Аббондати, Джордано
- 1 year ago
- 0
- 0
«Триумф Галатеи» — картина итальянского художника Луки Джордано из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина иллюстрирует эпизод из « Метаморфоз » Овидия : нереида Галатея была влюблена в Акида , однако домогавшийся её циклоп Полифем убил Акида (XIII, 740—899). Изображена финальная сцена: Галатея, увидев кровь Акида, истекающую из-под камня, превратила Акида в реку:
Кусок отломал он утеса
И запустил. И хотя лишь одной оконечностью камня
В Акида он угодил, целиком завалил его тело.
Я совершила тут все, что судьбы свершить дозволяли,
Чтобы прадедову мощь получил погибающий Акид.
Алая кровь из-под глыбы текла; чрез короткое время
Слабый пурпуровый цвет исчезать начинает помалу.
Вот он такой, как у рек от весеннего первого ливня;
Вскоре очистился; вот зияет, расколота, глыба,
И из расщелин живой вырастает тростник торопливо,
Рот же отверстый скалы зазвучал извергаемой влагой.
Дело чудесное! Вдруг выступает, до пояса видев,
Юноша, гибкими он по рогам оплетен камышами,
Он, — когда бы не рост и ее лик совершенно лазурный, —
Акидом был. В самом деле уже превратился мой Акид
В реку: доныне поток сохранил свое древнее имя.
(XIII, 882—897; пер. с лат. С. В. Шервинского )
В левом нижнем углу картины имеется подпись художника: Jordanus F . Обстоятельства создания картины и её ранняя история не установлены. Она находилась в собрании советника Берлина Трибля; вероятно Трибль купил картину в Париже , где была сделана гравюра с картины работы Жака Боварле. В 1771 году картина была куплена у Трибля для Эрмитажа . В XIX веке картина хранилась в Таврическом дворце . В начале XX века картина была вставлена в потолочный плафон фойе Эрмитажного театра и была исключена из эрмитажных каталогов. В начале 1970-х годов её сняли с плафона и заменили современной копией . С начала лета 2021 года выставляется в Запасной галерее Зимнего дворца , зал 344.
Немецкий искусствовед
в своём обзоре эрмитажного собрания, выпущенном в 1827 году, назвал картину «Венера с нимфами, тритонами и другими морскими божествами» . Действительно, ряд сюжетов Луки Джордано, ранее считавшихся «Триумфом Венеры», впоследствии были переопределены как «Триумф Галатеи» .Существует копия с картины, выполненная в конце XVIII века. Эта копия выставлена на парадной лестнице бывшего дома Лазаревых на Итальянской улице в Санкт-Петербурге , ныне — Театр музыкальной комедии .
Известна парная картина, «Похищение Европы», которая также была куплена у Трибля для Эрмитажа . Кроме того, существуют две картины большего размера, однако вместе с эрмитажными составляющие единую серию — «Суд Париса» и «Похищение сабинянок»; эти картины были куплены у Трибля королём Фридрихом II для дворца Сан-Суси в Потсдаме , где они и находятся в настоящее время. Все эти картины имеют стилистическую близость к «Галатее» Джордано из собрания Палаццо Питти во Флоренции и датируются по аналогии с ней 1675—1677 годами .