Interested Article - Карматское государство
- 2020-05-28
- 1
Карматское государство ( араб. دولة القرامطة ) — историческое государство карматов , существовавшее на востоке Аравийского полуострова в X—XI веках.
История
Карматы были течением шиитов- исмаилитов , которое появилось в 899 году в результате раскола после религиозных реформ Убайдаллаха аль-Махди , основателя династии Фатимидов . Те, кто остались верны прежним принципам, стали известны как карматы (вероятно, по имени Хамдана Кармата , хотя существует версия, что это он взял свой лакаб от имени группы ). В том же 899 году миссионеру ( даи ) исмаилитов Абу Саиду аль-Джаннаби удалось создать самостоятельное государство на востоке Аравии. После смерти Абу Саида бразды правления взяли на себя его потомки .
Карматы промышляли грабительскими набегами, в основном в Ираке . В 906 году они напали на караван, возвращавшийся из Мекки и перебили 20 тысяч паломников . В 919 году карматы разграбили Басру , год спустя — караван паломников-хаджи , в 925 году — Эль-Куфу , а в 929 году даже столицу халифата Багдад . Эти рейды достигли своего пика в 930 году, когда Абу Тахир , сын Абу Саида напал на Мекку во время хаджа , устроил резню паломников и увёз Чёрный камень Каабы в свою столицу в Эль-Хасе (ныне Эль-Хуфуф в Саудовской Аравии ) в качестве символа конца эры ислама .
В 931 году Абу Тахир признал молодого перса по имени Абу-ль-Фадль ожидаемым мессией ( махди ) и сделал его правителем Карматского государства. Катастрофическое 80-дневное правление махди из Исфахана привело к ослаблению основ карматской доктрины и уменьшению их влияния на карматские общины за пределами государства .
В 950 году карматы вернули Чёрный камень в Мекку после того, как Аббасидский халиф выплатил им крупную сумму денег. По другим сведениям, это было сделано по просьбе Фатимидского халифа аль-Мансур Биллаха .
В 968 году карматам удалось нанести поражение войскам Фатимидов в , в последующие годы они заняли Дамаск , Рамаллу и другие крупные города, но в 972—974 годах были вытеснены оттуда экспедиционным корпусом из Египта . В результате этих войн государство карматов раскололось и потомки Абу Тахира аль-Джаннаби стали править независимо на острове Бахрейн (Уваль) при поддержке Фатимидов .
К 976 году карматов вынудили уйти из Ирака, в 985 году они потеряли контроль над своими владениями в Йемене и Омане . В 987—988 годах была предпринята неудачная попытка набега на Багдад. Завоевания тюрок- сельджуков лишили их возможности проводить грабительские набеги в Ираке .
После смерти Абу Якуба Юсуфа в 977 году власть в стране перешла в руки членов Совета старейшин. В нём возникли враждующие между собой группы, которые объявили претензии на вакантный трон верховного правителя карматов. Эта ситуация усугубилась из-за беспорядков, которые устроили рядовые члены общины, недовольные правящей верхушкой .
Племенная междоусобица в Карматском государстве привела к потере Катара в 1073 году и Бахрейна в 1076 году . Ранее, в 1067 году пал осколок Карматского государства на острове Бахрейн . В 1077 году государство карматов окончательно пало под натиском местных племён под командованием сельджукского полководца Артука бен Эксюка . Общины карматов в других местах, которые всё ещё ждали возвращения « скрытого » мессии, со временем распались или были поглощены исмаилитами, лояльными Фатимидам .
После карматов власть в Восточной Аравии перешла в руки к представителям династии .
Политическое устройство
Карматское общество было построено на принципах коммунизма и эгалитаризма , за что некоторые современные авторы прозвали их « большевиками ислама» . Всё заработанное карматами поступало в общую казну, а дальнейшим распределением средств занимался Совет старейшин. Наиболее нуждающиеся члены общины могли рассчитывать на помощь из специального фонда . Земля и рабы были в собственности государства , а орудия и средства производства были частной собственностью .
Государственным управлением занимался выборный совет старейшин во главе с верховным правителем. По преданиям коренных бахрейнцев , все 300 сёл и 30 городов этого региона управлялись выборными старшинами. Из числа старшин избиралась ассамблея из 33 человек, которая формировала Совет из трёх человек во главе с духовным лидером и вождём — даи . Во времена правления Абу Мансура Ахмада (944—972) общиной управлял избираемый совет старейшин из шести человек и шесть их помощников. Для принятия решений совет должен был проголосовать единогласно .
Список правителей
- Абу Саид аль-Джаннаби (899—913)
- Абу-ль-Касим Саид аль-Джаннаби (913—923)
- Абу Тахир аль-Джаннаби (923—931)
- Абу-ль-Фадль аль-Исфахани (931)
- Абу Тахир аль-Джаннаби (931—944)
- Абу Мансур Ахмад (944—972)
- Абу Якуб Юсуф (972—977)
- Совет старейшин (с 977 года)
Религия
Основатель карматства Хамдан Кармат проповедовал учение о грядущем избавителе , установил коммунизм ( писал, что это касалось и жён , но насколько правдивы эти сведения — неизвестно ), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Аллах разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников-мусульман. Бахрейнские карматы стояли к исламу ближе, чем южноиракские: принципиально они не отвергали Корана , а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище « батиниты », то есть аллегористы ) . У карматов не было мечетей , они не совершали молитв и не соблюдали пост в месяц Рамадан , но они разрешали более ортодоксальным мусульманам , жившим среди них, соблюдать свои обычаи .
Примечания
- .
- ↑ , p. 445—446.
- ↑ Сенченко И. П. . — СПб. : Алетейя, 2020. — С. 45—47. — 420 с. — ISBN 978-5-00165-184-0 . 2 мая 2022 года.
- Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750—1517) . — 3-е, доп. и испр. — М. ; СПб. : АСТ ; , 2006. — С. 141. — 352 с. — (Историческая библиотека). — 1500 экз. — ISBN 5-17-039553-1 . — ISBN 5-478-00444-8 .
- ↑ , с. 101.
- ↑ Al-Jubouri I. M. N. . — Xlibris Corporation, 2010. — P. 101. — 380 p. — ISBN 9781453595855 . 12 мая 2022 года.
- ↑ , с. 88.
- Sevim A. Eksükoğlu Artuk // Ünlü Selçuklu komutanları: Afşin, Atsız, Artuk, ve Aksungur. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — S. 53—57. — 115 S. — ISBN 978-975-16-0248-0 .
- Adamec L. W. . — 3rd ed.. — Rowman & Littlefield, 2016. — P. 355. — 656 p. — ISBN 9781442277243 . 7 мая 2022 года.
- Engineer A. A. . — Orient Longman, 1980. — P. 208. — 248 p. — ISBN 9780861311743 . 2 мая 2022 года.
- ↑ , с. 98.
- ↑ , с. 87.
- , с. 100.
- ↑ , с. 86.
- Наука , 1974. — Т. 9 . — С. 150—164 . // Письменные памятники Востока. 1970 : ежегодник. — М. :
- Abu Bakr ibn 'Abdallah ibn Aibak Dawadari. Die Chronik des Ibn ad-Dawadari : [ нем. ] : in 9 Bd. / hrsg. von S. al-Munaggid ; Deutsches Archäologisches Institut. Abteilung Kairo. — Kairo ; Wiesbaden : Im Komm. bei Harrassowitz, 1961. — Bd. 6. Der Bericht uber die Fatimiden. — S. 55. — (Quellen zur Geschichte des islamischen Aegyptens). — ISBN 35-150-6234-3 . — ISBN 978-35-150-6234-3 . — OCLC .
- Крымский А. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 556—557.
- Grünebaum G. E. . — Routledge , 2017. — P. 141. — 260 p. — ISBN 9781351528092 . 7 мая 2022 года.
Литература
- / Madelung W. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by C. Dumont, and Miss M. Paterson. — Leiden : E.J. Brill , 1997. — Vol. 4. — P. 660–665. (платн.)
- / Daftary Farhad // The Princeton Encyclopedia of Islamic Political Thought / ed. by Bowering G.; Crone P. ; Kadi W.; Mirza M.; Stewart D. J.; Zaman M. Q.. — Princeton, N.J. : Princeton University Press , 2013. — P. 445—446. — xlviii, 656 p. — ISBN 978-0-691-13484-0 .
- Сенченко И. П. . — СПб. : Алетейя , 2019. — 576 с. — ISBN 978-5-907189-30-0 .
- Бодянский В. Л. . — М. : Наука , 1976. — 310 с.
- 2020-05-28
- 1