Interested Article - Теснота
- 2020-02-09
- 2
Теснота — дебютный полнометражный драматический фильм 2017 года российского кинорежиссёра Кантемира Балагова .
Сюжет
1998, Нальчик , Северный Кавказ , Россия . 24-летняя Илана работает в отцовском гараже. Однажды вечером вся большая семья с друзьями празднует помолвку младшего брата Иланы Давида. Позже ночью молодую пару похищают, потребовав за них выкуп. В отчаянии, семья обращается за помощью в общину, но собранных денег недостаточно. В этом сплоченном еврейском местечке никто не пойдёт в милицию, но необходимо найти деньги. Еврей-ростовщик соглашается помочь, но на деле оказывается, что под помощью он подразумевает покупку автомастерской семьи, по заниженной цене, пользуясь их тяжелым положением. Илана возмущается, но родители не позволяют ей вступиться и прогоняют прочь. Позже выясняется, что продав гараж и товары которыми торговала мать Иланы, родители собираются выдать её замуж за Рафу, парня ранее проявлявшего к ней интерес, но не вызывающий симпатии у самой Иланы, чтобы получить деньги от его семьи в качестве свадебного подарка. Взбешённая, она занимается сексом с кабардинцем Залимом, в которого влюблена, и на сватании бросает окровавленный платок на стол, перед родителями Рафы и самим женихом. Семья Рафы, не смотря на нанесенное оскорбление все же отдает деньги необходимые для выкупа Давида и его невесты, но тем не менее своими действиями Илана навлекла позор уже на свою семью. Из-за этого, после того как она выкупает Давида, семья вынуждена покинуть родной дом и переехать в Воронеж, к родственникам. Давид же решает остаться, идя наперекор воле родителей, как до этого пошла Илана. Сама девушка, расставшись с Залимом уезжает с родителями. В финале, отец, мать и Илана всё же обедают вместе на пути из гор.
В концовке, перед титрами на экране появляются слова "И ничего больше о судьбе этих людей я не знаю", оставляя финал открытым для интерпретации. .
Осторожно, в фильме транслируются видео со сценами насилия: чеченцы режут глотки пленным российским солдатам.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Дарья Жовнер | Ила |
Ольга Драгунова | Адина |
Вениамин Кац | Давид |
Назир Жуков | Залим |
Артем Цыпин | Ави |
Михаил Амбург | Моше |
Производство
Сюжет второго полнометражного для Балагова фильма основан на реальной истории, произошедшей на его родине . Картина снималась некоммерческим фондом Александра Сокурова по поддержке кинематографа «Пример интонации» совместно с киностудией « Ленфильм » на средства Общественного фонда Владимира Смирнова, практически без финансовой помощи государства, не считая поддержки Комитета по культуре Санкт-Петербурга . Как отмечал Балагов, если бы не Сокуров и его фонд «Пример интонации» — «этого фильма просто не было» . В картине сыграли как обычные люди, так и профессиональные актёры из Нальчика , Москвы и Санкт-Петербурга . Производство картины началось в сентябре 2016 года . Основные интерьерные съёмки прошли в Санкт-Петербурге, а натура снималась в Нальчике, в еврейском квартале . Фильм был снят в « немом » формате 1,33:1 (4:3), что по словам Балагова, позволило ему максимально сконцентрировать сюжет на герое, на человеке , «чтобы у зрителя абсолютно все вызывало это ощущение тесноты: свет, звук, монтаж, чтобы внутри кадра было тесно» . Название картины — «Теснота», по словам режиссёра, «охватывает все понятия тесноты», в том числе «личный эгоизм, и теснота традиций, теснота внутренних рамок, менталитетов, и теснота территориальная, когда двум народам не хватает места» .
Показы и критика
В 2017 году картина вошла в программу « Особый взгляд » на Каннском кинофестивале . Президент кинофестиваля описал это событие как «возрождение киноиндустрии» в России , а сам Балагов отметил, что «очень важно для молодого человека — попасть с первым фильмом на Каннский фестиваль, неважно, в какую программу», добавив, что, возможно, это участие «как-то сподвигнет российское кинопроизводство сместить акцент с центральной части России все-таки на регион Северного Кавказа» . Изначально хронометраж фильма составлял 2 часа 30 минут, но после просмотра на большом экране в Каннах Балагов решил его ещё сократить — до 118 минут .
Не ведал мир таких идиллий!
Народ, овации готовь!
Россию в Каннах наградили
За «Тесноту» и «Нелюбовь».
24 мая в Каннах прошёл актёров и съёмочной команды фильма, на котором Балагова поддержал Колин Фаррелл . В тот же день картина была показана на фестивале , где была встречена овациями , а 25 мая представлена в Российском павильоне фестиваля . 27 мая жюри премии во главе с Алисой Саймон объявило, что «Теснота» получила совместно с фильмами « 120 ударов в минуту » Робена Кампийо и « » . На церемонии награждения Балагов сказал «спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, что не отвернулись от этого. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе» . «Теснота» также претендовала на приз «Особый взгляд» и приз за лучший режиссёрский дебют «Золотая камера» . Примечательно, что другой российский фильм — « Нелюбовь » режиссёра Андрея Звягинцева — получил приз жюри, вторую по значимости награду Канн .
Работа Балагова стала фаворитом программы «Особый взгляд» и была высоко оценена кинокритиками .
«Теснота» ненамеренно перекликается с фильмом « Нелюбовь » Звягинцева , такой же частной драмой и диагнозом обществу, однако ощущения того, что это «чернуха» — не складывается, наоборот — это картина о переживающих друг за друга хороших людях, «о преодолении тесноты, о жажде освобождения от любых гетто, стереотипов и категорий», то есть, «от социального расслоения, от национальной или религиозной самоидентификации и даже от семьи и родного дома, когда в них становится тесно» — Антон Долин .
«Теснота» — это «оптимистическая, гуманистическая история про торжество человечности над нечеловеческими обстоятельствами», у которой можно не заметить «мелких огрехов — и режиссёрских, и особенно сценарных», так как «не каждый день появляется автор, способный заставить с волнением вглядываться в огоньки нальчикской дискотеки» . Однако, сам Балагов считал, что «большинству фильм не понравится, и мне кажется, даже на моей родине, на Северном Кавказе, фильм не примут» . При этом о прокате своей картины в России он тогда не задумывался — Станислав Зельвенский .
Российская премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы на 28-м фестивале « Кинотавр », прошедшего в Сочи с 7 по 14 июня 2017 года . По оценке Долина, «из всех дебютных картин самые большие ожидания связаны с „Теснотой“» . Балагов получил за свой фильм на «Кинотавре» приз «За лучший дебют» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея . Также «Теснота» была показана в рамках международного конкурса на XI кинофестивале «Зеркало» , совпавшего с 85-летием Андрея Тарковского и прошедшего в Иваново с 13 по 18 июня 2017 года . Фильм Балагова удостоился Гран-при фестиваля, разделив его с картиной китайского режиссёра Фэн Сяогана « » .
«Теснота» была показана в программе «CineVision» на Мюнхенском кинофестивале , прошедшем с 22 июня по 1 июля 2017 года . На 8-м Одесском международном кинофестивале , который прошёл с 14 по 22 июля 2017 года, фильм «Теснота» был показан в рубрике «Фестиваль Фестивалей» . 3 августа 2017 года фильм вышел в российский прокат . «Теснота» рассматривалась в качестве кандидата в претенденты от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» , однако в итоге Российский оскаровский комитет выдвинул фильм «Нелюбовь» . «Теснота» была показана на 30-м международном кинофестивале « Любовь и анархия », прошедшем с 14 по 24 сентября в Хельсинки , а с 22 по 30 сентября — на 65-м кинофестивале в Сан-Себастьяне . С 19 по 26 ноября картина показывалась на « » в Лондоне .
6 марта 2018 года фильм был номинирован на кинопремию «Ника» в пяти номинациях, тогда как « Нелюбовь » Звягинцева — в шести, а фильм « Аритмия » режиссёра Бориса Хлебникова — в рекордных семи . «Теснота» как и «Нелюбовь» не получила ни одной награды, в чём критики рассмотрели конформизм, консерватизм и гражданскую пассивность со стороны киноакадемиков .
В опросе 30 российских кинокритиков, проведённом srsly.ru, фильм занял 2—3 места с пятью упоминаниями среди лучших российских фильмов, снятых в 2010—2019 годах .
Награды и номинации
Премия | Год | Категория | Номинант | Результат | П. |
---|---|---|---|---|---|
Каннский кинофестиваль | 2017 | «Теснота» | Победа | ||
Приз «Особый взгляд» | Номинация | ||||
Приз «Золотая камера» | Номинация | ||||
Кинофестиваль « Кинотавр » | Приз «За лучший дебют» | Победа | |||
Приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея | Победа | ||||
Кинофестиваль « Зеркало » | 2017 | Гран-при | Победа | ||
Мюнхенский кинофестиваль | CineVision Award | Номинация | |||
Кинофестиваль « Меридианы Тихого » | 2017 | Гран-при за лучший полнометражный фильм | Победа | ||
Приз за лучшую женскую роль | Дарья Жовнер | Победа | |||
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне | 2017 | Премия Сабалтеги-Табакалера | «Теснота» | Номинация | |
«Неделя русского кино» | 2017 | Лучший новый талант | Дарья Жовнер | Победа | |
« Ника » | 2018 | Лучший игровой фильм | «Теснота» | Номинация | |
Лучшая режиссёрская работа | Кантемир Балагов | Номинация | |||
Лучшая сценарная работа | Кантемир Балагов, Антон Яруш | Номинация | |||
Лучшая женская роль | Дарья Жовнер | Номинация | |||
Открытие года | Кантемир Балагов, «Теснота» | Номинация | |||
Кинопремия « Восток — Запад. Золотая арка » | 2018 | Лучший игровой полнометражный фильм | «Теснота» | Номинация | |
Лучший режиссёр | Кантемир Балагов | Номинация | |||
Лучший сценарий | Кантемир Балагов, Антон Яруш | Номинация | |||
Лучшая женская роль второго плана | Ольга Драгунова | Победа | |||
Лучшая женская роль | Дарья Жовнер | Победа |
Примечания
- . Каннский кинофестиваль . Дата обращения: 27 мая 2017. 31 июля 2017 года.
- ↑ Егор Москвитин. . Esquire . Дата обращения: 27 мая 2017. 19 октября 2017 года.
- ↑ Benoit Pavan. . Каннский кинофестиваль (24 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 29 мая 2017 года.
- ↑ . ТАСС (25 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 27 мая 2017 года.
- . Ленфильм (24 мая 2017). Дата обращения: 27 мая 2017. 30 мая 2017 года.
- . (28 мая 2016). Дата обращения: 28 мая 2017. 10 июня 2017 года.
- ↑ . RFI (26 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 29 мая 2017 года.
- ↑ Антон Долин . Meduza (25 мая 2017). Дата обращения: 27 мая 2017. 17 ноября 2020 года.
- ↑ . ТАСС (27 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 31 мая 2017 года.
- . Каннский кинофестиваль . Дата обращения: 27 мая 2017. 15 мая 2017 года.
- . РИА Новости (13 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 19 октября 2017 года.
- ↑ . Настоящее время (25 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 12 июня 2017 года.
- . ПрофиСинема. Дата обращения: 28 мая 2017. 21 мая 2017 года.
- Дмитрий Быков . . Эхо Москвы (30 мая 2017). Дата обращения: 9 июля 2017. 3 июля 2017 года.
- . (24 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 28 мая 2017 года.
- . Каннский кинофестиваль . Дата обращения: 28 мая 2017. 25 мая 2017 года.
- Гуля Балтаева. . Вести.ру (28 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 28 мая 2017 года.
- . Интерфакс (25 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 28 мая 2017 года.
- . Интерфакс (27 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 28 мая 2017 года.
- . Meduza (27 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 7 сентября 2018 года.
- . RT (27 мая). Дата обращения: 28 мая 2017. 27 мая 2017 года.
- . RFI (27 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 28 мая 2017 года.
- . Meduza (28 мая 2017). Дата обращения: 9 июля 2017. 14 июня 2017 года.
- Валерий Кичин. . Российская газета (28 мая 2017). Дата обращения: 9 июля 2017. 19 октября 2017 года.
- . Аргументы и факты (25 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 29 мая 2017 года.
- Станислав Зельвенский . . Афиша (26 мая 2017). Дата обращения: 28 мая 2017. 8 июля 2017 года.
- . Кинотавр . Дата обращения: 4 июня 2017. Архивировано из 6 июня 2017 года.
- . Meduza (15 мая 2017). Дата обращения: 4 июня 2017. 14 июня 2021 года.
- . Кавказский узел (5 июня 2017). Дата обращения: 4 июня 2017. 5 июня 2017 года.
- Антон Долин . . Meduza (7 июня 2017). Дата обращения: 7 июня 2017. 8 июля 2017 года.
- . The Hollywood Reporter Russia (14 июня 2017). Дата обращения: 15 июня 2017. 17 июня 2017 года.
- . Бюллетень кинопрокатчика (14 июня 2017). Дата обращения: 15 июня 2017. 17 июня 2017 года.
- . Кинофестиваль «Зеркало» . Дата обращения: 19 июня 2017. 9 октября 2018 года.
- . Кинофестиваль «Зеркало» . Дата обращения: 19 июня 2017. 17 июня 2019 года.
- . ТАСС (18 июня 2017). Дата обращения: 19 июня 2017. 21 июня 2017 года.
- . Бюллетень кинопрокатчика (18 июня 2017). Дата обращения: 19 июня 2017. 21 июня 2017 года.
- . Мюнхенский кинофестиваль . Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано из 11 августа 2017 года.
- . Мюнхенский кинофестиваль . Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано из 11 августа 2017 года.
- . Одесский международный кинофестиваль (8 июля 2017). Дата обращения: 9 июля 2017. Архивировано из 13 июля 2017 года.
- . Одесский международный кинофестиваль . Дата обращения: 9 июля 2017. Архивировано из 9 июля 2017 года.
- . ТАСС (3 августа 2017). Дата обращения: 9 августа 2017. 11 августа 2017 года.
- . РИА Новости (5 сентября 2017). Дата обращения: 24 сентября 2017. 25 сентября 2017 года.
- . Lenta.ru (21 сентября 2017). Дата обращения: 24 сентября 2017. 8 октября 2021 года.
- . Любовь и анархия . Дата обращения: 24 сентября 2017. Архивировано из 24 сентября 2017 года.
- . Yle (15 сентября 2017). Дата обращения: 24 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
- . Кинофестиваль в Сан-Себастьяне . Дата обращения: 24 сентября 2017. 24 сентября 2017 года.
- . Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (23 августа 2017). Дата обращения: 24 сентября 2017. 24 сентября 2017 года.
- . . Дата обращения: 30 ноября 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
- Александр Кан. . BBC Russian (29 ноября 2017). Дата обращения: 30 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
- . Интерфакс (6 марта 2018). Дата обращения: 23 апреля 2018. 20 апреля 2018 года.
- . Канал «Культура» (7 марта 2018). Дата обращения: 23 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
- Андрей Плахов . . Коммерсантъ (3 апреля 2018). Дата обращения: 23 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 1 сентября 2020. 25 октября 2020 года.
- . ФИПРЕССИ . Дата обращения: 27 мая 2017. 31 мая 2017 года.
- . Каннский кинофестиваль . Дата обращения: 28 мая 2017. 31 мая 2017 года.
- . Каннский кинофестиваль . Дата обращения: 28 мая 2017. 31 мая 2017 года.
- . Кинотавр . Дата обращения: 15 июня 2017. Архивировано из 29 января 2018 года.
- . Кинофестиваль «Зеркало» (18 июня 2017). Дата обращения: 19 июня 2017. 9 октября 2018 года.
- . Мюнхенский кинофестиваль . Дата обращения: 19 июня 2017. Архивировано из 17 июля 2017 года.
- . Меридианы Тихого (15 сентября 2017). Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано из 22 октября 2018 года.
- . Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (30 сентября 2017). Дата обращения: 6 октября 2017. 6 октября 2017 года.
- . Неделя русского кино. Дата обращения: 30 ноября 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
- . Российская академия кинематографических искусств «Ника» . Дата обращения: 7 марта 2018. 11 апреля 2019 года.
- . Российская академия кинематографических искусств «Ника» . Дата обращения: 1 апреля 2018. 3 апреля 2018 года.
- . Кинопремия «Восток — Запад. Золотая арка» (27 марта 2018). Дата обращения: 23 апреля 2018. 23 апреля 2018 года.
- . Кинопремия «Восток — Запад. Золотая арка» (14 апреля 2018). Дата обращения: 23 апреля 2018. 19 июня 2020 года.
- 2020-02-09
- 2