Interested Article - Паралогизм
- 2020-07-06
- 1
Паралоги́зм ( др.-греч. παραλογισμός — ложное умозаключение) — случайная, неосознанная или непреднамеренная логическая ошибка в мышлении (в доказательстве, в споре , диалоге ), возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к ошибочному выводу ( заключению ).
История термина
Аристотель называл паралогизмом всякое ложное доказательство за исключением софизма , то есть намеренного ложного доказательства .
Авторы « Логики Пор-Рояля » употребляли термин «паралогизм» как синоним термина «софизм».
Одно из важнейших изменений в значении термина было произведено И. Кантом , который отличал логический паралогизм (который он определял как ложное по своей логической форме умозаключение ) от трансцендентального паралогизма (специфической философской ошибки).
Испанский философ Х. Л. Бальмес в своей работе по логике определял паралогизм как умозаключение, ложное по содержанию, а софизм — как умозаключение, ложное по форме.
Кроме того, паралогизмы следует отличать от парадоксов и антиномий — правильно построенных умозаключений, приводящих к .
Логика
Паралогизм представляет собой ложный (ошибочный) по форме, то есть неправильно построенный вывод ( умозаключение , рассуждение ). Ошибка в таком рассуждении состоит не в том, что его содержание будет истинным или ложным, а в том, что не соответствует правилам логики. Паралогизм как вид логической ошибки следует отличать от содержательных ошибок.
Своей непреднамеренностью (непредумышленностью) паралогизм отличается от софизма — логической ошибки, совершаемой намеренно (преднамеренно ложного вывода).
Иммануил Кант
Иммануил Кант определял как ложное по форме умозаключение , независимо от того, истинно ли его содержание или нет.
Трансцендентальным паралогизмом называется такое ложное умозаключение, которое имеет трансцендентальное основание. Основание находится в природе разума и ведет к неизбежной иллюзии , которая, однако, может быть устранена. При отсутствии приписываемой критикой дисциплины разум принимает свои идеи за предметы сами по себе и переходит к конститутивному применению трансцендентальных идей. Как следствие, разум неизбежно впадает в заблуждение (трансцендентальную иллюзию), частным случаем которой является паралогизм.
На основании паралогизма производится доказательство в пользу субстанциальности души . в этом доказательстве принимает характер реальной субстанции .
Лиотар
Ж. Ф. Лиотар выдвинул концепцию, согласно которой для характерен особый тип легитимизации ( легитимации ) знания — « » (« »). Она отличается от легитимации знания в классическую и неклассическую эпоху, поскольку та была организована логическими формами. Кроме того, легитимация через паралогию лишена и прагматической полезности.
См. также
Примечания
- Аристотель. . Гл. 1.
Литература
- Аристотель. // Соч. в 4-х т. — Т. 2. — М.: Мысль, 1978. — С. 533—593.
- Лиотар Ж. Ф. // Состояние постмодерна. — СПб.: Алетейя, 1998.
- Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. — М.: Наука, 1991. — 414 с. — ISBN 5-02-008139-6 .
- 2020-07-06
- 1