Космический туризм
- 1 year ago
- 0
- 0
Цимцум ( ивр. צִמצוּם , сокращение, сжатие), то есть самосокращение , самоограничение или самоопределение Божества , — в лурианской каббале процесс сжатия бесконечного Бога , в результате которого образуется пустое пространство ( техиру ). Понятие вводится в целях :
Явления, как они нам представляются, есть не что иное, как ограничения того, что первоначально было бесконечно и, следовательно, само по себе неощущаемо и невидимо, потому что бесконечное не может подлежать ни зрению, ни осязанию. « Эйн-Соф », говорит каббала, ограничил сам себя для того, чтобы могло остаться «свободное место» ( מקום פנױ ) для мира . Другими словами, бесконечная единая «всеобъемлемость» сделалась многообразной для того, чтобы вступить в сферу явлений и чтобы стать видимой и осязаемой во множестве конечных вещей.
Учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизрече́нного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только Эйн-Соф , то есть Ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, Эйн-Соф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» ( сод цимцум ) — так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения Абсолютного, дающие в нём место мирам . Эти самоограничения не изменяют неизречённого в нём самом, но дают ему возможность проявляться, то есть быть и для другого.
Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент — только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет Эйн-Софа получает возможность « лучеиспускания » или эманации (так как есть куда эманировать).
Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи — основные формы или категории бытия: это 32 «пути премудрости», а именно 10 цифр или сфер ( сефирот ) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие .
Книга « Эц Хаим » («Древо Жизни», 1573) описывает этот процесс следующим образом :
Согласно учению Лурии (1534—1572), вслед за цимцум совершился процесс божественной эманации (« ацилут »): Бог наполнил Божественным Светом сосуды («келим»), таким образом удерживая Свет бытия посреди новообразованной пустоты в Своём центре. Однако этот процесс завершился неудачей. Сосуды разрушились , и большая часть Света вернулась к Богу. Лишь некоторые искры Света остались в обломках сосудов. Таким образом, Бог в каком-то смысле пребывает «в изгнании из Самого Себя».