Interested Article - Национальная организация русских мусульман
- 2020-08-29
- 1
Национа́льная организа́ция ру́сских мусульма́н ( НОРМ ) — общественная организация , объединяющая этнических русских, исповедующих ислам . Организация образована в 2004 году .
История
О создании Национальной организации русских мусульман было объявлено в июне 2004 года на съезде «Организации русских мусульман» в Омске , где произошло объединение мусульманских групп «Давгат аль-Ислами» (Омск), Царевококшайская община русских мусульман ( Йошкар-Ола ), Джамаат русских мусульман «Бану Зулькарнайн» ( Москва ), Культурный центр русских мусульман «Ихлас» ( Алма-Ата ). В течение несколько дней после съезда его организаторы придали широкой огласке данное событие, «засветившись» в ряде печатных СМИ и на ведущих российских и мировых исламских интернет-ресурсах. На пресс-конференции в « Известиях » лидеры НОРМ заявили о том, что «спасение России и духовная перспектива для этнических русских — только в исламе». По словам НОРМовцев, одной из их целей является формирование некоего « субэтноса » — русских мусульман .
Первыми руководителями организации были Тарас (Абдуль-Карим) Черниенко, Анатолий (Абу Талиб) Степченко. В дальнейшем на первые позиции в НОРМе выдвинулись Дмитрий (Амир) Мавров и Вадим Сидоров (Харун ар-Руси) .
В начале деятельности организации между частью руководства и бывшим православным священником А. В. Полосиным существовал конфликт . После того, как конфликты с А. В. Полосиным прекратились, в феврале 2006 года вступил на должность первого заместителя председателя (1-го наиба) НОРМ .
В 2005—2006 организацию покинула шиитская часть, которой руководил Т. Черниенко . В декабре 2006 года Совет (шура) НОРМ постановил исключить из организации шиитскую секцию и исповедовать только суннитский ислам и маликитский мазхаб . Для распространения информации и знаний о маликитском мазхабе в России был учреждён Маликитский центр НОРМ. Правление НОРМ было утверждено в следующем составе:
- глава НОРМ — шейх Абу Талиб (Анатолий Степченко);
- первый заместитель главы НОРМ — Али Вячеслав Полосин ;
- заместитель главы НОРМ — Искандер Яфиси (Александр Казаков);
- главный мухтасиб НОРМ — ;
- председатель шариатского комитета — Махди Шамсутдин (Сергей Попов);
- руководитель пресс-службы — Амир Хамдани (Григорий Мавров);
- руководитель юридической службы — Абдаллах ар-Рустуви (Василий Деревянкин).
После того, как из организации вышли сторонники более конструктивной линии А. Степченко, в ней остались в основном сторонники В. Сидорова, которые фактически отождествили с собой всю организацию .
Вадим Сидоров вместе со своими сторонниками неоднократно менял свои политические и религиозные взгляды. До принятия ислама они придерживались фашистских и националистических взглядов, затем через саляфизм пришли к суфизму . В 2007 году НОРМовцы заявили, что станут развивать в России маликитский мазхаб . По их мнению, эта правовая школа является идеологической основой для строительства общины русских мусульман . Тогда же состоялись первые контакты руководителей НОРМ с международным сообщество «Мирабитун», занимающимся проповедью в западных странах суннизма маликитского мазхаба и состоящего мелких неофитских джамаатов из немусульманских народов.
Функционеры, пришедшие в ислам из среды русских националистов (в том числе из неоязыческих движений) стремятся противопоставить новых русских мусульман представителям традиционно исламских народов России, а также отделить новых мусульман из общей мусульманской среды и создать для этого отдельные структуры. С этим связано принятие руководством НОРМ маликитского мазхаба, который до этого не имел приверженцев на территории России .
В 2005—2006 годах НОРМ арендовала помещения для проведения пятничных молитв .
По данным социологов, большинство новых русских мусульман не входят в данную организацию .
Критика
В 2006 году муфтий Нафигулла Аширов осудил НОРМ за « русский шовинизм ».
В 2013 году религиовед Р. А. Силантьев комментируя решение лидеров НОРМ уехать из Российской Федерации для продолжения своей деятельности за рубежом, отметил: « Редкий случай, когда я полностью согласен с товарищем . Действительно, зачем русским ваххабитам жить в кяфирской России и страдать от произвола „кровавой гэбни“, когда в мире столько прекрасных стран, где можно беспрепятственно строить халифат , или даже столь любимый ими русский негритюд ? Афганистан, Пакистан, Ирак и Сомали с нетерпением ждут вас. Давайте, товарищи, до свидания, и по возможности заберите с собой побольше нерусских ваххабитов — им ведь сейчас тоже тяжело приходится ».
Примечания
- Селдых Н. от 17 июня 2016 на Wayback Machine // Российская газета — Федеральный выпуск №5987 (11), 22.01.2013 (Добрынина Е. от 4 марта 2016 на Wayback Machine на Интерфакс-Религия )
- ↑ от 2 марта 2015 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия , 03.09.2013
- ↑ Мальцев В. от 11 августа 2016 на Wayback Machine // НГ-Религии , 16.09.2009 ( от 30 июня 2015 на Wayback Machine на Интерфакс-Религия )
- ↑ от 1 марта 2015 на Wayback Machine // Русская линия , 16.06.2004
- Нелюбов, Иван Портал-Credo.Ru (2004). Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
- ↑ Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор — Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2008
- . Информационно-аналитический центр «СОВА» (6 февраля 2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
- . Портал-Credo.Ru (2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
- . Портал-Credo.Ru (12 декабря 2006). Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
Литература
- Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор – Д. З. Хайретдинов . — Н. Новгород : Медина, 2008.
- Силантьев Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия. — М. : Алгоритм , 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-9265-0467-2 .
- // Филология и культура. — 2012. — № 1 . — С. 220—225 .
Ссылки
- // Русская линия , 20.12.2006
- 2020-08-29
- 1