Хлевнюк, Олег Витальевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Олег Витальевич Дóзморов (род. 6 июля 1974 , Екатеринбург ) — русский поэт, литературный критик.
Родился в Свердловске .
Окончил филологический факультет и аспирантуру Уральского государственного университета и факультет журналистики МГУ . Работал грузчиком, сторожем, библиотекарем, преподавателем, журналистом, редактором. Руководил литературным объединением при УрГУ и литературным клубом «Лебядкин» при журнале « Урал ». В 1999—2000 годах входил в редакционный совет журнала «Урал». Жил в Москве, сейчас живёт в Лондоне (Великобритания). Публиковал стихи и эссе в журналах « Урал », « Звезда », « Арион », « Воздух », « Волга », « Знамя », « Новая юность », « Стороны света », « », « Новый мир », альманахах «Urbi», «Алконост» и др. Выпустил пять сборников стихов: «Пробел» (1999), «Стихи» (2001, предисл. Б. Рыжего), «Восьмистишия» (2004), «Смотреть на бегемота» (2012, предисл. В. Гандельсмана), "Уральский акцент" (2019). Стихи переведены на английский, голландский, итальянский и украинский языки.
Дружил с поэтом Борисом Рыжим , который посвятил Дозморову несколько стихотворений («Над головой облака Петербурга…», «Не жалей о прошлом, будь что было…», «Мы здорово отстали от полка…»); в свою очередь Дозморов создал портреты Рыжего и других екатеринбургских поэтов ( Романа Тягунова , ) в повести-воспоминании «Премия „Мрамор“».
Лауреат премии журнала «Урал» , за 2011 год . Лауреат «Русской премии» за 2012 год (за книгу «Смотреть на бегемота»). Спецприз премии «Московский счёт» за 2012 год (за книгу «Смотреть на бегемота»).
О книге «Пробел»:
Дозморов простодушен, но это — «высокое простодушие», оно укоренено в русской поэтической традиции, имеет державинское, батюшковское происхождение. Отчасти мандельштамовское .
О книге «Стихи»:
Хотя у Дозморова можно найти отсылки к самым разным поэтам — от Слуцкого до Бродского, от Смелякова до Кузнецова, тексты его не столько литературные игры, сколько прямые изъявления поэтического чувствования .
О книге «Восьмистишия»:
«Восьмистишия» — по настроению книга совсем иная. Собранные в ней стихи (с 1997 по 2002) — стихи усталого человека. Человека, для которого если двадцатое столетие и существовало вообще, то где-то на периферии сознания. Общая формула дозморовских восьмистиший, если предположить, что они сводятся к формуле, — немного пейзажной лирики в первой строфе и немного упаднической философии во второй .
…В своей технической безупречности, в своей приближенности к школьнопрограммным образцам классической русской поэзии эти — подчеркиваю, эти — стихи Дозморова сами по себе для меня не слишком интересны. Это хорошие стихи, однако интересны они в первую очередь в качестве свидетельства, документа осознанного развития поэта .
О подборке «Кофе, бисквит, пирожок европейский…» («Волга», 2010, № 9-10):
Впечатление тотальной необязательности и столь же тотальной внутренней пустоты
О книге «Смотреть на бегемота»:
«Смотреть на бегемота» — книга, которая впервые (для меня, и, возможно, не только для меня) представляющая творчество Олега Дозморова как состоявшееся явление современной поэзии
"Лирический герой Дозморова может быть определен через три понятия: память, из которой он состоит, вина, которая им движет, и безнадежность, в экзистенциальном смысле, которая все покроет в сухом остатке.
"Эта книга (Олег Дозморов «Смотреть на бегемота». М.: Воймега, 2012) стала для меня одним из сильнейших поэтических впечатлений последнего времени. Мало того, она самым что ни на есть зримым образом опрокинула несколько мифов, окружающих — в последнее время или испокон веку — стихотворчество и фигуру поэта.
"Это даже не тупик, это — склеп.
О стихах Олега Дозморова:
Парадоксально, но Дозморов известен скорее как друг поэта Бориса Рыжего. Немногие понимают, что Дозморов сам тонкий и самобытный поэт .