Серапион (архиепископ Новгородский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Серапион Кожеезерский (в миру Турсас Ксаньгарович ( Ксангавирович , Гавирович , Гравирович ); в крещении Сергий ; ум. 1611) — преподобный Русской православной церкви ; основатель и строитель Кожеезерского Богоявленского монастыря в Каргопольском уезде Олонецкой епархии в 1565—1611 гг.
В 1552 году, после взятия города Казани в ходе Третьего казанского похода и покорения Казанского царства войском под началом Ивана Грозного , многие пленные татары , в том числе и юный казанский хан Турсас Ксаньгарович (или Гавирович) , поселились в Москве в доме боярина Захария Ивановича Очина-Плещеева , женатого, по воле царя на астраханской принцессе Елъякши (в крещении — Иулиания; одна из бывших жен хана Ямгурчи , который трусливо сбежал из Астрахани при приближении русских войск ). Вместе с другими принял крещение и хан Турсас, названный при крещении Сергием .
Полюбив новую православную веру , Сергий решился посвятить себя иноческой жизни ; вскоре он отправился путешествовать по монастырям, ища пустынного места « для безмолвия » .
Около 1565 года, после четырнадцатилетнего странствования Сергий нашел на диком острове на озере Коже пустынника Нифонта и остался с ним жить . Вместе с ним и иноком Авраамием он основал Кожеозерскую пустынь , где прожил около 18 лет, питаясь травами и ягодами, и принял монашеский постриг с именем Серапион .
Когда собралось достаточное число иноков, Нифонт оправился в Москву просить земли для обители, но скончался там, не закончив задуманное; узнав о кончине сподвижника, Серапион сам отправился в к государеву двору . По ходатайству отца Серапиона, Кожеезерскому монастырю 30 сентября 1585 года монастырю была дана царская грамота, которая закрепляла за обителью земли « по четыре версты на все стороны » .
Он построил два храма, Богоявленский и Благовещенский, и был назначен первым строителем монастыря; Патриарх Иов дал отцу Серапиону святые антиминсы . Когда в монастырь стали присылать из Москвы опальных людей, то в 1595 году Серапион написал царю, что « старцам и самим питаться нечем »; тогда царь всея Руси Фёдор Иванович освободил монастырь от многих податей и повинностей .
В конце своей жизни Серапион перенес много притеснений и оскорблений от братии монастыря. В 1608 году в монастыре учреждено игуменство, но Серапион уклонился от этого звания и игуменом обители был поставлен его ученик и соратник Авраамий .
Скончался 27 июня ( 7 июля ) 1611 года , «оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей» .
В 1613 году постриженик Кожеезерского монастыря инок Боголеп написал сказание об основании монастыря и о преподобном Серапионе. Он же составил и житие преподобного Серапиона. Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеезерского. Дата канонизации неизвестна .
Сохранившееся Житие святого скудно историческими данными и довольно редко встречается в рукописной книжности. Н. Барсуков указал только два списка его Жития: первый — из библиотеки Антониево-Сийского монастыря и второй — из библиотеки Соловецкого монастыря . Первый указанный список, очевидно, не сохранился, но, по-видимому, именно по этой рукописи он был опубликован в «Архангельском Патерике» .
В 2008 году Юрием Максимовым было создано православное миссионерское общество имени преподобного Серапиона Кожеозерского .
В 2018 году Серапион Кожеезерский был включён в Собор святых Архангельской митрополии .