Interested Article - Дусе, Жак (модельер)
- 2020-05-28
- 1
Жак Дусе ( фр. Jacques Doucet ; 19 февраля 1853 , Париж , Франция — 30 октября 1929 , там же) — французский модельер , коллекционер и меценат .
Биография
Жак Дусе родился в 1853 году в Париже , он был первым ребенком Эдуарда Дусе и Матильды Гоннар . Годом позже у него появилась сестра Мария. Дусе происходил из семьи продавцов одежды. Его дед Антуан в 1816 году начал своё дело, которое продолжил его сын Эдуард. С 1840 года семья жила и держала магазин на знаменитой модными домами улице де ла Пэ , где и родился Жак. С 1858 года Дом Дусе фигурировал в списке домов высокой моды Парижа. В 1869 году был продан галантерейный отдел, и Дом сосредоточился на женской продукции.
Модельер
Жак Дусе присоединился к семейному делу около 1874 года . К концу века он стал наряду с Чарльзом Уортом одним из самых известных модельеров Прекрасной эпохи . У Дусе одевались титулованные особы, актрисы и дамы полусвета. На протяжении многих лет он одевал актрису Режан . Среди его клиенток были среди прочих Лиана де Пужи , Каролина Отеро , , Эмильена д’Алансон и Сара Бернард . Для последней он придумал белый костюм в котором она появилась в пьесе .
Дусе создавал вечерние туалеты и платья для дома, так называемые чайные платья. В его работах преобладали пастельные тона. Платья отличались легкостью и элегантностью. Одним из самых любимых материалов Дусе было кружево. Для украшения использовались шелковые ленты, цветы, перья и бисер. В вышивке преобладали интерпретации цветов и насекомых в стиле ар нуво . В его ателье в разное время работали Поль Пуаре и Мадлен Вионне .
Первая мировая война привнесла изменения в женщин и их одежду. Дусе не удавалось идти в ногу со временем. В 1924 году его модельный дом объединился с фирмой Дуйе, и обе закрылись в 1932 году .
Коллекционер и меценат
Еще в молодости Жак Дусе начал интересоваться картинами его современников импрессионистов . В возрасте двадцати одного года он совершил свою первую покупку, это была картина Рафаэлли . В 1875 — 1880 годах он начал интересоваться искусством восемнадцатого века , и оно стало ядром его зарождающейся коллекции . Для её размещения в 1904 году архитектором Луи Пареном был построен трёхэтажный особняк на улице Спотини. Туда Дусе переехал только в 1907 году , предварительно проведя тщательный отбор предметов искусства, которые хотел там видеть. Остальные были выставлены на продажу в мае 1906 , среди них картины и рисунки Буше , Ватто , Натье и других . Каждое воскресенье двери особняка были открыты для желающих приобщиться к искусству. С 1906 года он начал интересоваться искусством Востока и при покупках советовался с востоковедом . В его коллекции были среди прочего голубые вазы эпохи Канси , , фазаны Цяньлуна .
После инцидента в личной жизни, Дусе решил продать дом и коллекцию. Торги проходили с 5 по 8 июня 1912 года в галерее . К ним был выпущен каталог в трех томах с иллюстрациями представлявший рисунки, пастели, картины, скульптуры и мебель. Составлением каталога занимались один из хранителей Лувра , библиотекарь Национальной библиотеки и историк искусства из . Среди проданных картин были портреты герцога и герцогини Альба кисти Гойи , «Жертва Минотавра» и «Огонь и порох» Фрагонара , «Мыльные пузыри» и «Карточный домик» Шардена , «Омаи» Рейнольдса , «Прачки у фонтана» Робера , портреты кисти Ларжильера , Дюкрё , Лоуренса , Перронно и многие другие. «Портрет Дюваля де л’Эпинуа» Латура приобрел , обойдя своих соперников по ставкам, за шестьсот тысяч франков. На тот момент это была самая большая сумма, заплаченная за картину во Франции . Три дня торгов принесли Дусе почти четырнадцать миллионов франков.
Библиофил
Библиотека искусства и археологии
Жаку Дусе было известно что студенты, преподаватели и исследователи сталкивались с дефицитом информации и документов по истории искусства. Поэтому в 1908 году он начал проект по созданию коллекции книг и документов, которой дал название Библиотеки искусства и археологии. С помощью своего первого библиотекаря он создал библиотеку, охватывающую искусство всех стран и времен. Среди других специалистов, помогавших Дусе консультациями и книгами, были синолог Эдуард Шаванн , археолог Саломон Рейнах , востоковеды и Поль Пеллио и многие другие . Дусе также финансировал исследования и поездки в интересах библиотеки, например путешествие Виктора Сегалена в Китай.
Дусе уделял внимание фотографии как источнику и средству хранения информации. Он обустроил на улице Спотини своё ателье. Особенно актуальна была фотография для документирования труднодоступных археологических раскопок Азии. Востоковед Виктор Голубев предоставил библиотеке снимки, сделанные в Индии. Прежде чем заказывать оригинальные снимки, была проведена работа по поиску уже существующих. Дусе лично связывался с фондами Лувра , Британским музеем , фирмами Алинари и Соммер, предоставившими данные по истории древнего мира . Он заказывал копии важных документов из музеев по всему миру.
Меценат также решил создать собрание рисунков периода конца XIX — начала XX века. В письме Рене-Жану свой замысел он описывал так: «Рисунки, которые будет включать собрание, должны будут, в своей совокупности, давать представление о крупных течениях в искусстве, а их детали объяснять происхождение произведений художников и изменения духа последних ». В том же письме он обозначил восемь течений и групп артистов, рисунки которых должна была иметь библиотека.
В 1918 году он передал библиотеку в дар Парижскому университету . С 2013 года она входит в фонды .
Литературная библиотека
Галерея
-
1909
-
1912/1913
-
1913
-
1913
-
1913
-
1914
Примечания
- , с. 41.
- , с. 83, 89, 552.
- , с. 70.
- , с. 70, 71.
- , с. 75.
- , с. 76.
- , с. 81, 82.
- , с. 141.
- , с. 149, 150.
- . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
- , с. 108, 109.
- , с. 118.
Комментарии
-
В оформлении особняка Жака Дусе на
Rue Saint James
, 33 в пригороде Парижа
Нёйи-сюр-Сен
помимо
Йожефа Чаки
принимали участие:
- Анри Лоран (фонтан),
- Жак Липшиц (украшение камина),
- Луи Маркусси (кубистический ковёр),
- и другие.
- , французский , иллюстратор и .
- „Les dessins que [le cabinet] réunira devront, dans leur ensemble, résumer les grands remous artistiques, et dans leur détail, servir à expliquer la genèse d'œuvre d’artistes et l'évolution de l’esprit de ces derniers.“
Литература
- François Chapon. C'était Jacques Doucet. — Fayard, 2006. — 546 с. — ISBN 978-2213630298 .
- François Chapon. Mystère et splendeurs de Jacques Doucet. — Paris: Éditions J.-C. Lattès, 1984. — 416 с. — ISBN 978-2213630298 .
- Elizabeth Ann Coleman. Opulent Era: Fashions of Worth, Doucet and Pingat. — New York: Thames & Hudson, 1989. — 208 с. — ISBN 0-500-01476-0 .
- Jean-François Revel. Jacques Doucet, couturier et collectionneur // L'oeil: revue d'art mensuelle. — 1961. — № 84 . — С. 44-51 . — ISSN .
См. также
Ссылки
- 2020-05-28
- 1