Огни большой деревни
- 1 year ago
- 0
- 0
«Огни городской окраины» ( фин. Laitakaupungin valot , в международном прокате англ. Lights in the Dusk ) — фильм, криминальная драма финского режиссёра Аки Каурисмяки , вышедшая на экраны в 2006 году. Лента была удостоена нескольких номинаций (из которых три победные) на национальные и международные кинонаграды, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля . Картина является завершающей частью «трилогии о неудачниках» ( англ. loser trilogy — по самоопределению автора ), которую поклонники и критики чаще называют «финской трилогией» .
Койстинен — сотрудник ночной охраны универсального магазина, человек мнительный и легко ранимый. Коллеги издеваются над ним, начальник за три года службы не может запомнить его имя. Им увлечена Айла — продавщица сосисок-гриль, но он не испытывает к ней симпатии. Внутреннюю пустоту он заполняет выпивкой. Играя на его душевном одиночестве, в баре с ним знакомится красивая девушка Мирья , которая в действительности — подруга главаря преступной группы, некоего Линдхольма . Койстинен искренне влюбляется в неё, но именно она помогает сообщникам похитить у охранника ключи, получить коды сигнализации и организовать ограбление ювелирного отдела. Подозрения в хищении драгоценностей падают на Койстинена, его арестовывают. Он получает два года тюрьмы, но освобождается раньше за примерное поведение. Устроившись на подсобную работу в ресторан, однажды он случайно в зале замечает Мирью с Линдхольмом. Койстинен преследует их и пытается ударить бандита ножом, но лишь легко ранит его. На помощь главарю приходят сообщники, они везут Койстинена в порт, там жестоко избивают и, истекающего кровью, оставляют умирать. Финал остаётся открытым — собственно смерть персонажа не демонстрируется.
Первые два фильма трилогии наполнены чёрным юмором , присущим режиссёру. В «Огнях городской окраины» его значительно меньше; если в финале и виден проблеск надежды, то в целом атмосфера ленты беспросветна. Предполагается, что к третьей части цикла Каурисмяки утратил веру в возможность победы в «борьбе маленького человека против системы» . Обозреватель «New York Post» считает картину одной из важнейших в творчестве кинематографиста и так отзывается о стилистике её видеоряда :
Большое количество крупных планов не улыбающихся лиц, обращённых в пустоту, минимальные диалоги, длинные статические эпизоды с персонажами, которые не делают совершенно ничего.
Критики неоднократно упоминают о духовном родстве и близости персонажа Койстинена с образом маленького одинокого бродяги, созданного Чарли Чаплиным в целой серии фильмов, венчает которую лента « Огни большого города » . Елена Плахова из журнала « Сеанс » считает, что фильм «Огни городской окраины» — парафраз чаплиновской картины, который, кроме того, возвращает зрителя к трагизму других фильмов финского режиссёра — « Девушки со спичечной фабрики » и « Преступления и наказания » .
Отзывы о картине иногда полярны. «New York Post» в своей рецензии на фильм утверждает, что если кто-то не знаком с творчеством Каурисмяки, то просмотр картины сделает его искренним поклонником творчества режиссёра .
Негативную критику многократно публиковали профильные издания США. Одну из наиболее острых оценок картине даёт еженедельник « The Village Voice », утверждая, что мелодраматический сюжет не вызывает сопереживания, игра актёров бездушна и лишена какой-либо эмоциональности. Аки Каурисмяки — «главный финский певец невозмутимого минимализма», — в очередной раз не нашёл причин для отказа от лаконичности и конформизма битников , которые он совершенствует с начала 1990-х годов . Обозреватель «Chicago Reader» полагает, что сюжет картины перегружен шаблонными ходами фильмов-нуар , а если режиссёр и создаёт интересные кадры, основанные на столкновениях цвета, то люди в этих эпизодах теряются и уходят на второй план .
Обзор мировой критики определённым образом пытается резюмировать журнал «Сеанс», который писал, что причина, по которой этот фильм «воспринят холоднее, чем прежние, в том, что режиссёр отказался от многих своих фирменных хохм и примочек, которые всем так нравились и всех так развлекали. Всех, но не его самого. Горечь подавила юмор, а трезвость в прямом и переносном смысле лишила картину галлюциногенного мерцания и сюрреалистического безумия. <…> Проверим своё впечатление через несколько лет: дистанция, которая все расставляет на свои места ».
Бюджет — 1 620 809 $
Сборы: