Конец света (2012)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Конец нашего света» — польский художественный фильм 1964 года об ужасах нацистского концлагеря Освенцим , снятый режиссёром Вандой Якубовской по автобиографической повести Тадеуша Голуя (исполнившего в фильме второстепенную роль) под тем же названием — и режиссёр, и сценарист лично прошли через этот концлагерь, чудом там выжив.
Фильм построен как воспоминания бывшего заключённого концлагеря Освенцим , снят на местах реальных событий.
Поляк Хенрик Матуля подвозит молодую американскую пару, желающую осмотреть лагерь в Освенциме. Во время осмотра музея вместе с ними раскрывается, что он сам бывший узник этого лагеря; для него возвращение в эти места спустя почти 20 лет — лавина сильных воспоминаний о трагической смерти жены, о попытке спасти цыганских детей, об аресте, борьбе за выживание, бессильном противостоянии эсэсовцам… Он вспоминает как чудом пережил многомесячное заключение в этом одном из самых страшных фашистских лагерей смерти — он был здесь в том числе в рядах зондeркоманды из заключённых, обслуживающих газовые камеры и крематорий . Перед его глазами прошли ужасы, царившие в нацистских застенках, и как он с группой подпольщиков, рискуя жизнью, спасал людей от газовых камер , добывал лекарства и питание для больных, участвовал в организации восстания и массовом побеге из лагеря накануне его уничтожения немцами ввиду приближения советских войск , тем самым предотвратив уничтожение нацистами следов чудовищных преступлений.
Сценарной основой фильма «Конец нашего света» стала повесть писателя Тадеуша Голуя под тем же названием. Автор, бывший узник Освенцима, рассказал мужественную и драматическую историю о людях, боровшихся за своё достоинство, за свободу в самых нечеловеческих условиях, когда казалось, что конец света неизбежен, близок и неотвратим. Это фильм об отвратимости конца света, о надежде, завоеванной не покорностью, а усилиями борьбы, сопротивлением злу.
— Кино Польши / . — М.: Искусство, 1967—290 с. — стр. 36
Сам автор повести сценария Тадеуш Голуй играет в фильме небольшую, но весьма значительную роль — одного из руководителей движения Сопротивления в лагере. Его Адам во многом автобиографичен .
Фильм дублирован на русский язык на Киностудии им. М. Горького ; режиссёр дубляжа М. Володин; звукооператор дубляжа С. Юрцев.
В основе сценария фильма — одноимённая автобиографическая повесть польского писателя Тадеуша Голуя , название которого на русский язык обычно переводится как «Конец нашего мира».
Повесть написана в 1956 году, удостоена премии министра культуры и искусства (1962), на польском книга к 1984 году была переиздана пять раз. О переводе книги на русский язык неизвестно, но книга получила положительные отзывы в СССР, отмечалась документальность произведения:
Свою книгу «Конец нашего мира» Тадеуш Голуй предлагает рассматривать как повесть. «… Тем не менее это только повесть, — пишет он в послесловии, — но не хроника, дневник и автобиография». И всё—таки эта книга выглядит как документ, как обширное свидетельское показание, автор лишь по своему усмотрению располагал данные действительности, хроники, дневника, автобиографии и так далее, чтоб более выпукло представить картину освенцимского ада. Голос фактов и событий заглушает голос отдельных лиц и самого автора ПОМИМО его воли. … И урок, который извлекает из книги читатель, в том, что для спасения себя нельзя заниматься собственным спасением…
— журнал « Новый мир », 1966
«Конец нашего мира» — это не столько роман о лагере, сколько скорее об идейном созревании довоенного либерала. Лагерь для героя — место, где рушатся его теории, вынесенные из довоенного период. … выясняется, что его убеждения … рушатся перед лицом лагерной реальности. Лагерь даёт осознание, что только коммунизм способен победить фашизм.
Оригинальный текст (польск.)Koniec naszego świata jest nie tyle powieścią o obozie, co raczej o dojrzewaniu ideowym przedwojennego liberała. Obóz jest dla Bednarka przede …wszystkim miejscem, gdzie walą się w gruzy jego teorie wyniesione z okresu przedwojennego (w tym sensie dostrzec można zbieżności między Końcem naszego świata i Apelem Andrzejewskiego) . Bednarek wyznawał niegdyś: "teorię pozytywnych faktów bez względu na ustrój, rząd i wypadki" (s. 13). Okazuje się jednak, iż jego przekonania , że " ostatecznie wszystko sprowadza się do moralnej wartości jednostek i do ich ilości w społeczeństwie . Kiedy nie można budować innych pozytywnych faktów, zawsze jeszcze można budować. pozytywne wartości człowiecze " (s . 19420), musi upaść w obliczu rzeczywistości obozowej . Obóz każe mu dostrzec siłę grupy i prawdziwość założeń komunizmu . Obóz uświadamia , że tylko komunizm zdolny jest pokonać faszyzm.— Przegląd humanistyczny, Том 22,Выпуски 7-12. — Państwowe Wydawn. Naukowe., 1978. — s. 129
Не будет вреда произведению, если я скажу, что в плоскости личных сюжетов фильм немного неравномерен. Вероятно, это связано с небывалым сгущением моральных и психологических проблем … , не все из которых можно было драматургически развить. Завораживает, напротив, — и совершенно не подлежит сомнению — все то, что можно было бы назвать монументальным пейзажем фабрики смерти. Фильм, который, апеллируя к памяти преступления, говорит нам: «будьте бдительны».
Оригинальный текст (польск.)nie będzie krzywdą dla dzieła, jeżeli powiem , że w płaszczyźnie wątków osobowych film jest trochę nierówny . Wynika to zapewne z niebywałego zagęszczenia problemów moralnych i psychologicznych … , z których nie wszystkie można było dramaturgicznie rozwinąć . Fascynujące natomiast — i całkowicie nie do zakwestionowania — jest wszystko to, co nazwać by można monumentalnym pejzażem fabryki śmierci. film, który apelując o pamięć zbrodni, mówi do nas: bądźcie czujni".— киновед Ежи Тёплиц
Неоднократно подчёркивалась, что режиссёр и сценарист лично знакомы с темой — были заключёнными Освенцима:
О людях, которые не поддались лагерному злу, нашли в себе сопротивление и силу противостоять ему. И эта история не просто плод воображения, а опирается на подлинные события и документы, а иногда и на людей из лагерной жизни. … Ванда Якубовская, как и Голуй, участвовала в сопротивлении в концентрационном лагере, а после войны сняла громкий фильм.
Оригинальный текст (польск.)Koniec naszego świața Tadeusza Hołuja opowiada o ludziach, którzy nie ulegli obozowemu złu, znaleźli w sobie odporność i siłę stawienia mu czoła . A opowieść ta nie jest jedynie wytworem wyobraźni, lecz wspiera się na autentycznych zdarzeniach i dokumentach, a niekiedy i osobach z obozowego życia . Koniec naszego świata został spopularyzowany szeroko dzięki przeniesieniu powieści na ekran . Dokonała tego Wanda Jakubowska, która — podobnie jak Hołuj — uczestniczyła w lewicowym ruchu oporu w obozie koncentracyjnym, a w kilka lat po wojnie zrealizowała głośny film Ostatni etap . Ona też napisała scenariusz do filmu, który— Twórczość Tadeusza Hołuja / . — Wydawn. Szkolne i Pedagogiczne, 1985. — 157 s. — c. 64
Тадеуш Голуй какое-то время возглавлял организацию бывших узников, он же вместе с режиссёром Вандой Якубовской (также прошедшей Аушвиц) собирал сотни свидетельств для масштабного художественного фильма о лагере «Конец нашего света» (1964).
— // Независимая газета , 21 марта 2019
Фильм номинировался на кинопремию «Złota Kaczka» («Золотая утка») польского журнала « Film », получил второй приз.