Interested Article - Вот и мы, жизнь!

«Вот и мы, жизнь!» ( фин. Täältä tullaan, elämä! ) — фильм финского режиссёра ( 1980 ), ставший классикой финского молодёжного кинематографа . После выхода в прокат в 1980 году фильм посмотрели 382 024 зрителя, что сделало кинокартину самым посещаемым фильмом года в Финляндии .

Действие

Действие фильма происходит в конце 1970-х годов в Финляндии, его главные герои — трудные подростки , учащиеся спецкласса одной из хельсинкских школ. Юсси, Пете и Лиза — дети из неблагополучных семей, испытывающие проблемы со школьной дисциплиной и не желающие соответствовать требованиям общества , в котором живут. Из всех окружающих настоящую заботу о них проявляет только преподаватель спецкласса по прозвищу Папаша. Однако, он одинок в своём стремлении вырастить из подростков полноценных членов общества и сам оказывается вынужден простивостоять другим школьным учителям.

Фильм описывает несколько дней из жизни главных героев, показывая их взаимоотношения внутри семьи, в школе и между собой, а также отношение общества к проблемной молодёжи. Юсси и Пете прогуливают школу, выпивают, болтаются по городу, периодически нарушая закон. Режиссёр демонстрирует образ трудных подростков, дерзких и самоуверенных в общей компании, но совершенно беспомощных в ситуации, когда они вынуждены отстаивать свою позицию в одиночестве . Герои-подростки много говорят, но мало на что способны, а их громкие слова и вызывающее поведение (производящее устрашающее впечатление на учеников младших классов) резко контрастируют с их беспомощностью в реальных жизненных ситуациях . При этом режиссёр показывает и положительные стороны героев, способных к сочувствию и сопереживанию, что проявляется в первую очередь в их отношении к близким друзьям, а также животным, занимающим немалое место в жизни двух главных персонажей.

В итоге действие картины приходит к трагическому финалу, символизирующему предопределённость судьбы трудных подростков, которых общество считает «отбросами» .

В ролях

Дополнительные сведения об актёрском составе

  • Большинство ролей в фильме сыграли непрофессиональные актёры .
  • Исполнитель главной роли снялся в ещё в одном фильме («Милка» Рауни Моллберга, 1980 ), после чего оставил актёрскую деятельность, став оператором на телевидении .
  • Роль Лизы стала первой крупной ролью Кати Оутинен в кино. Здесь её впервые увидел режиссёр Аки Каурисмяки , для которого она впоследствии стала любимой актрисой .

Стиль съёмок: реализм и натурализм

«Вот и мы, жизнь!» принадлежит к направлению «архиреализма» ( фин. arkirealismi ) в финском кино, делющем особый акцент на аскетичном и грубом языке видеоряда . Только появившись на экранах, фильм поразил зрителей своей реалистичностью. Псевдодокументальный подход режиссёра становится очевиден уже с самых первых кадров фильма, в которых показана сцена настоящих родов.

Стремлением к документальности объясняется и привлечение к участию в фильме большого числа непрофессиональных актёров, а также проведение съёмок в обычных жилых кварталах и школах Восточного Хельсинки . В связи с этим картину также называют «первым финским фильмом о пригородах» ( фин. ensimmäinen lähiöelokuva ) .

Будучи финном и жителем Хельсинки, я считаю этот фильм одной из лучших лент, когда-либо снятых в Финляндии. Я бы отнёс его к жанру финского неореализма в кинематографе, если такой жанр вообще существует, поскольку Хельсинки начала 1980-х годов изображён в нём настолько реалистично, что фильм выглядит почти документальным. Я рос в Хельсинки в те годы и помню мой город именно таким, каким он показан в фильме. Холодным, враждебным и полным бетона.

Из отзывов на IMDb

Фильм в контексте молодёжной культуры

Пете (Тони Холмстрём) и Юсси (Эса Ниемеля) на фоне сквота.

Действие фильма относится ко времени зарождения интернационального панк-движения и финской «новой волны». Под влиянием новой молодёжной культуры в Финляндии начали появляться сквоты и организуемые самой молодёжью «сообщества живой музыки» . Эти приметы эпохи присутствуют и в фильме, хотя и не на переднем плане или в качестве главной темы. Молодые люди, называвшие себя панками, ощущали свою общность благодаря одинаковым музыкальным вкусам и общей панк-идеологии, однако главный герой фильма, Юсси, по словам Матти Салакки, кинокритика из университета Турку , был «из совсем другой сказки» . Он и его товарищи — это маргинальная молодежь, не испытывающая привязанности ни к чему. Они проводят время в сквоте с другими молодыми людьми, но не участвуют ни в каких акциях: для них сквот — просто место, где можно провести время, поскольку в школе и дома их ждут только проблемы .

Тем не менее, присутствующие в фильме элементы панк-культуры выполняют важную миссию создания общего контекста, в котором развивается основное повествование. Так, в начало фильма были включены кадры с концерта «отца финского панка» , проходившего в — одном из кварталов деревянной застройки в Каллио (район в центральном округе Хельсинки ), в конце 1970-х годов ставшим главным местом сбора местных панков, но снесенном городскими властями в начале 1980-х . По ходу развития сюжета в фильме также звучит музыка , другой легенды финского панка, а также заснят процесс сноса одного из хельсинкских сквотов.

Некоторые кинокритики считают, что режиссёр показал в фильме протестную молодёжную культуру того времени, восстававшую против общества, чтобы лучше представить личный бунт конкретных персонажей против доминирующего общественного порядка и их сопротивление школьному устройству и бюрократии .

«Вот и мы, жизнь!» и особенности финского молодёжного кинематографа

Молодёжные фильмы составляют довольно небольшую часть финского кинопроизводства . Тема шумных вечеринок и весёлого времяпровождения, часто присутствующая в американских молодёжных фильмах , полностью отсутствовала в финском кинематографе вплоть до конца 1980-х годов . Если голливудские проекты такого плана реализовывались с расчётом на получение доходов с молодёжной аудитории (что и обусловило интерес к «легкой» тематике), то в Финляндии упор делался на предостережение и просвещение молодого поколения. Присущие молодым «отклонения» от общепринятого поведения и стремление к веселью в финском кино рассматривались с точки зрения морали , а сам процесс взросления часто воспринимался как социальная проблема , что нашло отражение и в данной картине.

Награды

  • 1980 — (финский аналог премии Оскар ) лучшей съёмочной группе
  • 1980 — ежегодная почётная награда Humanismin käsi (дословный перевод — «Рука гуманизма») присуждена
  • 1981 — за лучший сценарий

Примечания

  1. — , 2006.
  2. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  3. Вариант перевода названия, также встречающийся в рунете — «Здесь начинается жизнь» , от 18 июля 2010 на Wayback Machine , от 28 августа 2010 на Wayback Machine
  4. от 25 июля 2018 на Wayback Machine (фин.)
  5. от 16 апреля 2009 на Wayback Machine (фин.)
  6. (недоступная ссылка) (англ.)
  7. (недоступная ссылка) (фин.)
  8. (англ.)
  9. от 18 июля 2010 на Wayback Machine (рус.)
  10. Кати Оутинен: «На мне лежит клеймо Каурисмяки» // Андрей Плахов , Елена Плахова. Аки Каурисмяки. Последний романтик. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006.
  11. (недоступная ссылка) (фин.)
  12. от 15 августа 2008 на Wayback Machine , от 15 августа 2010 на Wayback Machine , от 31 июля 2010 на Wayback Machine , от 26 апреля 2010 на Wayback Machine , от 18 ноября 2011 на Wayback Machine , от 25 августа 2009 на Wayback Machine и т. д.
  13. от 31 января 2011 на Wayback Machine (фин.)
  14. (англ.)
  15. Таких как, например, « Американские граффити » (1973) или « Бриолин » (1978).
  16. , Ylioppilaslehti (02/2000). Считается, что первый фильм, показавший новых подход к теме молодёжи снял в 1989 году Лаури Тёрхёнен («Insiders»).
  17. от 26 марта 2012 на Wayback Machine (фин.)
  18. от 11 апреля 2016 на Wayback Machine (англ.)
  19. (недоступная ссылка) (фин.)
  20. от 26 января 2010 на Wayback Machine (фин.)
  21. (англ.)

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Вот и мы, жизнь!