Interested Article - Ассия Джебар
- 2021-07-19
- 1
Ассия Джебар ( фр. Assia Djebar , бербер. ⴰⵙⵢⴰ ⴷⵊⴱⴰⵔ ), собственно Фатима Зохра Ималаен , фр. Fatima-Zohra Imalayen , 30 июня 1936 , Шершель — 6 февраля 2015 , Париж ) — алжирская писательница и кинорежиссёр . Основные темы её романов — Алжирская война и положение женщины-мусульманки.
Биография и творчество
Ассия Джебар родилась в 1936 году в семье учителя французского языка . С 1980 года жила во Франции . Член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии .
Большинство её работ — о трудностях женщин с точки зрения феминистки . Автор романов «Жажда» (1957), «Алжирские женщины на своей половине дома» (1980), «Любовь, фантазия» (1985), «Далеко от Медины» (1991), «Огромная тюрьма» (1995).
В 1969 году публикуется написанная Ассией Джебар в соавторстве с Уахидом Карном пьеса «Красная заря». 40 персонажей объёмной пьесы представляют практически все население Алжира времени войны за независимость. Из четырёх главных героев ведущая роль отведена Поэту — слепому сказителю с мандолиной на площади провинциального городка. Поэт читает классические стихи, слышит на площади стрельбу и помогает скрыться юноше, застрелившему предполагаемого предателя. Юноша уходит в горы, а Поэт сам берёт в руки оружие, убивает одного из патрульных и после пыток подвергается казни.
В масштабном эпическом романе «Любовь и фантазия» (1985, включён в список 12 лучших африканских книг XX века ) Ассия Джебар соединяет два параллельных временных плана: историческую хронику завоевания французами Алжира во второй четверти XIX века и личную биографию героини, живущей во время Алжирской войны 1950-х годов. Жуткие, кошмарные, ужасные сцены первой войны, сопровождавшейся истреблением целых племён, убийств матерями грудных младенцев, накладываются на не менее жестокие сцены войны второй, «отвоевания» алжирцами своей земли. Наряду с голосом главной героини романа, сомневающейся в своей идентичности и ощущающей чуждость соплеменницам, в книге звучат голоса многих алжирских женщин, « хор бессловесных рабынь, прорвавший плотный мрак молчания ». Совмещая временные и пространственные планы, Джебар приходит к выводу, что Алжир заплатил страшную цену за наступление Нового времени, сопровождавшегося и новым пониманием свободы, пробуждением самосознания нации и стремления покончить с любым рабством — как внешним, так и внутренним гнётом традиций. По словам российского литературоведа Светланы Прожогиной , « оба повествования посвящены общей теме пробуждения и возмужания человека, народа, нации, страны, духовного прорыва из плена, из несвободы и рабства к прозрению, обретению собственного „я“, собственного голоса, права на собственную жизнь… »
В цикле новелл «Оран, мёртвый язык» (1997) Джебар обращается к годам, последовавшим за получением независимости Алжира, и показывает, как исламские фанатики искореняли любые намёки на женскую эмансипацию: все те женщины, кто получили европейское образование, или даже просто осмеливавшиеся встречаться в кафе с мужчиной, особенно часто становились жертвами в годы фундаменталистского «террора».
Героинями романа «Непогребённая» (2002) становятся убитая французами партизанка, а затем её дочь, решающая и в дальнейшем бороться за Свободу.
Ассия Джебар умерла в 2015 году в Париже в возрасте 78 лет .
Произведения
Романы
- La Soif , 1957 («Жажда», рус. пер. С. Прожогиной, 1990)
- Les Impatients , 1958 («Нетерпеливые», рус. пер. В. Орлова, 1990)
- Les Enfamts du Nouveau Monde , 1962
- Les Alouettes naïves , 1967
- Poème pour une algérie heureuse , 1969
- Rouge l’aube
- L’Amour, la fantasia , 1985 («Любовь и фантазия», рус. пер. Н. Световидовой, 1990; включён в список ста лучших африканских книг XX века )
- Ombre sultane , 1987
- Loin de Médine , 1991
- Vaste est la prison , 1995
- Le blanc de l’Algérie , 1996
- Femmes d’Alger dans leur appartement , 2002
- La femme sans sépulture , 2002
- La Disparition de la langue française , 2003
- Nulle part dans la maison de mon père , 2007
Фильмы
- La nouba des femmes du Mont Chenoua . 1977
- La Zerda ou les chants de l’oubli , 1979
Издания на русском языке
- Джебар А. Избранное. / Сост. и пред. С. Прожогиной. М.: Радуга, 1990. 523 с. ISBN 5-05-002502-8 (включает романы «Жажда», «Нетерпеливые», «Любовь и фантазия»)
Признание
Лауреат Международной Нейштадтской литературной премии ( 1996 ) , Премии мира немецких книготорговцев ( 2000 ) и других наград за достижения в области литературы и кино. Член Французской Академии ( 2005 ).
Примечания
- ↑ (англ.) — 1990.
- Assia Djebar // (фр.) — 2007.
- Assia Djebar // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑
- Дата обращения: 11 ноября 2020. 12 ноября 2020 года.
- , с. 301—304.
- , с. 194—197.
- , с. 54.
- , с. 70—71.
- , с. 71—72.
- . Дата обращения: 8 июля 2023. 10 апреля 2023 года.
-
.
El Watan
. 2015-02-07.
из оригинала
7 февраля 2015
. Дата обращения:
7 февраля 2015
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|accessdate=
and|access-date=
( справка ) (фр.) - . worldliteraturetoday.org. Дата обращения: 14 ноября 2020. 1 апреля 2016 года.
Литература
- Прожогина С. В. Литература на французском языке // История национальных литератур стран Магриба. В 3 кн. Кн.1. Литература Алжира.. — М. : Наука-Вост. лит., 1993.
- Прожогина С. В. Магрибинский франкоязычный роман. // История романных форм в литературах Африки. — М. : Вост. лит., 2010.
- Clerc J.-M. Assia Djebar: écrire, transgresser, résister. Paris: L’Harmattan, 1997
- Calle-Gruber M. Assia Djebar, ou, La résistance de l'écriture: regards d’un écrivain d’Algérie. Paris: Maisonneuve et Larose, 2001
- Rocca A. Assia Djebar, le corps invisible: voir sans être vue. Paris: L’Harmattan, 2004
- Hiddleston J. Assia Djebar: out of Algeria. Liverpool: Liverpool UP, 2006
- Ringrose P. Assia Djebar: in dialogue with feminisms. Amsterdam; New York: Rodopi, 2006
- Schuchardt B. Schreiben auf der Grenze: postkoloniale Geschichtsbilder bei Assia Djebar. Köln: Böhlau, 2006
Ссылки
- (фр.)
- 2021-07-19
- 1