Interested Article - Хелпман, Роберт

Сэр Роберт Мюррей Хелпман ( 9 апреля 1909 , Маунт-Гамбир 28 сентября 1986 , Сидней ) — австралийский артист балета, актёр, режиссёр и хореограф, был удостоен ордена Британской империи . Начав свою карьеру в Австралии, в 1932 году переехал в Великобританию, где стал частью труппы Королевского балета под руководством его основателя Нинет де Валуа . Хелпман стал ведущим танцором труппы, партнёром сначала Алисии Марковой , а затем Марго Фонтейн . Когда Фредерик Аштон , главный балетмейстер , был призван на военную службу во время Второй мировой войны , Хелпман занял его должность, оставаясь также основным танцором.

С самого начала своей карьеры Хелпман был не только танцором, но и актёром. В 1940-х годах он всё чаще играл в театрах Олд Вик и в Вест-Энда . Большая часть его ролей была в пьесах Шекспира , он также играл в произведениях Шоу , Кауарда , Сартра и других. В качестве режиссёра его диапазон был широк — от Шекспира до оперы, мюзиклов и пантомимы .

В 1965 году Хелпман стал соруководителем Австралийского балета , для которого он создал несколько новых спектаклей, и в том же году стал лауреатом премии « Австралиец года ». В 1975 году он занял должность директора балетной труппы, но разногласия с правлением компании привели к его увольнению годом позже. Он работал режиссёром в австралийской опере и принимал участие в театральных постановках до 1980-х годов. И хотя он был театральным актёром, с 1942 по 1984 год Хелпман снялся в пятнадцати фильмах, среди которых « Один из наших самолётов не вернулся », « Красные башмачки », « Сказки Гофмана ».

Хелпман умер в Сиднее и был похоронен в кафедральном соборе Святого Эндрю. Имя Хелпмана было увековечено премией Helpmann Awards for Australian performing arts, учреждённой в его честь в 2001 году .

Жизнь и карьера

Ранние годы

Хелпман родился в Маунт-Гамбиере , Южная Австралия . Он был старшим из троих детей Джеймса Мюррея Хелпмана ( 1881 - 1927 ), биржевого агента и аукциониста , и его жены Мэри, урождённой Гардинер ( 1883 - 1970 ). Мэри Хелпман была страстно увлечена театром, и её страсть к искусству передалась всем троим детям. Младший брат Хелпмана Макс ( 1914 - 1987 ) и их сестра Шейла ( 1916 - 1994 ) связали свои жизни со сценой и телевидением .

По словам Кэтрин Уолкер, биографа Хелпмана, он был незаинтересованным и недисциплинированным учеником колледжа принца Альфреда в Аделаиде. Однако это не помешало ему стать учеником Анны Павловой , когда та была в гастрольном туре по Австралии в 1926 году . Он также тренировался у ведущего танцора труппы Павловой Алексиса Долинова . Затем он присоединился к продюсерской компании Дж. Уильямсона в качестве главного танцора мюзиклов, ревю и пантомим. Его первым спектаклем был « Frasquita» Франца Легара в 1927 году . Позже он появился в опереттах «Katinka» , « Веселая вдова », « The New Moon », « Queen High », « This Year of Grace ». Он выступал вместе с такими звёздами, как Глэдис Монкрифф, Мари Берк и Мэйзи Гэй.

Роберт Хелпман считал, что мельбурнский эксцентрик , радиоведущая, актриса и танцовщица Стефани Десте оказала большое влияние на его танцевальную и актёрскую карьеру .

Королевский балет Лондона

Хелпман впечатлил английскую актрису Маргарет Роулингс , которая гастролировала по Австралии. Она побудила его продолжить карьеру в Британии и познакомила с Нинет де Валуа , директором Королевского балета (позже названного балетом Сэдлера-Уэллса). В 1932 году он покинул Австралию и вернулся обратно только в 1955 году . Де Валуа приняла его в свою компанию. Он сразу произвёл на неё положительное впечатление; позднее она писала: «Всё в нём говорит о том, что он рождён артистом » — и отмечала его сильные стороны: «талантливый, увлечённый, чрезвычайно умный, великий человек, остроумный, милый, как обезьяна, быстрый, как белка, тонко чувствующий театр». В 1934 году , возможно, по предложению Роулингс, он добавил несколько букв к своей фамилии, чтобы придать ей более инородный и привлекательный вид.

Роберт Хелпман и Марго Фонтейн

В апреле 1934 года Де Валуа создала новый балет « The Haunted Ballroom» с Хелпманом и Алисией Марковой в главных ролях. В рецензии на спектакль The Times написали, что из всех солистов у Хелпмана были самые большие возможности, и он ими воспользовался . Хелпман в паре с Марковой принимал участие в балете Лебединое озеро , танцевал в опере и появился в театре под открытым небом в Риджентс-парк . В 1935 году он был ведущим танцором в ревью « Stop Press », поставленном на музыку Ирвинга Берлина . В театре « Sadler’s Wells » он танцевал главную роль в новом балете Де Валуа « The Rake’s Progress », а в 1936 году Фредерик Аштон поставил очень романтический балет « Apparitions » на музыку Ференца Листа с участием Хелпмана и Марго Фонтейн. Британская писательница и балетный критик Кэтрин Сорли Уокер пишет, что Хелпман и Фонтейн были «идеальными партнёрами», примером этому служит «их великолепное исполнение па-де-де в „Спящей красавице“». Помимо блестяще сыгранных романтических главных ролей, Хелпман стал известен своим даром к комедии. Сорли Уокер выделяет его роли в постановках « Коппелия », « A Wedding Bouquet » и « The Prospect Before Us ». Характерную роль дряхлого Красного Короля в балете Де Валуа « Checkmate » он впервые танцевал в возрасте 28 лет, а последний — в 1986 году , когда ему было 77 лет.

Не относящаяся к балету работа Хелпмана включала его участие в конце 1930-х годов в постановке Тайрона Гатри « Сон в летнюю ночь » в роли Оберона . В ней также принимали участие Вивьен Ли , исполнившая роль Титании, и Ральф Ричардсон в роли Боттома . Драматический критик « The Times » писал:

«В будущем мистеру Роберту Хелпману будет бесполезно притворяться, что он исключительно танцор балета первого ранга. Его танец, безусловно, придает силы Оберону, но его стихи поют в унисон мысли, наделяя персонажа силой. Оберон в исполнении Хелпмана руководит всей магией леса» .

Один из самых влиятельнейших критиков Лондона Джеймс Эгейт назвал Оберона в исполнении Хелпмана лучшим, которого он когда-либо видел. Во время работы в театре « Old Vic » Хелпман познакомился с режиссёром Майклом Бентолом, в партнерстве с которым они впоследствии часто работали вместе в театре.

1940-е годы

Во время Второй мировой войны балет Уэллса Сэдлера внёс незаменимый вклад в поддержку общественного духа. Труппа давала спектакли в Лондоне и гастролировала по провинциальным городам . Рабочее расписание Хелпмана часто требовало от него танцевать ведущие партии в трёх спектаклях за один день, а когда Аштон был призван на службу в 1941 году , Хелпман взял на себя дополнительную роль хореографа в труппе . Находясь вынужденно вне театра, Аштон наблюдал за ростом Хелпмана с чувством зависти. Их отношения становились напряжёнными . В военное время Хелпман создал несколько балетных постановок: « Comus» ( 1942 , по мотивам пьесы Комос Джона Мильтона ), « Birds » (1942, по произведению итальянского композитора Отторино Респиги ), « Miracle in the Gorbals » ( 1944 , история искупления по сценарию Бентола, на музыку Артура Блисса ) и свою версию « Гамлета » на музыку Чайковского . Окончив службу в королевских ВВС , в 1943 году Аштон создал новый балет для Хелпмана. « The Quest » — патриотическая повесть о Георгии Победоносце , на музыку Уильяма Уолтона , который, посмотрев балет, сказал, что Хелпман в главной роли «больше походил на дракона , чем на Святого Георгия» . Музыка выжила, балет нет .

В 1944 году Хелпман вернулся в театр « Old Vic » с главной ролью в оригинальной версии «Гамлета». После хвалебных рецензий на его Оберона рецензии на Гамлета были более сдержанными. Айвор Браун считал его персонажа «энергичным, умным и захватывающим» , Агат называл принца Хелпмана «самым душераздирающим» , а молодой Питер Брук находил стремительное исполнение Хелпмана очень захватывающим , но другие критики считали его легковесной интерпретацией, и мнения о качестве игры Хелпмана расходились. Во время войны Хелпман сыграл свои первые роли в кино: высокомерного предателя Де Йонга в фильме « Один из наших самолётов не вернулся » (1942) и комично суетливого епископа Эли в фильме Лоренса Оливье « Генрих V » (1944) .

В конце войны Дэвид Вебстер был назначен исполнительным директором Королевского оперного театра, ему было поручено вновь открыть его для оперы и балета после простоя в военное время . В дополнение к созданной им труппе он пригласил присоединиться к театру Де Валуа и её компанию . Спустя некоторое время из труппы образовались Королевский балет и Королевская опера . На торжественном открытии спектакля «Спящая красавица» Хелпман и Фонтейн возглавляли балетную труппу . Первой новой постановкой, поставленной во вновь открывшемся театре, был « Adam Zero » ( 1946 ) с либретто Бентола на музыку Блисса, хореографом и исполнителем главной роли выступил Хелпман. Публика хорошо приняла постановку, она была представлена в театре и на следующий год, но в основной репертуар так и не вошла .

В 1947 году Хелпман вместе с Бентолом взяли на себя обязанности художественного руководства театром Герцогини ( англ. Duchess Theatre ) в лондонском Вест-Энде . Они представили возрождение трагедии Джона Уэбстера « Белый дьявол » с Хелпманом в роли злодея Фламинео и Маргарет Роулингс в роли его столь же злодейской сестры Виттории . Зрители хорошо приняли постановку, но их следующая работа по произведению Леонида Андреева « Тот, кто получает пощёчины » не получила успеха . В том же году Хелпман начал работу над фильмом « Красные башмачки ». В этом фильме Хелпман вместе с Леонидом Мясиным выступили хореографами и актёрами . В сезоне 1948 года Хелпман присоединился к Королевской шекспировской труппе в Стратфорд-апон-Эйвон . Он сыграл главную роль в постановке « Король Иоанн », роль Шейлока в постановке « Венецианский купец », а также принял участие в новой постановке «Гамлета» .

1950-е годы

Роберт Хелпман и Марго Фонтейн. 1953

В 1950 году Хелпман впервые поставил оперу — « Мадам Баттерфляй » в Ковент-Гарден с Элизабет Шварцкопф в главной роли. Постановка пережила своего режиссёра: после многих перезапусков в последний раз её ставили в Королевском оперном театре в 1993 году . На следующий год он присоединился к Лоренсу Оливье и Вивьен Ли в театре Сент-Джеймс, где они представили шоу по мотивам шекспировских « Антоний и Клеопатра » и « Цезарь и Клеопатра ». Хелпман играл Октавия Цезаря в первой постановке и Аполлодора во второй . В следующем году он сыграл главную мужскую роль в пьесе Бернарда Шоу « The Millionairess », где главную женскую роль исполнила Кэтрин Хепбёрн . В промежутках между этими пьесами Хелпман снимался в фильме кинокомпании Powell and Pressburger « Сказки Гофмана », поставленном сэром Томасом Бичемом и Фредериком Аштоном. Хелпман играл всех четырёх злодеев в различных историях фильма, его голос дублировал валлийский бас Брюс Даргавел (1905—1985) .

В 1953 году Хелпман вернулся в Олд Вик , став режиссёром новой постановки драмы « Murder in the Cathedral » с Робертом Донатом в роли Бекета . В день коронации Елизаветы II в июне 1953 года Хелпман вернулся в Ковент-Гарден в качестве приглашённого артиста, чтобы станцевать принца Зигфрида в «Лебедином озере» . В следующем году там же он поставил оперу « Золотой петушок », выступив хореографом. Роли в опере исполняли: Маттивильда Доббс , Юг Адемар Кюэно и Герайнт Эванс . Следующий год принёс две контрастных режиссёрских работы: пьеса « Буря » в театре Олд Вик с Майклом Хордерном в роли Просперо, Ричардом Бёртоном в роли Калибана и Клэр Блум в роли Миранды. Затем последовал мюзикл Ноэля Кауарда « After the Ball », основанный на пьесе « Веер леди Уиндермир » Оскара Уайльда . Хелпман признал, что постановки по произведениям Ноэля и Уайльда не имели успеха.

В мае 1955 года Хелпман вернулся в Австралию , возглавив гастрольный тур театра Олд Вик по стране. В качестве приглашённой артистки турне была Кэтрин Хепбёрн . Хелпман сыграл Петруччо в « Укрощении строптивой », Анджело в « Мера за меру » и Шейлока в постановке «Венецианский купец» . В 1956 году Хелпман поставил «Ромео и Джульетту» с Джоном Невиллом и Клэр Блум в главных ролях . Позже эта постановка была представлена на Бродвее . В том же году он присоединился к труппе в качестве актёра, сыграв Шейлока в постановке «Венецианский купец», Лонса в постановке « Два веронца », Сатурния в постановке « Тит Андроник » и заглавную роль в « Ричард III » .

В 1957 году Хелпман сыграл главную роль в постановке Жан-Поля Сартра «Некрасов» , а затем взял на себя ведущую роль Себастьяна в комедии характеров « Nude with Violin » по пьесе Ноэла Кауарда, поставленной в Лондоне . С этим спектаклем Хелпман гастролировал по Австралии с 1958 по 1959 год .

1960-е годы

В начале 1960-х Хелпман в основном работал в театре. Он отказался от возможности сыграть роль вдовы Симоны в балете « (англ.) », поставленном балетмейстером Фредериком Аштоном. Хелпман сделал выбор в пользу участия в пьесе по произведению Жана Жироду « Duel of Angels», поставленной на Бродвее с Вивьен Ли и Мэри Юр в главных ролях . Перед австралийской публикой Хелпман вновь выступил в 1962 году , в рамках гастрольного тура с Вивьен Ли по Дальнему Востоку , Южной Америке и Австралии . В 1963 году он поставил свою шестую работу для Королевского балета Великобритании, « Elektra» на музыку Малькольма Арнольда с участием Нади Нерины , Дэвида Блэра, Моники Мейсон и Дерека Ренчера . Он также руководил новой постановкой «Лебединого озера» для труппы Королевского балета Великобритании, с дополнительной хореографией Фредерика Аштона. В этом же году он сыграл принца Туана в фильме «55 дней в Пекине» .

В 1962 году Пегги ван Прааг, ранее работавшая в Sadler’s Wells, основала новую труппу « Австралийский балет », который, как пишет Сорли Уокер, постепенно завоёвывал популярность как «труппа, живого молодого австралийского таланта, которому помогали такие звезды мирового уровня, как Эрик Брун , Рудольф Нуреев и Соня Арова» . Ван Прааг обратилась к Хелпману, чтобы тот создал новую постановку для труппы. Хелпман предложил историю, основанную на местных австралийских лирохвостах . Он был заинтересован в продвижении австралийских талантов и нанял Сидней Нолана для разработки костюмов и декораций и Малкольма Уильямсона для написания партитуры . Премьера работы под названием « The Display » состоялась на (англ.) в марте 1964 года , главную роль в ней исполнила Кэтлин Горэм .

Вернувшись в Лондон, в 1964 году Хелпман стал режиссёром и хореографом первой британской постановки мюзикла « Camelot », созданного поэтом Аланом Лернером в соавторстве с композитором Фредериком Лоу . Авторы мюзикла обратились к Хелпману с просьбой сыграть Мерлина в оригинальной бродвейской постановке, но из этого ничего не вышло. В лондонской постановке он стремился вернуть то, что не удалось американской постановке, дух книги « Король былого и грядущего », на которой основывалось шоу . Мюзикл получил прохладные отзывы, но совместная работа Хелпмана с художником-постановщиком Джоном Траскоттом была оценена как «великолепное зрелище». Мюзикл в постановке Хелпмана не сходил со сцены более года .

Успех « The Display » привёл к тому, что в 1965 году Хелпман был назначен соруководителем Австралийского балета. Его биограф Кристофер Секстон комментирует, что Хелпман и Ван Прааг «дополняли друг друга своими разными навыками: она педагог и администратор, он яркая звезда, которая „живёт в самолётах“. Он проводит шесть месяцев в году за границей и привлекает международные имена для выступления в театре» .

В 1960-х Хелпман снялся ещё в двух фильмах. В 1966 году он сыграл Венга в фильме « Меморандум Квиллера », а в 1968 году — «Ловца детей» в картине « Chitty Chitty Bang Bang ». Один критик заметил: «Им будут вечно пугать детей как сумасшедшим ловцом детей». Другие назвали роль Хелпмана «самой зловещей, которую когда-либо видели в фильмах ».

В 1968 году Хелпман был назначен художественным руководителем фестиваля Аделаиды 1970 года , он провёл много времени в поисках исполнителей для него. Помимо австралийских талантов, он стремился привлечь на фестиваль всемирно известных исполнителей .

1970-е года

Под руководством Хелпмана состав участников фестиваля 1970 года в Аделаиде был, по общему согласию, впечатляющим . Среди участников была королевская шекспировская труппа во главе с Джуди Денч и Дональдом Синденом в « Зимней сказке » и « Двенадцатой ночи »; Бенджамин Бриттен и Питер Пирс привезли английскую оперную группу. В рамках фестиваля были также организованы художественные выставки из Помпеи и Мексики . Танец был представлен не только австралийским балетом, но и Королевским тайским балетом, балийской танцевальной труппой и ансамблем народного танца Грузии . Приглашённым артистом Австралийского балета в возрождённой постановке «Гамлета» Хелпмана, был Рудольф Нуреев. Эта новая постановка в репертуаре труппы Австралийского балета вызывала восхищение публики . Нуреев также представил свою версию классического балета Мариуса Петипа « Дон Кихот », где он танцевал романтическую партию Базиля с Хелпманом в главной роли печального рыцаря. Это был первый раз, когда два танцора работали вместе; они с энтузиазмом приняли возможность совместной работы и продолжили свои плодотворные профессиональные отношения. Нуреев продолжал играть старую роль Гамлета Хелпмана в новой постановке балета 1942 года , и оба снялись в фильме «Дон Кихот» с австралийской труппой в 1973 году , показанном на международном уровне и впоследствии опубликованном на DVD .

Совместная игра Хелпмана и Фредерика Аштона в комическом балете с переодеванием « (англ.) » (хореография Фредерика Аштона), где оба играли уродливых систёр, к 1970-м годам стал популярной постановкой в Ковент-Гарден. Он пользовался полярностью еще с момента премьеры в 1948 году . В 1972 году Хелпману удалось уговорить Аштона присоединиться к нему в новой постановке для Австралийского балета, но, несмотря на настойчивые уговоры Хелпмана, Аштон так и не создал для этой труппы новую постановку, хотя и представил для них новую версию своей постановки балета « La fille mal gardée ». .

Биограф Хелпмана Элизабет Сальтер отмечает, что 1974 год был «годом катастрофы» для обоих директоров Австралийского балета . Пегги Ван Прааг была вынуждена уйти в отставку из-за болезни, а партнёр Хелпмана, Майкл Бентхолл, умер. С 1940-х годов они жили вместе в Лондоне, Хелпман тяжело переживал потерю .

1974 год был также годом последнего балета, созданного Хелпманом, « Perisynthyon». Он заказал партитуры сразу у двух австралийских композиторов, но, не найдя удовлетворения от результата обоих, обратился в последний момент к Первой симфонии Сибелиуса . Изменения в выборе музыки в последний момент привели к тому, что танцорам не хватило времени на подготовку, и пьеса не получила хороших отзывов . На следующий год разногласия между Хелпманом и правлением Австралийского балета достигли своего апогея . Он открыто заявлял о неадекватности бюджета, выделяемого на развитие Австралийского балета, и отказывался сокращать расходы на том основании, что это нанесло бы ущерб как в художественном, так и в техническом плане. Он публично дал понять, что, по его мнению, в совете директоров «преобладают люди с деньгами, которые не имеют ни опыта, ни понимания в художественных вопросах». Правление решило, что он должен уйти, и постаралось потихоньку освободить его. Он не стал сотрудничать и дал понять, что его уволили: «я хочу, чтобы зрители и танцоры знали, что я не принимал сам решения покинуть их. Я бы остался с ними до самой смерти

В 1977 году Питер Райт, директор Бирмингемского королевского балета , пригласил Хелпмана выступить с труппой в двух постановках, где он играл главные роли: красного короля в « Checkmate » и доктора Коппелиуса в « Coppélia ». В течение последних нескольких лет британские зрители балета почти не видели его в главных ролях, его возвращение было встречено с большим энтузиазмом . Балетный критик The Times описал Коппелиуса как «ожившую легенду» , а его коллега по Financial Times написал, что "британский балет должен быть обязан Хелпману — его нынешние выступления в « Coppélia» и « Checkmate» показывают его величие, как артиста балета " .

1980-е годы

В 1981 году Хелпман поставил новую версию своего балета «Гамлет», на этот раз с участием Антони Доуэлла . Спектакль был представлен сначала в Ковент-Гардене, а затем переехал в Нью-Йорк . В Сиднее Хелпман поставил оперу Георга Фридриха Генделя « Альцина », а в США — шоу одной женщины о Саре Бернар « Sarah in America » с Лилли Палмер в главной роли . В следующем году он появился с Дайаной Ригг в мюзикле Харви Шмидта « Colette », который был представлен в Сиэтле , но так и не попал на Бродвей . Затем была его последняя главная роль на британской сцене, он сыграл кардинала Пирелли в постановке Сэнди Уилсона « Valmouth» на Чичестерском театральном фестивале.

В 1983 году Хелпман поставил оперу Гуно « Ромео и Джульетта » в Сиднее , а позже в том же году появился на той же сцене в роли пожилого Боси в пьесе Джастина Флеминга об Оскаре Уайльде « The Cobra ». В 1984 году вместе с Гуги Уитерс и Джоном Мак Каллумом он гастролировал с пьесой Теда Уиллиса « Stardust ». В ходе гастролей он также успел вместе со своей сестрой Шейлой, сняться в двух эпизодах австралийской мыльной оперы « A Country Practice », которые в 1985 году были показаны на экране . В начале 1985 года Хелпман находился в США, он руководил запуском оперетты « The Mery Widow » для оперы Сан-Диего. В июне в Сиднейском оперном театре он поставил « Пуритане » Винченцо Беллини с Джоан Сазерленд в главной роли. Его собственное последнее выступление на сцене было в роли Красного короля в « Checkmate » с Австралийским балетом в Сиднее в мае 1986 года .

Хелпманн умер от эмфиземы в Сиднее 28 сентября 1986 года . Похороны прошли в соборе Святого Эндрю в Сиднее .

Примечания

  1. Sir Robert Helpmann // (англ.)
  2. Sir Robert Helpmann // (англ.) — 2000.
  3. Christopher Sexton. . Australian Dictionary of Biography . National Centre of Biography, Australian National University (19 мая 2019). Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  4. . he Advertiser (4 декабря 1926). Дата обращения: 3 июня 2020. 25 сентября 2021 года.
  5. . Дата обращения: 3 июня 2020. 25 сентября 2021 года.
  6. Sorley Walker (1998) стр.9
  7. De Valois, стр.11
  8. «Sadler’s Wells Ballet», 4 апреля 1934, стр. 10
  9. "Adelphi Theatre" (англ.) // The Times . — 1935. — 22 февраля.
  10. Quoted in Sorley Walker 1998 год, стр. 37
  11. "Old Vic" (англ.) // The Times . — 1937. — 28 December.
  12. Sorley Walker (1987 год), стр. 233
  13. Sorley Walker (1987 год), стр. 231
  14. Sorley Walker (1998 год), сс. 63-64
  15. Anderson сс. 310—311
  16. Palmer, Christopher. (1990). Дата обращения: 9 июня 2020. 29 мая 2019 года.
  17. Brown, Ivor. "Theatre and Life". — The Observer. — 13 февраля 1944.
  18. Quoted in Howard, с. 122
  19. Mazer, стр. 98
  20. Sorley Walker (1998 год), сс. 53 и 69
  21. Haltrecht, с. 51-52
  22. Haltrecht, сс. 60 и 68
  23. Haltrecht, сс. 210—213 и 303
  24. Sorley Walker (1998), сс. 251—252
  25. . Royal Opera House performance archive (15 марта 2016). Дата обращения: 12 июня 2020. 15 марта 2016 года.
  26. Gaye, сс. 723—724
  27. Duchess Theatre (англ.) // The Times . — 1947. — 7 March. — P. 6 .
  28. Sorley Walker (1998), стр. 254
  29. . . Royal Opera House performance archive. (27 мая 2019). Дата обращения: 12 июня 2020. 12 июня 2020 года.
  30. "New Theatre" (англ.) // The Times . — 1952. — 28 June. — P. 8 .
  31. . www.bfi.org.uk . British Film Institute (27 мая 2019). Дата обращения: 12 июня 2020. 7 января 2019 года.
  32. The Old Vic" (англ.) // The Times . — 1953. — 1 April.
  33. . Royal Opera House performance archive (27 мая 2019). Дата обращения: 18 июня 2020. 20 июня 2020 года.
  34. "The Old Vic" (англ.) // The Times . — 1956. — 13 June.
  35. Sorley Walker (1998), стр. 275
  36. Sorley Walker (1998), сс. 278—279
  37. "Spectacular Helpmann dance-drama" // he Times. — 1963. — 27 марта.
  38. Kennedy, James. "Helpmann's Elektra" // The Guardian. — 1963. — 27 марта.
  39. Bland, Alexander. "Helpmann aims too low" // The Observer. — 1963. — 31 марта.
  40. Sorley Walker (1998), сс. 411—412
  41. Sorley Walker (1998), стр. 412
  42. "A Camelot Made In England" (англ.) // The Times . — 1964. — 10 August.
  43. "Theatres" (англ.) // The Times . — 1965. — 1 November.
  44. Chapman, Gary. "Starchoice" (англ.) // The Times . — 2005. — 26 March.
  45. Sorley Walker (1998), сс. 423 и 426
  46. Sorley Walker (1998), стр. 426
  47. . The Canberra Times (7 марта 1970). Дата обращения: 19 июня 2020. 30 мая 2019 года.
  48. Anderson, стр. 99; Salter, сс. 217 и 222; Sorley Walker (1998), стр. 422
  49. . Wayback Machine,Royal Opera House performance archive (7 апреля 2016). Дата обращения: 19 июня 2020. 7 апреля 2016 года.
  50. Sorley Walker (1998), сс. 429—430
  51. Salter, стр. 238
  52. Sorley Walker (1998), стр. 434; и Salter, стр. 238
  53. Sorley Walker (1998), стр. 432—433
  54. Sorley Walker (1998), стр. 437
  55. Percival, John. "Comic legend returns" (англ.) // The Times . — 1977. — 3 мая.
  56. Crisp, Clement. "Ballet" // The Financial Times. — 1977. — 3 мая.
  57. Sorley Walker (1998), стр. 442—443
  58. Sorley Walker (1998), сс. 442—443
  59. Sorley Walker (1998), сс. 443—444

Ссылки

Источник —

Same as Хелпман, Роберт