Interested Article - Неоклассицизм (музыка)

Неоклассицизм ― музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века , представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII—XVIII веков, особенно раннего классицизма и позднего барокко , противопоставляя такой стиль эмоционально и технически перегруженной музыке позднего романтизма . Пик популярности неоклассицизма пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

Краткая характеристика

Граница между неоклассицизмом и необарокко размыта, поскольку сами композиторы охотно использовали жанровые и стилистические черты (форму, технику композиции, гармонию, фактуру) обоих исторических периодов, не особенно их различая. В последнее время термин «неоклассицизм» употребляется чрезмерно широко. Под ним понимаются не только стилизации венской классики и барокко, но также «эстетические реконструкции» других исторических периодов, отличных от романтизма. По мнению известного исследователя музыки XX века Л. О. Акопяна , «современные комментаторы нередко расширяют понятие неоклассицизма сверх всякой меры, охватывая им всю музыку большей части XX в., не укладывающуюся в категории „модернизма“ или „авангардизма“ <…> по существу термин „неоклассицизм“, взятый вне контекста западноевропейской музыки 1910—1930-х гг., малосодержателен и не имеет особой объяснительной ценности» .

Нормативность художественного мышления была отчасти присуща ряду композиторов XIX — начала XX вв., представлявших умеренную ветвь позднего романтизма, таких как И. Брамс , М. Регер , С. Франк , К. Сен-Санс , В. д’Энди , А. К. Глазунов , С. И. Танеев . Применительно к их творчеству принято говорить о «классицистских тенденциях» или предвосхищении отдельных элементов стиля неоклассицизма .

Отдельные композиторские имитации «классического стиля» отмечаются уже во второй половине XIX в.: «Интермеццо в классическом стиле» М. П. Мусоргского (1862), «Старинный менуэт» М. Равеля (1895). Примеры неоклассицизма в музыке 1910-х гг. — « Классическая симфония » С. С. Прокофьева (1917) и «Бюрократическая сонатина» (1917, пародирующая до-мажорную сонатину Клементи ) Э. Сати .

По мнению музыковеда , трактующей неоклассицизм широко, как воплощение «античной темы» (а вовсе не в смысле стилизации венской классики), « Сократ » (1916—1918) Сати «явно предвосхищает неоклассицизм» «Аполлона Мусагета» и « Царя Эдипа » Стравинского , а также «Антигоны» Онеггера :76 . Одновременно Филенко отмечает, что воссоздание «духа античности» средствами « грегорианской псалмодии » (так у Филенко) глубоко чуждо самой сути «насыщенного соками живых чувств античного искусства» :76 .

В «симфонической драме» (авторское обозначение вокального цикла для сопрано с оркестром, на французский перевод фрагментов из «Диалогов» Платона ) «Сократ» музыкальный язык Сати отличается почти классической ясностью и сдержанностью в выразительных средствах. Небольшой камерный оркестр (почти струнный ) обволакивает партии вокалисток прозрачной полифонической тканью, нигде не нарушая суровый и строгий характер звучания . Музыка Сати не стремится в деталях совпадать с текстом, она передаёт только «общую среду» и атмосферу, постоянно сохраняя «среднюю температуру» эмоций и характера звучания на всём протяжении симфонической драмы. В этом своём свойстве Сати сродни художникам раннего Ренессанса , таким как Фра Беато Анжелико , Боттичелли и близкий им по духу в XIX веке Пюви де Шаванн , любимый художник молодости Сати. В своих полотнах они решали задачи единства всего изображения, отсутствия беспокойных контрастов, повторности параллельных линий или мелких штрихов, симметричного положения фигур . У Сати новый стиль находит выражение в сохранении единого, крайне сдержанного эмоционального тонуса на всём протяжении музыки «Сократа». Аналогичны и выразительные средства, постоянно повторяются или чередуются заранее отобранные гармонические последовательности, фактурные рисунки, группы мотивов и тематических образований, разделённых на короткие одно-двухтактовые ячейки. Как правило, повторы симметричны или почти симметричны на близком и отдалённом расстоянии. В точности таким же конструктивно -эмоциональным путём в скором будущем по следам «Сократа» Сати пойдут другие композиторы-неоклассики :74-75 .

Сам Эрик Сати не употреблял термин «неоклассицизм» по причине своей брезгливости к любым школам и прочим «измам» . Однако он не оставил ни малейших сомнений насчёт своих намерений. После скандальной премьеры балета « Парад », Сати решил радикально сменить стиль и сбить всех с толку, представив миру «принципиально новое» произведение :326 . В начале 1917 года он говорит о сочинении «белом & чистом как Античность » :353 . А спустя ещё год, закончив партитуру, подытоживает, что в «Сократе» имеет место «возврат к классической простоте, но с современной чувствительностью» :390 . Первое исполнение симфонической драмы «Сократ» состоялось в июне 1918 года. Чуть менее года позже оркестровая премьера «Сократа» состоялась в одном концерте с «Лисом» Стравинского , который самым подробным образом познакомился с открытием Сати: как в клавирном , так и в оркестровом исполнении :396 . После прослушивания «Сократа» в марте 1919, Стравинский воскликнул в порыве энтузиазма: «существуют только Шабрие , Бизе и Сати!» :1131 . Что же касается Артюра Онеггера, то в 1918—1921 годах он присутствовал на всех премьерах Сати, а иногда даже вёл его концерты .

Как художественное направление неоклассицизм декларировал в 1920 г. Ф. Бузони , опубликовав статью «Новый классицизм» (в форме открытого письма музыковеду П. Беккеру) . Неоклассицизм получил мощное развитие позже, прежде всего, у И. Ф. Стравинского («Аполлон Мусагет», «Пульчинелла», «Орфей», «Похождения повесы») и А. Русселя («Сюита in Fa», «Вакх и Ариадна»), по отношению к музыке которого термин «неоклассицизм» был впервые (в 1923 г.) употреблён . Дань неоклассицизму отдали многие композиторы первой половины XX в., среди которых А. Онеггер (сочинения?), Д. Мийо (сочинения?), Ф. Пуленк ( для клавесина, отчасти «Альборада» [Aubade]), П. Хиндемит (Камерная музыка № 6, «Художник Матис»), А. Казелла . Иногда к неоклассицистам причисляют итальянского композитора О. Респиги , в творчестве которого (три оркестровые сюиты «Antiche arie e danze», 1917, 1923, 1932) отмечаются стилистические и жанровые имитации музыки позднего Возрождения (а не венской классики), например баллетто , вилланеллы , гальярды .

Неоклассицизм в неакадемической музыке

В XXI веке термин «неоклассика» часто используют как вариант (что является большим заблуждением) названия стиля Classical Crossover — своеобразного синтеза, гармоничного сочетания элементов классической музыки и поп- , рок- , или электронной музыки . Некоторые представители этого стиля — группа Elend , Ludovico Einaudi , Secret Garden и Lind Erebros

См. также

Примечания

  1. Таково нормативное понимание неоклассицизма, например, в «Гарвардском музыкальном словаре» Вилли Апеля . См.: Harvard Dictionary of Music. Second revised and enlarged edition. Eighth printing. Cambridge, Mass., 1974, p.568.
  2. Неоклассицизм // Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010, с.376.
  3. Неоклассицизм // Большая российская энциклопедия . Т.22. М., 2013, c.407.
  4. под редакцией Г. В. Келдыша. Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990.
  5. Whittall A. Neo-classicism // The New Grove Dictionary of Music and Musicians . London; New York, 2001.
  6. «Французская музыка первой половины XX века». — Л. : Музыка, 1983. — С. 76. — 232 с.
  7. Шнеерсон Г. «Французская музыка XX века». — М. : Музыка, 1964. — С. 192. — 404 с.
  8. Collaer P. , «La Musique moderne», pp.156-157
  9. Эрик Сати , Юрий Ханон . «Воспоминания задним числом». — СПб. : Центр Средней Музыки & , 2010. — 682 с.
  10. Erik Satie. «Correspondance presque complete», réunie et présentée par Ornella Volta . — Paris: Fayard / Imec, 2000. — С. 185.
  11. Жан Кокто . «Чистый лист». — Paris: журнал «Paris-Midi», апрель 1919.
  12. Неоклассицизм // БРЭ , там же.
  13. Whittall A. , op.cit.

Литература

  • Mersmann H. Die moderne Musik seit der Romantik. Wildpark — Potsdam, 1928
  • Глебов Игорь (Асафьев Б. В.). Книга о Стравинском. Л., 1929
  • Wörner К. Musik der Gegenwart. Geschichte der neuen Musik. Mainz., 1949
  • Stuckenschmidt H. Neue Musik. Вerlin, 1951
  • Busoni F. Wesen und Einheit der Musik. Вerlin, 1956
  • Михайлов М. О классицистских тенденциях в музыке XIX — начала XX века. в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. вып. 2, Л., 1963
  • Ярустовский Б., И. Стравинский. Краткий очерк жизни и творчества. М., 1963, 1969
  • Друскин М. Пути развития современной зарубежной музыки. в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963
  • Austin W. Music in the 20th century. New York, 1966
  • Нестьев И. На рубеже двух столетий. М., 1967
  • Смирнов В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм И. Стравинского. в кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка. вып. 2, М., 1973
  • Друскин М. И. Стравинский. Л. — М., 1974
  • Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М., 1988
  • от 29 июня 2021 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Т.22 М., 2013, с.475-408

Ссылки

Источник —

Same as Неоклассицизм (музыка)