Interested Article - Мы (журнал)
- 2021-03-04
- 1
«Мы» — советский и российский ежемесячный литературно-художественный журнал для подростков. Выходил с 1990 по 2013 годы . Впервые учреждён Советским детским фондом им. В. И. Ленина . После распада СССР оказался в частной собственности. Первый номер вышел тиражом почти 2 млн экземпляров, составив серьёзную конкуренцию журналу «Ровесник» .
История создания
Журнал задумывался как первое в СССР литературно-художественное издание, предназначенное для подростков. Во вступительном слове к первому номеру журнала главный редактор Геннадий Будников подчёркивал это:
«За минувшие семь с лишним десятилетий истории страны и её литературы читатели — реальные и потенциальные, чей возраст издавна назывался отрочеством, впервые получают собственный толстый литературный — ещё раз подчеркну: именно литературный! — журнал».
Советский детский фонд имени В. И. Ленина выделил средства на издание журнала. Было учреждено издательство «ДОМ» под эгидой фонда. Первые номера печатались на хорошей бумаге в типографии А/О Принт-Юхтиёт Соинипринт Финляндия при посредничестве В/О «Внешторгиздат».
Целевая аудитория
Отвечая на вопрос, для кого создан журнал, главный редактор писал: «Мы» — для тех, кто, увы, прощается или уже простился с самой лучшей, самой беззаботной порой нашей жизни — детством. «Мы» — для тех, кто сделал шаг в зрелость, в пору взрослости, когда все вопросы — главные, все проблемы — важнейшие: надо отвечать, надо решать. Кто это сделает? Вы сами! И ещё — «Мы», ибо «Мы» — для вас" .
Целевой аудиторией были выбраны подростки 13—17 лет, интересующиеся литературой и искусством . Вступительное слово к юным читателям составил писатель Альберт Лиханов , председатель Правления Советского детского фонда имени В. И. Ленина:
«Вы — которым сегодня 13, 14, 15, 16, 17… Вы — которые твёрдо верят, что они уже взрослые, мудрые, самостоятельные, всё на свете постигшие, всё на свете умеющие, всё знающие, всеведущие… Вы — для кого мир открыт с четырёх сторон, а ветры в нём дуют молодые и резкие, пропахшие бензином и всё-таки лесом, дымом заводов и всё-таки свежей травой, канцерогенами и всё-таки цветами… Вы — кому входить в этот мир и брать его в свои руки… Вас много — почти два миллиона, — молодых, юных, тех, кому нужен свой журнал. За вами будущее. А значит, будет будущее и у вашего журнала. Потому что „Мы“ — это журнал для вас»
История
Главным редактором нового издания стал Геннадий Будников (бессменный главный редактор на протяжении всего периода существования журнала, а с 2002 года зарегистрирован как владелец). Технический редактор — Ольга Лазарева.
Редакционная коллегия: Сергей Абрамов , Игорь Ачильдиев (редактор отдела публицистики ), Альберт Лиханов , Дмитрий Мамлеев , Георгий Пряхин , Григорий Терзибашьянц (заместитель главного редактора).
К работе над журналом привлекались ведущие деятели культуры и искусства. Так, предисловие ко второму номеру написал Булат Окуджава .
В первый же год журнал столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями, и подписчики начали получать его лишь со второго полугодия 1990 года. В дальнейшем несколько номеров (№ 5-6, № 8-9 и № 11-12) пришлось сделать сдвоенными, при этом, если цена обычного журнала составляла 80 коп., сдвоенный номер стоил 1 руб. 60 коп. Тираж журнала к концу 1990 года упал на 400 тысяч экземпляров (с 1857000 до 1476650). Тираж первого номера 1991 года составил 1750000 экземпляров, но уже со второго номера заявлен 1000000.
С 1992 года журнал издаётся уже не под эгидой фонда. Перейдя на самоокупаемость , издание резко сократило количество подписчиков . В 1993 году первый номер вышел тиражом всего 320000 экз. Поднявшись к третьему номеру до 332000, тираж вновь упал. № 5-6 вновь выходит сдвоенным. В эти годы журнал печатается на газетной бумаге плохого качества в типографии издательства «Пресса». В обращении к читателю редакция открыто говорит о своих проблемах: «У журнала „Мы“ — самая низкая подписная цена. Хотя, поверьте, даётся это непросто, поскольку дотацию мы ни от кого не получаем, да и спонсоров у нас нет» .
В 1994 году тираж издания составляет уже 150000 экземпляров, а к восьмому номеру и вовсе падает до 90000. Журнал печатается в Московской типографии № 13. Первые номера выходят на типографской бумаге хорошего качества, затем вновь — на газетной.
К седьмому номеру 1995 года тираж снизился до 50000 экземпляров.
Несмотря на трудности, издание пыталось соответствовать читательским требованиям, публикуя актуальные материалы, стараясь привлечь аудиторию интересными и эксклюзивными фактами.
В 2000-х журнал выходил уже тиражом менее 10000 экземпляров (так, первый номер 2004 года имел тираж всего 7950 экземпляров). К тому времени заместителем главного редактора стал Игорь Васильев. В редакционную коллегию входили Сергей Есин , Леонид Жуховицкий , Геннадий Фролов .
Рубрики 1990-х
- Размышляем вместе. В рубрике поднимались актуальные вопросы, предполагавшие ответную реакцию со стороны читателя. В первом номере опубликована беседа с матерью Андрея Стебунова, погибшего в Афганистане .
- Проза, поэзия. Публикации известных и малоизвестных авторов. Большинство стихов и рассказов было написано ими в 10 — 17 лет и теперь представлено на суд их современных сверстников. В 1990 году были напечатаны произведения Валерия Алексеева , Валентина Берестова , Лидии Чарской (Вороновой-Чуриловой), Марины Москвиной , Александра Башлачёва , Яна Флеминга , Эльдара Рязанова , Сергея Абрамова , Василия Аксёнова , Агаты Кристи , Роберта Э. Хайнлайн . В последующие годы были опубликованы произведения Кира Булычёва , Говарда Фаста , Андрея Макаревича , Рекса Стаута , , Алексея Борычева , Константина Ваншенкина , Франсуазы Саган и др. Журнал открывает читателям новые имена, такие как Иван Орлов, Буало Нарсежак, Сол Стейн, Соланж Фаскель, Герд Прокоп, Пьер Дебри, Евгений Шкловский, Василий Головачёв . Также в данной рубрике публиковались произведения самих читателей ( «Проба пера» ).
- Вечная книга. Библейские легенды . Впоследствии вместо данной рубрики появился раздел «Наше вечное» , в котором публиковалось «Учение Христа, изложенное для детей Львом Толстым ».
- Говоря откровенно… Очерки, названные авторами «размышлениями о мифах и реалиях твоего поколения», по письмам читателей. В них открыто обсуждаются проблемы подростков: ранние половые связи, наркомания и пр. Впоследствии вместо неё была открыта рубрика «Тет-а-тет» , в которой поднимались аналогичные темы.
- Замечательные судьбы. Предполагалось, что в данной рубрике будут публиковаться очерки о жизни выдающихся людей, но журнал ограничился «Маленькими историями из жизни Вениамина Франклина» Вольдемара Балязина. С 1991 года появляется рубрика «Кумиры и звёзды» , которая, в принципе, заменяет данную. Первым героем становится Виктор Цой . Далее рубрика рассказывает об Арнольде Шварценеггере , Майкле Джексоне , Константине Кинчеве , Брюсе Ли , Дмитрии Харатьяне , Митхуне Чакраборти , Мадонне , Вере Сотниковой , Сильвестре Сталлоне . Также героями рубрики в последующие годы становятся Филипп Киркоров , Эдита Пьеха , Микки Рурк и др.
- Рок-энциклопедия. Раздел, посвящённый вначале советской рок-музыке , а затем и зарубежной эстраде. Автором первых трёх номеров был рок-журналист Андрей Бурлака , в то время — главный редактор журнала «РИО». Далее ведущие обзора менялись, но, в основном, за жизнью рок-тусовки следила Нина Тихонова. В 1990 году читателям со страниц журнала рассказали о группах « АукцЫон », « Телевизор », « АВИА », « Звуки Му », « Аквариум », « ДДТ », « Кино », « Браво », « Облачный край », « Nautilus Pompilius », « », « Мастер », « », « Манго-Манго », « Фристайл », « Любэ », « », « Мистер Твистер », « Вопли Видоплясова », а также певцах В. Преснякове и В. Панкове . В сдвоенном № 8 — 9 за 1990 год рок-энциклопедия представляла собой очерки с фестиваля «Рок чистой воды». С 1992 года постоянная рубрика «Рок-энциклопедия» заменяется на «Энциклопедию металлического рока» , в которой в алфавитном порядке даются переводные статьи о малоизвестных в России зарубежных рок-коллективах.
- Музыкальные страницы. Мозаика. С 1991 года появляется раздел, в котором печатаются короткие заметки новостного характера, зачастую уровня жёлтой прессы . Гостями «Музыкальной страницы» в разные годы были Наталья Ступишина (Анка), Дмитрий Маликов , Илья Резник , « Europe », Дитер Болен , « На-на » и др. С 1994 года «Мозаика» стала рассказывать не только о музыкантах, но и других «звёздах» шоу-бизнеса.
- Тусовка. Читательский клуб. Дискуссии на актуальные темы.
- Хочешь быть деловым? Рубрика начала действовать со второго номера. В ней поднимались вопросы профориентации , участия подростков в делах взрослых.
- О, спорт, ты вызов. Спортивная рубрика, которая появлялась лишь в нескольких номерах.
- На малом экране. Рубрика начала действовать с 1991 года и рассказывала о новинках видео-проката.
- Наше прошлое. Рубрика появилась в 1991 году. Посвящённая истории России , она рассказывала о семье царя Николая II .
- Телега жизни. Впервые рубрика появляется в шестом номере в 1991 году. Открыли её пятнадцатилетний Андрей Кормаш и Аркадий Аверченко . По заверению редколлегии журнала, в данном разделе должны появляться «лучшие юмористические произведения известных и просто талантливых авторов». Своё продолжение рубрика увидела только в 1995 году. Журнал стал печатать анекдоты , лимерики , произведения Марка Твена , Владимира Вишневского , Михаила Успенского , Игоря Иртеньева и других авторов.
- Мир твоих увлечений. Рубрика открыта с седьмого номера 1991 года. В ней печатаются статьи об интересных и загадочных явлениях ( Знаки зодиака , НЛО и другие).
- Планета-дайджест. Рубрика появляется в 1993 году. В ней рассказывается о событиях за рубежом.
- Встреча по вашей просьбе. В данном разделе, появившемся в 1994 году, публиковались интервью с известными людьми.
Некоторые рубрики сохранились в изданиях 2000-х годов.
Примечания
- - LiveLib
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2021-03-04
- 1