Interested Article - Ньяя-сутры

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Ньяя-сутры ( IAST : Nyāya Sūtras ) — базовый текст индийской ортодоксальной философской школы ньяи . Ввиду типичной для таких сутр лапидарности текста он не может быть понят без комментария.

Его автором считается Акшапада , ученик брахмана Сомашармана, он же Гаутама (Готама), то есть либо сам риши из рода Ангирасов, автор гимнов « Ригведы » I 74-93, либо один из его потомков, именуемый также Диргхатапас, но в любом случае о нём неизвестно ничего, кроме легенд.

Датировка сутр спорна, предлагались даты от VI века до н. э. до IV века н. э. , предполагалось также, что формирование текста заняло весь этот период. В. К. Шохин считает, что фиксация текста произошла на рубеже III—IV века н. э., незадолго до появления первых комментариев к нему.

Структура текста

Текст состоит из пяти разделов, каждый из которых делится на пять частей. В первом разделе рассматриваются 16 основных падартх (топиков) ньяи .

Если первый и пятый разделы носят почти исключительно монологический характер (хотя комментарии вводят и сюда диалоги, особенно в первый раздел), то второй, третий и четвёртый разделы вполне диалогичны.

  • Раздел 1, часть 1.
    • Характеризуются источники знания ( прамана ) (3-8),
    • предметы знания ( прамея ) (9-22),
    • сомнения ( саншая ), мотивы ( прайоджана ) и примеры ( дриштанта ) (23-25),
    • доктрина ( сиддханта ) (26-31),
    • члены силлогизма ( аваява ) (32-39),
    • рефлексия ( тарка ) и удостоверенность ( нирная ) (40-41).
  • Раздел 1, часть 2.
    • Характеризуются разновидности дискуссии: диспут ( вада ), софистика ( джалпа ) и эристика ( витанда ) (1-3),
    • псевдоаргументы ( хетвабхаса ) (4-9),
    • словесные ухищрения ( чхала ), причем происходит краткий спор (10-17),
    • псевдоответы ( джати ) и причины поражения в споре ( ниграхастхана ) (18-20).
  • Раздел 2, часть 1.
    • Анализ сомнения и дискуссия с абстрактным оппонентом (1-7),
    • дискуссия со сторонником мадхьямики об источниках знания (8-20),
    • дискуссия о восприятии с оппонентом (21-32),
    • дискуссия о целом и частях с буддистом (33-37),
    • дискуссия об умозаключении с материалистом (38-39),
    • дискуссия о настоящем времени (40-44)
    • и о сравнении (45-49) с неким оппонентом,
    • дискуссия о слове с мимансаком (50-57)
    • и о ведийских мантрах с настиком (58-69).
  • Раздел 2, часть 2.
    • Дискуссия с мимансаком о числе источников знания (1-12),
    • о концепции вечности звука с мимансаком (13-39),
    • о возможности изменения звука с санкхьяиком (40-59),
    • дискуссия о значении слова с тремя оппонентами (60-71).
  • Раздел 3, часть 1.
    • Отличие атмана -души от индрий -органов чувств (1-3),
    • спор с буддистом об отличии атмана от тела (4-6),
    • спор с буддистом о единстве зрительной способности (7-14)
    • и об отличии атмана от манаса -разума (15-17),
    • спор с материалистом о вечности атмана (18-26),
    • рассуждение о составе тела (27-31),
    • спор с санкхьяиком о происхождении индрий (32-51),
    • спор с оппонентом о множественности индрий (52-61)
    • и об объектах индрий (62-73).
  • Раздел 3, часть 2.
    • Спор с санкхьяиком о вечности познания-буддхи (1-9),
    • спор с буддистом о доктрине мгновенности (10-17),
    • спор с буддистом о познании как атрибуте атмана, после чего перечисляются 22 вспомогательные причины памяти (18-41)
    • и с условным оппонентом о делимости познания (42-45),
    • спор с материалистом об отличии познания от свойств тела (46-55),
    • краткое рассуждение о манасе (56-59),
    • спор с материалистом о причинах возникновения тела (60-72).
  • Раздел 4, часть 1.
    • Спор с оппонентом о числе дефектов познания (1-9),
    • с санкхьяиком о перевоплощении (10-13),
    • с буддистом о несуществовании причины (14-18),
    • упоминаются учения об Ишваре (боге-творце) как причине (19-21) и о беспричинности (22-24),
    • обсуждаются буддийское учение о том, что всё преходяще (25-28),
    • учение материалиста о том, что всё вечно (29-33),
    • затем буддийское учение о всеобщей партикулярности (34-36),
    • учение мадхьямиков о всеобщей пустотности (37-40) — эти четыре позиции индологи называют «односторонними генерализациями» ,
    • спор о числе объектов познания (41-43),
    • дискуссия с настиком и мадхьямиком о «плодах» действий (44-54),
    • излагается учение о страдании (55-58) и спор об освобождении (59-68).
  • Раздел 4, часть 2.
    • Кратко характеризуется причина истинного познания (1-3),
    • дискуссия с буддистом о частях и целом (4-17) и о неделимости атомов (18-25),
    • спор с виджнянавадином об отрицании внешних вещей (26-37),
    • спор с оппонентом о достижении истинного знания и ограждении его (38-51).
  • Раздел 5, часть 1.
    • Называются 24 типа псевдоответов (1-3),
    • затем они монологически характеризуются (4-38),
    • и в кратком споре выделяются шесть ступеней псевдодискуссии (39-43).
  • Раздел 5, часть 2.
    • Называются 22 причины поражения в споре (1),
    • затем они монологически характеризуются (2-24).

Комментарии

Первый и классический комментарий известен как « » Ватсьяяны (IV—V века). Комментарии Бхававивикты и Вишварупы (V—VI века) не сохранились. Известен комментарий (VI или VII век) и надкомментарий (IX век) , который разделил текст на 84 параграфа-пракараны и закрепил деление на 528 сутр.

Публикации

Основные издания текста:

  • Nandalal Sinha, Mahamahopadhyaya Satisa Chandra Vidyabhusana, The Nyaya Sutras of Gotama, Allahabad, 1913. The sacred books of the Hindus, 1930; Motilal Banarsidass, 1990 reprint, ISBN 978-81-208-0748-8 ; Munshiram Manoharlal reprint, 2003, ISBN 978-81-215-1096-7 .
  • Ganganatha Jha, Nyaya- Sutras of Gautama (4 vols.), Motilal Banarsidass, 1999 reprint, ISBN 978-81-208-1264-2 .

Переводы:

  • Английский перевод . Пуна, 1913. Дели, 1984.
  • Английский перевод Пханибхушаны Таркавагиши . Калькутта, 1967—1976.
  • Английский перевод М. Гангопадхьяи . Калькутта, 1982.
  • Немецкий перевод: Gautama: Die Nyayasutras. Text, Ubersetzung, Erklärungen und Glossar von W. Ruben . Lpz, 1928.
  • Русский перевод: Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. / Пер., вступ. ст. и комм. В. К. Шохина . (Серия «Памятники письменности Востока». Вып.123) — М., Восточная литература, 2001. — 504 с. (в примечаниях: Шохин 2001; от 21 мая 2014 на Wayback Machine )

Специальные исследования (см. также в статье Ньяя ):

  • Meuthrat A. Untersuchungen zur Kompositionsgeschichte der Nyayasutras. Wurzburg, 1996.
  • Oetke C. Zur Methode der Analyse philosophischer Sūtratexte. Die Pramana Passagen der Nyayasutren. Reinbek, 1991.
  • Preisendanz K. Studien zu Nyayasutra III.1 mit dem Nyayatattvaloka Vacaspati Misras II. Teil 1-2. Stuttgart, 1994.

Примечания

  1. см. Шохин 2001, с.41-44
  2. см. Калидаса. Род Рагху XI 33-34
  3. о датировке подробно см. Шохин 2001, с.79-90, об этапах развития протоньяи и ньяи см. также: Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования. М., 2004. С.206-217
  4. о структуре см.: Шохин 2001, с.90-113
  5. эти падартхи иногда называются философскими категориями, хотя имеют мало общего с аристотелевскими категориями либо с этим термином в западной философии, а статус категорий приобретают лишь у комментатора Ватсьяяны (см. Шохин 2001, с.20-35)
  6. см. Шохин 2001, с.105-106, со ссылкой на В. Рубена
  7. Шохин 2001, с.136
  8. см. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993. Т.2. С.28-32
Источник —

Same as Ньяя-сутры