ФК «Пари Сен-Жермен» в сезоне 2022/2023
- 1 year ago
- 0
- 0
Жерме́н Тайфе́р ( фр. Germaine Tailleferre , настоящее имя Марсель Тайфес , фр. Marcelle Taillefesse ; 19 апреля 1892 — 7 ноября 1983 ) — французская пианистка и композитор , единственная женщина — член группы композиторов, известных как «Шестерка» .
« Мари Лоренсен для слуха» — так Жан Кокто говорил о Жермен Тайфер, единственной женщине знаменитой « шестёрки », наряду с Жоржем Ориком , Луи Дюрей , Артюром Онеггером , Дариусом Мийо и Франсисом Пуленком . Долгое время считалось, что творчество Тайфер может быть сведено к серии очаровательных работ для фортепиано, написанных в межвоенный период, и что её карьера композитора закончилась после Второй мировой войны. Кроме этих небольших пьес, она сочинила камерную музыку, два фортепианных концерта, три этюда для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, «Кончерто Гроссо» («Concerto Grosso») для двух фортепиано, восьми солистов, квартета саксофонистов и оркестра, четыре балета, оперы, две оперетты, помимо многих других работ для небольших ансамблей или полного оркестра. Наиболее важные сочинения написаны между 1945 годом и до конца её жизни, 1983 годом. До недавнего времени огромная часть её произведений оставалась неопубликованной. Например, Концерт для двух гитар и оркестра найден и записан только в 2004 году Крисом Билобрамом и Кристиной Альтман в Германии.
Жермен Тайфер родилась 19 апреля 1892 года в одном из самых отдалённых юго-восточных предместий Парижа — Сен-Мор-де-Фоссе — под именем Марсель Тайфес ( Marcelle Taillefesse ). Её мать, Мари-Дезире (в замужестве Тайфес), была вынуждена по воле отца разорвать помолвку, чтобы выйти замуж за молодого Артура Тайфеса ( Arthur Taillefesse ). Отец выбрал его по той простой причине, что у них была одна и та же фамилия. Это брак по договорённости был несчастным, и единственной радостью Мари-Дезире были её дети.
Молодая Жермен начала учиться игре на фортепиано с матерью в очень раннем возрасте и сразу стала сочинять короткие произведения. Несмотря на противодействие отца, она поступила в Парижскую консерваторию по классу фортепиано и теории музыки и вскоре получила свой первый приз по теории музыки. В консерватории она занимается у Ж. Коссада ( контрапункт ), Г. Форе и Ш. Видора (композиция). Её первый успех произвёл впечатление на отца, и он разрешил ей продолжать учёбу, отказавшись при этом её финансировать. Рост самосознания в сочетании с местью заставляет Жермен изменить свою фамилию Тайфес на Тайфер ( Tailleferre ).
В 1912 году, в Парижской консерватории, Тайфер знакомится с Дариюсом Мийо, Жоржем Ориком и Артюром Онеггером, начает бывать в художественных кругах вместе с Г. Аполлинером , М. Лорансен, П. Фором , Ф. Леже , скульптором Эммануилом Центором, который впоследствии женился на Жанне, сестре Жермен. В 1913 году, в консерватории, Жермен выигрывает первые премии в конкурсах по контрапункту и гармонии, а в 1915 году по фуге. Также в консерватории, она познакомилась и подружилась с арфисткой Каролиной Луиджи-Тардье, дочерью композитора и дирижёра Александра Луиджи, который был тогда помощником Альфонса Хассельманса , учителя арфы. Для неё Тайфер написала «Маленькую книгу для арфы для Мадам Тардье» (1913—1917), которая представляла собой сборник из 18 небольших музыкальных пьес.
В 1917 году, с помощью своих новых друзей, Тайфер знакомится с художниками П. Пикассо и А. Модильяни , жившими на Монмартре и Монпарнасе . В студии одного из этих друзей, 15 января 1918 года состоялся первый концерт «Новая молодёжь» («Nouveaux Jeunes») , в котором принимали участие Франсис Пуленк и Луи Дюрей. В программе концерта были также произведения Тайфер «Подвижные игры» ( Jeux de plein air ) и Сонатина для струнного квартета ( Sonatine pour quatuor à cordes ), который стал впоследствии Струнным квартетом ( Quatuor à cordes ).
Музыкальный критик Анри Колле создал концепцию «группы Шести» в память о русской « Могучей кучке ». Публикация манифеста Жана Кокто и статьи Анри Колле, опубликованных в 1920 году в СМИ, привели к мгновенной славе для знаменитой «Шестёрки», в которой Жермен была единственной женщиной — полноправным участником. Хотя деятельность группы продолжалась недолго, но они остаются друзьями до конца своих дней. Слух, что Дюрей спровоцировал конец группы, отказавшись участвовать в работе над балетом-пантомимой « Новобрачные на Эйфелевой башне » ( Mariés de la tour Eiffel ) в 1921 году является не точным. Это произведение первоначально должно было быть написано Ориком, который обратил внимание на то, что не успевает выполнить заказ. Тогда он обратился к своим друзьям, которые помогли ему закончить работу. Но Дюрей, по причине отсутствия в то время в Париже, не участвовал в проекте. Для этого балета Тайфер написала «Кадриль» и «Вальс телеграмм». Члены «Шестёрки» сохранили её дух, и даже через двадцать лет после смерти первого из них они продолжали встречаться, оставаясь друзьями.
Первая соната для скрипки и фортепиано ( Première Sonate pour violon et piano ) Тайфер была написана для известного скрипача и друга Жака Тибо . Она была впервые исполнена в Париже в 1922 году самим Тибо и Альфредом Корто . В 1923 году шведский балет поставил на эту музыку неоклассический балет «Продавец птиц» ( Le Marchand d’oiseaux ). Княгиня де Полиньяк заказала Тайфер фортепианный концерт ( Concerto pour piano ) в том же стиле, что и «Продавец птиц». Его успешно исполнил Альфред Корто в 1925 году в Филадельфии.
В этот период Тайфер проводит много времени с Морисом Равелем в его доме в Монфор-л’Амори . Они познакомились в Сен-Жан-де-Люз рядом с Биаррицем в 1919—1920 гг. Равель, который фокусирует своё внимание на молодом композиторе, давал советы и рекомендации по оркестровке материала, а также предложил ей готовиться к конкурсу на Римскую премию . Их регулярные встречи перемежались долгими прогулками по Монфору и часто заканчивались долгими и изнурительными уроками на фортепиано. Эти занятия странным образом прекратились в 1930 году, когда Тайфер отказалась давать объяснения и больше никогда не видела Равеля.
В 1925 году Тайфер выходит замуж за американского карикатуриста Ральфа Бартона и переезжает в Нью-Йорк на Манхэттен . Она много общается с друзьями своего мужа и особенно с Чарли Чаплином . Именно в этот период она пишет «Концертино для арфы» ( Concertino pour harpe ), посвящённое мужу. В 1927 году, по просьбе Бартона, пара переезжает во Францию, и Тайфер сочиняет музыку для Поля Клоделя к его оде в честь учёного Марселена Бертло «Под покровительством Афины» ( Sous le rempart d’Athènes ). Тайфер также создаёт балет «Новая Кифера» ( La Nouvelle Cythère ), который был включён в программу Русского балета в 1929 году, но спектакль был отменён из-за внезапной смерти Сергея Дягилева .
В 1929 году, через несколько месяцев после возвращения в Америку, Ральф Бартон покончил жизнь самоубийством, и таким образом закончился первый брак Ж. Тайфер. В это время она пишет цикл «Шесть французских песен» ( Six chansons françaises ) на тексты XV—XVIII веков, где рассказывается о женщинах. Каждая песня посвящена её подруге, и эти мелодии являются одним из немногих примеров феминизма в творчестве Тайфер.
В течение 1931 года главным проектом Тайфер была её комическая опера «Зулейна» ( Zoulaina ), которая никогда не была поставлена. Рукопись тоже не сохранилась, за исключением увертюры ( Ouverture ), которая является одним из наиболее популярных произведений композитора. 4 ноября 1931 года на свет появилась единственная дочь Франсуаза, родившаяся от её связи с французским юристом Жаном Ладе, за которого она вышла замуж на следующий год. Но в очередной раз брак становится помехой её композиторской карьере. Новый муж поддерживает её в музыкальной деятельности не более, чем предыдущий.
Несмотря на это, Тайфер очень продуктивно сочиняет. Она создает Сюиту для камерного оркестра ( Suite pour orchestre de chambre ), «Дивертисмент в стиле Людовига XV» ( Divertissement dans le style de Louis XV ), Концерт для скрипки с оркестром ( Concerto pour violon ), который был утерян в своём первоначальной виде (Вторая Соната для скрипки и фортепиано — это сокращённая версия концерта), а также Concerto grosso для двух фортепиано, квартет для саксофонов, восьми солистов и оркестра (1934). Она также начинает писать музыку к кинофильмам. В 1937 году вместе с Полем Валери Тайефер работает над кантатой «Нарцисс» для сопрано, баритона, женского хора и струнных. В 1937 году в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Народному фронту, участвовала в создании массового спектакля «Свобода» (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже).
В начале 1942 года Тайфер сочиняет Три этюда для фортепиано с оркестром ( Trois Études pour piano et orchestre ), посвящённые Маргарите Лонг и её мужу. Немецкая оккупация подталкивает Жермен и её сестру покинуть Францию. Из оккупированной Франции Тайфер бежит в Испанию, затем в Португалию, откуда на катере плывёт в США. Годы войны они проведут в Филадельфии, штат Пенсильвания. Тайфер в этот период сочиняет мало, занимаясь в основном своей дочерью. Тем не менее, она создает «Ave Maria» для голоса a capella, которую исполняют в Суортмор-колледж ( Swarthmore College ). Сейчас это произведение утеряно.
В 1946 году Тайфер возвращается во Францию и переселяется в Грас , недалеко от Ниццы . Её отношения с Лаже ухудшились, но пара остаётся в браке. Её первая значительная работа по возвращении во Францию — это балет «Магия Парижа» ( Paris-Magie ) с Лиз Деларме, который был исполнен в Опера-Комик в 1949 году. Потом появилась комическая опера «Жил-был кораблик» на либретто Анри Жансона: произведение было очень плохо принято публикой и потому не было опубликовано. В это время она сочиняет свой Второй концерт для фортепиано (утерянный позднее), знаменитую Сонату для арфы ( Concerto n o 2 pour piano ), Концерт для флейты, фортепиано и оркестра ( Concertino pour flûte, piano et orchestre ), музыкальную комедию «Ароматы» ( Parfums ) для баритона, фортепиано и оркестра, написанную для Монте-Карло в 1951 году (также утеряна) и балет «Паризиана» ( Le Maître ), поставленный в Копенгагене в 1953 году.
В 1955 году Лаже и Тайфер разводятся, в то время как у её дочери Франсуазы рождается дочь Эльвир (внучка Тайфер). В этом же году Тайфер пишет для Радио Франции серию из четырёх небольших комических опер «От стиля галантного до стиля дурного» ( Du style galant au style méchant ). В последующие годы она создала Концерт «Напрасные слова» ( Concerto des vaines paroles ) на текст Жана Тардьё , который пропадает, за исключением первой части Концертного аллегро ( Allegro concertant ). В 1957 году, во время недолгого периода экспериментов в додекафонной технике, она сочиняет оперу «Маленькая русалочка» ( La Petite Sirène ), а также Сонату для кларнета соло ( Sonate pour clarinette solo ) и Токкату для двух фортепиано ( Toccata pour deux pianos ), посвящённую фортепианному дуэту Голда и Фицдейла. Этот период заканчивает её опера «Учитель» ( Le Maître ) на сюжет Эжена Ионеско .
В течение 1960-х годов она сочиняет много музыки к кинофильмам, а также Концерт для 2-х гитар ( Concerto pour deux guitares ), «Воспоминания о Рамо» ( Hommage à Rameau ) для двух фортепиано и двух ударных. С баритоном Бернардом Лефортом (позже директором Парижской оперы) она создала дуэт, который гастролировал по всей Европе. В 1970 году Тайфер стала профессором в Schola Cantorum de Paris , но была вынуждена отказаться от должности из-за отсутствия учеников. Тогда она знакомится с руководителем оркестра Дезире Дондейном ( Désiré Dondeyne ), который предлагает ей писать для оркестра и помогает в реализации некоторых проектов.
В 1976 году (в возрасте около 84 лет) Тайфер соглашается стать концертмейстером для детей в «Эльзасской школе», одной из самых известных частных школ Парижа. Эта должность, которая приносила ей небольшой дополнительной доход к пенсии, способствует улучшению условий жизни, и она завершает последние произведения, среди которых Соната для двух фортепиано ( Sonate pour deux pianos ), Серенада ля минор ( Sérénade en la mineur ) для четырёх духовых и фортепиано или клавесина, Концертное аллегро «Пустые слова» ( Les Vaines paroles ) и Сельская соната ( Sonate champêtre ) для трех духовых и фортепиано. В последние годы жизни она в основном писала небольшие сочинения из-за артрита . Её последняя значительная работа, написанная в 89 лет, была сделана по заказу Министерства культуры Франции — это Концерт «Верность» ( Concerto de la fidélité ) для колоратурного сопрано и оркестра (аранжировка Дондейна). Премьера последнего сочинения состоялась в Парижской Опере за год до её смерти.
Жермен Тайфер продолжала сочинять вплоть до последних дней. Она умерла 7 ноября 1983 года в Париже. Она похоронена на маленьком кладбище в Куинси-Вуазен, Сена и Марна, Франция.
Имя Жермен Тайфер практически не известно в России, а её имя привлекает внимание учёных только в связи с группой «Шести». На данный момент в российском музыковедении есть только две небольшие статьи Т. Буниной и О. Демехиной, посвящённые её жизни и творчеству.
Тайфер принадлежат произведения различных жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для различных инструментов, а также сценические произведения (большинство которых из-за слабых либретто и посредственных постановок не имели успеха).
Шесть каталогов опубликованных работ Тайфер в настоящее время не сведены воедино. Каталог Жоржа Акуара включён в книгу «Жермен Тайфер: Леди „Шестёрки“» (Л’Арматтан, 1997) и перечисляет работы, название которых даже не упоминает сама композитор. В следующем списке используются три основных источника:
— каталог работ, представленных с компьютеризированного старого каталога и на бумаге;
— работы, идентификацию которых легко проверить: например, опубликованные работы, музыка к кинофильмам, для телевидения и радиовещания, которые возможно найти в архивах INA или BNF ;
— каталог, сделанный к 100-летию Ж. Тайфер музыковедом Робертом Орледжем (Muziek & Wetenshap, 1992), с полным и тщательным описанием всех рукописей: местоположение, количество страниц, формат и т. д.
Этот каталог можно считать наиболее удобным для классификации сочинений по дате написания:
1909 : Impromptu pour piano ;
1910 : Premières Prouesses, pour piano à quatre mains ;
1910 : Morceau de lecture pour harpe ;
1912 : Fantaisie sur un thème de G. Cassade, pour quintette avec piano ;
1913 : Berceuse pour violon et piano ;
1913 : Romance pour piano ;
1913—1917 : Le Petit Livre de harpe de Mme Tardieu, écrit pour la harpiste Caroline Luigini-Tardieu ;
1916—1917 : Trio pour piano, violon et violoncelle
1917 : Jeux de plein air, pour deux pianos ou orchestre ;
1917—1919 : Quatuor à cordes ;
1917 : Calme et sans lenteur, pour violon, violoncelle et piano5;
1918 : Image, pour flûte, clavier, piano et cordes ;
1918 : Image, pour piano à quatre mains ;
1919 : Pastorale pour piano ;
1920 : Morceau symphonique, pour piano et orchestre ;
1920 : Très Vite, pour piano ;
1920 : Hommage à Debussy, pour piano ;
1920 : Ballade, pour piano et orchestre ;
1920 : Fandango, pour deux pianos ;
1921 : Les Mariés de la tour Eiffel : Quadrille / Valse des dépêches, pour orchestre ;
1921 : Première sonate pour violon et piano ;
1923 : Le Marchand d’oiseaux, ballet pour orchestre ;
1923 : Concerto no 1 pour piano et orchestre ;
1924 : Adagio, pour violon et piano ;
1925 : Berceuse du petit éléphant, pour voix solo, chœur et cors ;
1925 : Mon cousin de Cayenne, pour ensemble ;
1925 : Ban’da, pour chœur et orchestre ;
1927 : Concertino pour harpe et orchestre ;
1927 : Sous le rempart d’Athènes, pour orchestre ;
1928 : Deux valses pour deux pianos ;
1928 : Pastorale en la bémol, pour piano ;
1928 : Sicilienne, pour piano ;
1928 : Nocturne pour deux barytons et ensemble ;
1929 : La Nouvelle Cythère, pour deux pianos ou orchestre ;
1929 : Six chansons françaises, pour voix et piano ;
1929 : Pastorale en ut, pour piano ;
1929 : Pastorale inca, pour piano ;
1929 : Vocalise-étude, pour soprano et piano ;
1930 : Fleurs de France, pour piano ou orchestre à cordes ;
1931 : Zoulaïna, opéra-comique (d’après un texte de Charles Hirsch) ;
1932 : Ouverture, pour orchestre ;
1934 : Largo, pour violon et piano ;
1934 : La Chasse à l’enfant, pour voix et piano (d’après un texte de Jacques Prévert) ;
1934 : La Chanson de l'éléphant, pour voix et piano ;
1934 : Deux sonnets de Lord Byron, pour soprano et piano (d’après un texte de Lord Byron) ;
1934 : Concerto pour deux pianos, chœur, saxophones et orchestre ;
1935 : Divertissement dans le style Louis XV, pour orchestre ;
1935 : Les Souliers, musique de film ;
1935 : Chanson de Firmin, pour voix et piano (d’après un texte d’Henri Jeanson) ;
1936 : Cadences pour le Concerto pour piano no 22 de Mozart ;
1936 : Cadences pour le Concerto pour piano no 15 de Haydn ;
1936 : Concerto pour violon et orchestre ;
1937 : Au pavillion d’Alsace, pour piano ;
1937 : Provincia, musique de Ffilm ;
1937 : Symphonie graphique, musique de film ;
1937 : Sur les routes d’acier, musique de film ;
1937 : Terre d’effort et de liberté, musique de film ;
1937 : Ces dames aux chapeaux verts, musique de film ;
1938 : Cantate du Narcisse, pour baryton martin, soprano, chœur, cordes et timbales ;
1938 : Le Petit Chose, musique de film ;
1939 : Prélude et Fugue, pour orgue, avec trompette et trombone, ad lib. ;
1940 : Bretagne, musique de film ;
1941 : Les Deux Timides, musique de film ;
1942 : Trois études pour piano et orchestre ;
1942 : Pastorale pour violon et piano 6 ;
1943 : Deux danses du marin de Bolivar, pour piano ;
1946: Les Confidences d’un microphone pour piano, musique radiophonique ;
1946 : Intermezzo pour deux pianos ;
1946 : Intermezzo pour flûte et piano ;
1946 : Coïncidences, musique de film ;
1948 : Paris-Magie, ballet pour orchestre ou deux pianos ;
1949 : Quadrille, ballet pour orchestre ;
1949 : Paysages de France, suite pour orchestre ;
1949 : Paris sentimental, pour voix et piano (d’après un texte de Marthe Lacloche) ;
1950 : Les Marchés du Sud, musique de film ;
1951 : Deuxième sonate pour violon et piano ;
1951 : Parfums, comédie musicale ;
1951 : Il était un petit navire, opéra-comique (d’après un texte de Henri Jeanson) ;
1951 : Il était un petit navire, suite pour deux pianos ;
1951—1954 : La Bohème éternelle, musique de théâtre ;
1951 (?) : Chant chinois, pour piano ;
1951 : Concerto no 2 pour piano et orchestre ;
1952 : Sarabande de la Guirlande de Campra, pour orchestre ;
1952 : Seule dans la forêt, pour piano ;
1952 : Dans la clairière, pour piano ;
1952 : Concertino pour flûte, piano et orchestre à cordes ;
1952 : Sicilienne pour flûte et deux pianos ;
1952 : Le Roi de la création, musique de film ;
1952 : Valse pour le funambule, pour piano ;
1952 : Caroline au pays natal, musique de film ;
1952 : Caroline au palais, musique de film ;
1952 : Conférence des animaux, musique radiodiffusée ;
1953 : Caroline fait du cinéma, musique de film ;
1953 : Cher vieux Paris, musique de film ;
1953 : Caroline du Sud, musique de film ;
1953 : Gavarni et son temps, musique d'émission télédiffusée ;
1953 : Parisiana, ballet pour orchestre ;
1953 : Sonate pour harpe ;
1953 ? : Entre deux guerres, musique de film ;
1954 : L’Aigle des rues, suite pour piano ;
1954 : Fugue pour orchestre ;
1954 : Charlie, valse pour piano ;
1954 : Deux pièces pour piano ;
1955 : Une rouille à l’arsenic, pour voix et piano (d’après un texte de Denise Centore ;
1955 : La Rue Chagrin, pour voix et piano ;
1955 : Du style galant au style méchant, quatre opéras " de poche « (Le Bel Ambitieux, La Fille d’opéra, Monsieur Petitpois achète un château, La Pauvre Eugénie), livret de Denise Centore ;
1955 : Ici la voix, musique radiodiffusée pour orchestre ;
1955 : C’est facile à dire, pour voix et piano ;
1955 : Déjeuner sur l’herbe, pour voix et piano (d’après un texte de Claude Marcy) ;
1955 : L’Enfant, pour voix et piano (d’après un texte de Claude Marcy) ;
1955 : Il avait une barbe noire, pour voix et piano (d’après un texte de Claude Marcy) ;
1956 : Concerto des vaines paroles, pour baryton, piano et orchestre (d’après un texte de Jean Tardieu) ;
1956 : L’Homme, notre ami, musique de film ;
1956 : Le travail fait le patron, musique de film ;
1957 : Les Plus Beaux Jours, musique de film ;
1957 : Histoires secrètes, musique d'émission radiodiffusée ;
1957 : Petite suite pour orchestre ;
1957 : La Petite Sirène, opéra (d’après un texte de Philippe Soupault) ;
1957 : Sonate pour clarinette solo ;
1957 : Adalbert, musique d'émission radiodiffusée ;
1957 : Toccata pour deux pianos ;
1957 : Partita pour piano ;
1957 : Tante Chinoise et les autres, musique de film pour flûte solo ;
1959 : Mémoires d’une bergère, musique d'émission radiodiffusée ;
1959 : Le Maître, opéra de chambre (d’après un texte d’Eugène Ionesco) ;
1960 : Temps de pose, musique d'émission télédiffusée ;
1960 : La Rentrée des foins, ;
1960 : Les Requins sur nos côtes, musique de film ;
1961 : Les Grandes Personnes, musique de film ;
1962 : Au paradis avec les ânes, musique d'émission télédiffusée (d’après un texte de Francis Jammes) ;
1962 : Pancarte pour une porte d’entrée, pour voix et piano (d’après un texte de Robert Pinget) ;
1962 : Partita pour hautbois, clarinette, basson et cordes ;
1963 : L’Adieu du cavalier, in memoriam Francis Poulenc, pour voix et piano (d’après un texte de Guillaume Apollinaire) ;
1964 : Évariste Galois ou l'Éloge des mathématiques, musique d'émission télédiffusée ;
1964 : Hommage à Rameau, pour deux pianos et quatre percussions ;
1964 : Sans merveille, musique d'émission télédiffusée ;
1964 : Sonata alla Scarlatti, pour harpe ;
1964 ? : Concerto pour deux guitares et orchestre ;
1966 : Anatole, musique d'émission télédiffusée ;
1969 : Amertume, pour flûte, hautbois, clarinette, cor, harpe et cordes ;
1969 : Angoisse, pour orchestre de chambre ;
1969 : Entonnement, pour hautbois, harpe, pianoforte et cordes ;
1969 : Jacasseries, pour flûte, hautbois, clarinette, violoncelle, harpe et cordes ;
1970 : Impressionnisme, pour flûte, deux pianos et contrebasse, musique de film ;
1972 : Barbizon, pour piano ;
1972 : Forlane, pour flûte et piano ;
1972 : Sonate champêtre, pour hautbois, clarinette, basson et piano ;
1973 : Arabesque, pour clarinette et piano ;
1973 : Choral pour trompette et piano ;
1973 : Gaillarde pour trompette et piano ;
1973 : Rondo pour hautbois et piano ;
1973 : Sonatine pour violon et piano ;
1974 : Sonate pour deux pianos ;
1974—1975 : Sonate pour piano à quatre mains ;
1974—1975 : Symphonietta pour trompette, tympani et cordes ;
1975 : Allegretto pour trois clarinettes (ou trompettes ou saxophones) et piano ;
1975 : Escarpolette, pour piano ;
1975 : Menuet pour hautbois (clarinette ou saxophone) et piano ;
1975 : Piémont des Pyrenées françaises, musique de film ;
1975 : Singeries, pour piano ;
1975—1978 Trois sonatines pour piano ;
1975—1981 : Enfantines, pour piano ;
1976 : Choral et fugue pour orchestre d’harmonie (orchestration Paul Wehage) ;
1976 : Marche pour orchestre d’harmonie (orchestration Désiré Dondeyne) ;
1976—1977 : Sérénade en la mineur, pour quatre vents et piano ou clavecin ;
1977 : Aube, pour soprano solo et chœur a cappella ;
1977 : Nocturne pour orgue ;
1977 : Suite divertimento, pour piano ou orchestre d’harmonie ;
1977 : Trois chansons de Jean Tardieu, pour voix et piano (d’après un texte de Jean Tardieu) ;
1977 : Un bateau en chocolat, pour voix et piano (d’après un texte de Jean Tardieu) ;
1978 : Trio pour violon, violoncelle et piano ;
1979 : Choral et deux variations pour vents ou quintette de cuivres ;
1979 : Choral et variations pour deux pianos ou orchestre ;
1979 : Menuet en fa pour hautbois, clarinette, basson et piano ;
1979 : Sarabande pour deux instruments ou piano ;
1980 : Suite burlesque, pour piano à quatre mains ;
1981 : Concerto de la fidélité, pour soprano et orchestre ;
1982 : Vingt leçons de solfège, pour voix et piano.
Источник: Жорж Акар, Леди и ковчег, текст презентации CD, Контрабас, 2002.
Имя Тайфер носят несколько улиц во Франции: в Аркёе (с 1987 года) и в Куэнси-Вуазен(с ноября 2003 года). Существует также улица „Жермен Тайфер“ в Витри-сюр-Сен , Бобиньи , Бордо , Туре и Париже.