Interested Article - Калтась-эква

Алексей Фанталов «Мать Калтась»

Ка́лтась-э́ква ( манс. Калтась-женщина ), Йоли-то́рум-сянь ( манс. Нижнего мира мать ), Калтась-сянь-то́рум ( манс. Калтась мать-небо ), Каттась-Ими ( хант. Каттась-женщина ) — верховная богиня-мать в мифологии обских угров .

Этимология

Имя Калтась-эква является полукалькой с пермского (древнекоми) имени богини-матери Кылдись-инь «определяющая судьбу женщина» (ср. удм. Кылдысин «божество плодородия», « послед »). Заимствование произошло в период интенсивных контактов предков коми с обскими уграми перед началом русского завоевания Западной Сибири .

Положение в пантеоне богов

В представлениях манси Калтась — жена или сестра верховного бога Нум-Торума . Иногда указывается, что Йоли-торум-сянь принадлежала инициатива в сотворении мира. У Калтась есть две сестры: Хотал-эква (богиня солнца) и Най-эква (богиня огня).

Отождествление данной мансийской богини ( Куальтыссан-торум в старых источниках) с легендарным идолом « Золотая баба » стало возможным благодаря прямому переводу её эпитета сорни — «золотая», прилагаемого к её имени. Шорни-сис — так именуют некоторые легенды Калтась . В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарёй.

Исследователи сравнивают Калтась с иранской богиней, также воплощавшей утреннюю зарю, плодородие и целебную влагу Мировой реки (Ардви — «Божественный источник» ). Эта богиня давала истоки всем мировым рекам, в том числе и Волге .

Место в фольклоре

Одна из ипостасей Калтась в мансийском фольклоре — красивая молодая женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет , и в них возникает лунный свет». Местом обитания и культа Калтась считалась Нижняя Обь . В песне манси говорится, что по одной из кос Калтась «поднимается живой соболь, по другой спускается бобр». Косы богини, спускающиеся с небес до земли, могут быть уподоблены «железной цепи», на которой Нум-Торум спускает и поднимает на небо персонажей мансийской мифологии.

Богиня-мать ассоциируется с сакральным верхом, той сферой, что санкционирует появление новой жизни на земле. В то же время, Калтась устойчиво связывается и с землей. «Нижнего мира мать», «Земная мать» — это устойчивые эпитеты Калтась. В мифологии манси известен мотив низвержения Калтась с неба её божественным супругом. Опущенная на землю богиня поселяется в горе, что отражено в одном из её локальных имен: «Вершины реки Сакв горная Женщина».

Калтась — типичный персонаж женских культовых мест манси.

В мифологии манси часто говорится о способности Калтась превращаться в зайчиху, известный эпитет Калтась — «покровительница, в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать».

Примечания

  1. Петрухин В. Я. Мифы финно-угорских народов. — Москва: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2005.
  2. Напольских В. В. , Белых С. К. Удмуртский Кылдысин — мансийская Калтась: истоки параллелизма // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993. С. 172—174.

Литература

  • Кашлатова Л. В.
Источник —

Same as Калтась-эква