Вальтер Бенедикт Шёнфлис-Беньямин родился 15 июля 1892 года в Берлине в богатой еврейской семье представителей
среднего класса
Эмиля Беньямина и Паулины Шёнфлис. Отец занимался
торговлей
и
инвестициями
. Кроме Вальтера в семье было два ребёнка
1895 года рождения и
1901 года рождения
.
По материнской линии — в родстве с
Генрихом Гейне
. В 1917—1930 годах состоял в браке с Дорой Кельнер, с которой развёлся ради
Анны Лацис
. В декабре—январе 1926—1927 годов, стремясь наладить отношения с Лацис, посетил
Москву
. Путешествие в СССР было предпринято на авансовые средства, выделенные
Мартином Бубером
в счёт будущих статей об СССР для журнала
Die Kreatur
. По словам философа
Михаила Рыклина
, другой причиной путешествия Беньямина стало банкротство антикварного предприятия его отца: философ отправился в Советский Союз в том числе и в поиске изданий, с которыми он мог бы сотрудничать в качестве корреспондента
— что ему не удалось. В Москве Беньямин регулярно ходил в театр, много писал, работал в архивах. Результатом поездки стали четыре статьи, опубликованные в январе 1927 года и эссе «Москва», законченное уже после возвращения из СССР. Будучи в Москве, Беньямин также регулярно вёл дневник, в котором описывал впечатления о советской столице и касался своих мучительных отношений с Анной Лацис и
Бернхардом Райхом
. «Московский дневник», сохранившийся среди архивных материалов, был впоследствии опубликован.
Будучи
евреем
,
антифашистом
и
левым радикалом
, после прихода к власти нацистов эмигрировал во
Францию
. После оккупации Франции в 1940 году собирался выехать через
Испанию
в
США
, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте с Испанией, в
Портбоу
, ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 26 на 27 сентября 1940 года покончил жизнь самоубийством, отравившись
морфином
.
На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до
Лиссабона
30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и
Ханна Арендт
, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «
О понятии истории
», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории».
В Берлине на доме 66 по Принцрегентенштрассе, где Беньямин жил с 1930 по 1933 год, находится мемориальная доска. А недалеко от
Курфюрстендамм
—
.
Испытал сильное влияние
марксизма
(который своеобразно сочетал с традиционным еврейским
мистицизмом
и
психоанализом
), стоял у истоков
Франкфуртской школы
. Самая известная в России работа — «
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об
ауре
, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил
Марселя Пруста
и
Шарля Бодлера
, которому посвятил ряд работ, где изложены его исторические взгляды. Многие работы (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «
Берлинское детство на рубеже веков
») изданы посмертно. Свои взгляды на философию и методологию истории предполагал изложить в работе, посвященной
парижским
пассажам
XIX века, которая осталась незаконченной (наброски и архивные материалы к ней сегодня также изданы). В наиболее концентрированном виде историческая концепция Беньямина изложена в его статье «
О понятии истории
».
Знаменитая статья «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) во многом перекликается с работами
Дьёрдя Лукача
«Теория романа» (1916) и
Эрнста Блоха
«Дух утопии» (1918).
Ханна Арендт
, хорошо знавшая Беньямина, называла его мастером поэтической мысли
.
Известность
Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит
Теодору Адорно
и
Гершому Шолему
. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время оставались скрытыми для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.
Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные — опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя — материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в
университете Франкфурта-на-Майне
, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу «Gesammelte Schriften» Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни.
Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая
марксизм
, которые ограничивали
критический взгляд
на события и явления. Показательна история Базисной группы
, сформированной на короткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания
германистики
. Интересно, что Теодор Адорно этот молодёжный протест не поддержал.
В период с 1972 по 1989 год осуществлялось издание семи томов «Gesammelte Schriften». В период с 1995 до 2000 годы было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 год.
Сегодня изучение наследия Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в
Академии искусств
в Берлине, куда в 2004 году были переданы материалы «архива Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в
ГДР
.
По данным современного исследователя, специалиста по Франкфуртской школе Дэвида Кауфманна, с 2005 по 2010 год только на английском было опубликовано более 300 книг и статей, посвящённых Беньямину. Кауфманн пишет
:
Всегда было трудно точно определить Беньямина. Марксист-уклонист, еврей-еретик, диссидентствующий социальный теоретик, дух деконструкции — он был столь многим для столь многих. Равным образом сложно дать описание того, что он сделал, отчасти потому, что Америка не производит подобных интеллектуалов. Его основные работы были написаны в Берлине в 1920-е, а затем в Париже в 1930-е годы; Беньямин не был просто книжным обозревателем, хотя хотел быть лучшим в Германии. Он едва ли был журналистом, хотя значительная часть из множества его работ была написана для газет. Он не был философом, но его рассматривают в таком качестве. Если использовать старомодное выражение, Беньямин был литератором. Но даже это не будет справедливым.
Беньямин В.
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Под. ред. Ю. А. Здорового — М.: Медиум, 1996. (Отд. эссе:
,
;
;
)
Беньямин В.
/ Пер. с нем. и прим. С. Ромашко; общ. ред. и послесл. М. Рыклина; предисл. Г. Шолема. — М.:
Ad Marginem
, 1997. — 224 с. — (Философия по краям). —
ISBN 5-88059-029-1
Беньямин В.
Озарения / Пер. Н. М. Берновской, Ю. А. Данилова, С. А. Ромашко. — М.: Мартис, 2000. — 376 с. (
)
Беньямин В.
Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. — М.:
Ad Marginem
, 2000. — 320 с. — (Философия по краям). —
ISBN 5-93321-015-3
)
Беньямин В.
Происхождение немецкой барочной драмы. — М.: Аграф, 2002. — 288 с. —
ISBN 5-7784-0210-4
Беньямин В.
Маски времени: эссе о культуре и литературе = Masken der Zeit: Essays zur Kultur und Literatur / Пер. с нем. и фр.; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 478 с. — (IQ)
ISBN 5-89091-235-6
Беньямин В.
Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. — М.: РГГУ, 2012. — 288 с. —
ISBN 978-5-7281-1276-1
Беньямин В.
Люди Германии. Антология писем XVIII—XIX вв. / Пер. с нем. А. Глазовой, М. Лепиловой, С. Ромашко, А. Ярина. — М.: Grundrisse, 2015. — 196 с. ISBN 978-5-904099-16-9
Беньямин В.
Московский дневник / Пер. с нем. С. Ромашко. —
М.
: Garage; Ad Marginem, 2014. — 264 с. —
ISBN 978-5-91103-126-8
.
Беньямин В
. Девять работ/ Пер. с нем. С. Ромашко. — М,: Группа Компаний «РИПОЛ классик» / «Панглосс», 2019. — 223с. — (Серия «Фигуры Философии»)
ISBN 978-5-386-12532-5
Статьи на русском
Беньямин В.
Я распаковываю свою библиотеку (речь собирателя книг) / Пер. Н. Тишковой // Человек читающий. HOMO LEGENS. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества / Сост.
С. И. Бэлза
. — М.: Прогресс, 1983. — С. 278—287. (
1931
)
Беньямин В.
Париж — столица XIX века // Историко-философский ежегодник. 1990. — М., 1991. (Публ.
1955
; тезисы незавершённых «Парижских пассажей».)
Беньямин В.
Возражение Оскару А. Г. Шмицу // Киноведческие записки. — № 58. — С. 106—108.
Беньямин В.
Agesilaus Santander // Иностранная литература. — 1997. — № 12.
Беньямин В.
/ Перевод и послесловие Сигурдура Инголфссона, при участии О. В. Никифорова // Логос. — 1993. — № 4. — С. 151—175.
Беньямин В.
/ Пер. А. Глазовой
Беньямин В.
/ Пер. с нем. А. Ярина // Иностранная литература. — 1997. — № 12.
Беньямин В.
Франц Кафка
/ Пер. с нем. и прим. Г. Ноткина // Звезда. — 2000. — № 8.
Беньямин В. О понятии истории / Пер. с нем. и коммент. С. Ромашко // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 46.
Беньямин В.
О некоторых мотивах у
Бодлера
(отрывок) / Пер. А. Магуна //
Синий диван
. — № 1, 2002. — С. 107—124.
Беньямин В.
Поль Валери
// Вестник Европы. — 2002. — № 7—8.
Беньямин В.
/ Пер. c нем. И. Болдырева под ред. А. Глазовой // Носорог. № 8 — 2018. C. 81-100.
Литература
Tiedemann R.
, Studien zur Philosophie W. Benjamins, Fr./M., 1965.
Momme Brodersen
: Walter Benjamin. Leben, Werk, Wirkung. (= Suhrkamp BasisBiographie 4). Suhrkamp, Frankfurt am Main 2005,
ISBN 3-518-18204-8
.
Werner Fuld
: Walter Benjamin. Eine Biographie. Rowohlt, Reinbek 1990,
ISBN 3-499-12675-3
Sven Kramer
: Walter Benjamin zur Einführung. Junius, Hamburg 2003,
ISBN 3-88506-373-5
Burkhardt Lindner (Hrsg.)
: Benjamin-Handbuch. Leben — Werk — Wirkung. Metzler, Stuttgart und Weimar 2006,
ISBN 3-476-01985-3
Detlev Schöttker
: Konstruktiver Fragmentarismus. Form und Rezeption der Schriften Walter Benjamins. Suhrkamp, Frankfurt am Main 1999,
ISBN 3-518-29028-2
Sigrid Weigel
: Walter Benjamin. Die Kreatur, das Heilige, die Bilder. Fischer, Frankfurt am Main 2008,
ISBN 978-3-596-18018-9
Gershom Scholem
: Walter Benjamin — die Geschichte einer Freundschaft. Suhrkamp, Frankfurt am Main 1975,
ISBN 3-518-01467-6
Witte, B.
, 1991, Walter Benjamin: An Intellectual Biography, Detroit:
.
Wizisla, E.
, 2009, Walter Benjamin and Bertolt Brecht: the Story of a Friendship, London: Libris.
Айленд Х., Дженнингс М.
Вальтер Беньямин. Критическая жизнь / Перевод с англ. Н. Эдельмана. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 720 с.
ISBN 978-5-7749-1291-9
Арсланов, В. Г.
, «Левый» вариант эстетики упадка (эстетика В. Беньямина) // Миф о смерти искусства. — М.: «
Искусство
», 1983. — С. 42—141.
Павлов Е.
Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама/ Авториз. пер. с англ.
А. Скидана
. — М.: Новое литературное обозрение, 2005
Єрмоленко В.
Оповідач i філософ. Вальтер Беньямін та його час. Київ: Критика, 2011
Павлов Е.
Шок памяти: Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама / Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 224 с. — (Научная библиотека). — 1500 экз. —
ISBN 978-5-4448-0104-8
Шолем Г.
Вальтер Беньямин — история одной дружбы. — М.: Grundrisse, 2014. —
ISBN 978-5-904099-08-4
Арендт Х.
Вальтер Беньямин. 1892—1940 / Перевод с английского
Б. Дубина
. — М.: Grundrisse, 2014. — 168 с. —
ISBN 978-5-904099
-09-01
Рыков А. В.
// Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. — СПб.: НП-Принт, 2014. — C. 381—391.
Рыков, А. В.
Вальтер Беньямин // Рыков А. В. Формализм. Социология искусства. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016.
Вицисла Э.
Беньямин и Брехт — история дружбы / Пер. с нем. под ред. С. Ромашко. — М.: Grundrisse, 2017.
Примечания
Roberts, J. Benjamin, Walter (1892—1940). Routledge Encyclopedia of Philosophy, Taylor and Francis, 1998.
A Handbook of Modernism Studies. Jean-Michel Rabaté (ed.) Wiley-Blackwell, 2013. P.3.
Witte, Bernd.
(англ.)
/ translated by James Rolleston. — Wayne State University Press, 1997. — 226 p. —
ISBN 9780814320181
.
Михаил Рыклин, Игорь Чубаров.
(неопр.)
. theoryandpractice.ru. Дата обращения: 3 сентября 2014.
3 сентября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 15 июля 2014.
1 октября 2020 года.
(неопр.)
Дата обращения: 12 апреля 2017.
13 апреля 2017 года.
(неопр.)
.
t.me
. Дата обращения: 23 февраля 2023.
22 февраля 2023 года.