной акцент сделал на раскрытии карикатурного элемента гравюр и на отражении в них сущности человеческой природы.

Несмотря на то, что «Хокусай» формально является первой работой режиссёра, фильм во многом можно считать переработкой материала, снятого ранее «Японским обществом изучения искусства и кинематографа». Поэтому полноценным дебютом стал последовавший за лентой «Хокусай» фильм «12 фотографов» (1955 год). Фильм, будучи частью проекта, приуроченного к 6-летнему юбилею выпускаемого издательством « » журнала «Фотоискусство» (フォトアート), показывает мир японской фотографии послевоенного десятилетия. Героями фильма стали Ихэй Кимура, Кэн Домон, Сётаро Акияма, Хироси Хамая, Ёсио Ватанабэ и другие выдающиеся японские фотографы того времени.

В 1956 году Тэсигахара снял фильм «Икэбана», посвященный своему отцу Софу Тэсигахаре и его работе. Фильм вдохновенно и достаточно подробно раскрывает происхождение и историю искусства икэбана , а также его пути развития после эпохи Мэйдзи . Фильм получил своё продолжение спустя семь лет (д/ф «Жизнь», 1963), где Тэсигахара вновь обратился к творчеству отца, подчеркнув в этот раз его радикальное новаторство.

В 1958 году Тэсигахара в составе творческой группы «Синема 57» принял участие в съёмках документального фильма « ». Группа «Синема 57» была создана режиссёром-документалистом и кинорежиссёром в целях распространения в Японии идей экспериментального кинематографа и объединила восемь режиссёров, в число которых вошёл и Тэсигахара. В «Токио-1958» в пародийных тонах отображается сопоставление Эдо и современного Токио.

В 1959 году Тэсигахара открыл «Центр искусств Согэцу», призванный способствовать синтезу различных видов искусства. В нём активно начался обмен идеями и исполнение сочинений ищущей себя японской и иностранной творческой молодёжи. Джаз и современная академическая музыка , танец модерн , экспериментальный кинематограф — лишь некоторые виды искусства из всего многообразия, представленного деятельностью «Центра».

В том же году Тэсигахара впервые посетил США и страны Западной Европы , одним из результатов чего стал второй документальный «диптих»: два фильма о пуэрто-риканском боксёре Хосе Торресе . В первой части (1959) в подчеркнуто контрастных тонах показано начало карьеры молодого Торреса, одерживающего одну победу за другой и в то же время сталкивающегося с отчуждением в мире профессионального бокса из-за расовой дискриминации . Во второй части (1965) зритель встречается с многоплановым раскрытием внутреннего мира Торреса, теперь уже готовящегося к матчу за звание чемпиона мира.

Первый художественный фильм, « Западня » был снят Тэсигахарой в 1962 году в сотрудничестве с авангардным писателем Кобо Абэ и выступившим в качестве музыкального редактора композитором Тору Такэмицу (в фильме также звучит музыка Тоси Итиянаги и ). Фильм стал экранизацией переработанной абсурдистской пьесы Абэ. Действие разворачивается в период послевоенного в районе угольных шахт, расположенных на острове Кюсю . Фильм завоевал , присуждаемую режиссёрам-дебютантам.

Мировое признание (1963—1972)

В 1964 году Тэсигахара вместе с Абэ снял фильм « Женщина в песках » (музыка Такэмицу) по одноимённому роману Абэ, ставшему классикой современной японской литературы. Фильм завоевал специальную премию на Каннском кинофестивале (1964) и был номинирован на премию Оскар как лучший иностранный фильм, получив статус культового в США и других западных странах. Фильм принёс Тэсигахаре мировую известность. В дальнейшем Тэсигахара и Абэ осуществили ещё две успешные экранизации романов последнего: « Чужое лицо » (1966) и « Сожжённая карта » (1968).

1965 год, наряду со съёмками второй части фильма о Хосе Торресе, также ознаменовался участием Тэсигахары в качестве представителя Японии в международном кинопроекте, организованном канадским государственным комитетом по вопросам кинематографа. Проект подразумевал независимое друг от друга создание документальных фильмов на тему « Половая зрелость » представителем каждой из четырёх стран-участников. Работа Тэсигахары, озаглавленная « », посвящена изображению повседневности 16-летней Ако, живущей в женском общежитии при хлебозаводе. Как и другие произведения Тэсигахары, «Светлое утро» отличается свежестью подхода и нестандартностью раскрытия темы.

9 октября 1966 года на автодроме « Фудзи Спидвей » состоялся очередной этап авторалли « Инди 500 », ставший основой для нового и тематически неожиданного документального фильма Тэсигахары, «Рёв моторов». Сценарий к фильму написал классик современной японской литературы Сётаро Ясуока . Фильм открывается интервью с молодёжью из байкерской группировки «Харадзюку-дзоку», которая делится своим пониманием места феномена скорости в современном мире. Затем следуют кадры подготовки к гонке пилотов и механиков, церемония открытия, а в финале — снятое одновременно с разных планов награждение. В фильме фигурируют Джим Кларк , Грэм Хилл и другие известные автогонщики.

В 1972 году совместно с известным американским японистом и переводчиком Тэсигахара снял фильм « ». Действия фильма разворачиваются во время войны во Вьетнаме в среде американских дезертиров , ведущих в Японии маргинальный образ жизни.

Гончарное дело. Икэбана. Инсталляции. Оперы (1973—2001)

С середины 1970-х годов в творчестве Тэсигахары произошло существенное смещение акцентов, в результате чего Тэсигахара-режиссёр вновь, как и в начале своего пути, сосредоточился преимущественно на документальных лентах, а на роль доминирующих видов искусств выдвинулись гончарное дело и занятия икэбана, которые никогда не прекращались на протяжении всей его режиссёрской карьеры.

В 1973 году в городе Этидзен (префектура Фукуи ) Тэсигахара открыл собственную гончарную мастерскую ( яп. 草月陶房 ). Тэсигахара отказался от использования гончарного круга , отдав предпочтение полностью ручному производству. Ряд созданных в мастерской работ позднее не раз выставлялся в Японии, а также в Европе ( Париж , 1981).

В 1980 году после смерти отца Тэсигахара стал главой ( иэмото ) школы Согэцу . В том же году в выставочном зале Согэцу в Токио состоялась совместная выставка работ Тэсигахары и скульптора Исаму Ногути . Икэбана Тэсигахары, благодаря яркой индивидуальности стиля, завоевала международное признание и неоднократно демонстрировалась на персональных выставках в Сеуле , Милане , Нью-Йорке и других культурных столицах мира. Не меньший резонанс вызвали новаторские произведения Тэсигахары и в самой Японии, где он стал пионером в создании «бамбуковых инсталляций » средствами икэбаны (первый опыт в направлении датируется 1982 годом), существенно переосмыслив и расширив канон этого классического искусства. Кроме того, Тэсигахара воспитал ряд выдающихся мастеров икэбаны, в числе которых и другие. Ещё одним значительным вкладом Тэсигахары в развитие искусства икэбана стало создание им в 1990-х годах жанра « » ( яп. 連花 , по аналогии с поэтическим « рэнга »), где произведение создается в результате коллективной импровизации.

В 1980-е годы кинорежиссёрская деятельность Тэсигахары свелась к трём работам. Это два документальных биографических фильма о скульпторе Жане Тенегли (1981) и архитекторе Антонио Гауди (1984), а также художественный фильм, посвящённый мастеру чайной церемонии Сэн Рикю . Фильм « » (1989) удостоен награды Монреальского международного кинофестиваля и впоследствии был признан одной из лучших работ Тэсигахары. Последней киноработой Тэсигахары стал фильм « » (1992). «Рикю» и «Принцесса Го» тематически и стилистически значительно отличаются от более ранних экспериментальных работ и характеризуются аскетичностью и лаконизмом.

С начала 1990-х многогранный талант Тэсигахары распространился и на музыкальный театр , где он принял участие в постановке трёх опер: « Турандот » (поставлена в Лионе , 1992), « Сусаноо » (1994) и « Шлока » (1999), для которых он также создал и сценические декорации, в том числе с использованием элементов икэбана.

В последние годы жизни Тэсигахара активно занимался организацией чайных церемоний как в Японии, так и за рубежом. Тэсигахара скоропостижно скончался в 2001 году от . После его кончины школу Согэцу возглавила его вторая дочь .

Фильмография

Ссылки

  • (англ.)
  • (яп.)
Источник —

Same as Тэсигахара, Хироси