Дикий, дикий Запад
- 1 year ago
- 0
- 0
Дикий человек — мифическое существо, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы . Изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною. Его образы использовались в гербах , в первую очередь в Германии . Ранние гравёры в Германии и Италии (например, Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер ) весьма любили изображать диких мужчин, диких женщин и дикие семьи.
«Дикий человек» и производные от него являются общим термином для обозначения данного существа в большинстве европейских языков . В Англии он известен как wild man , в Германии — wilder Mann , в Италии — huomo selvatico , в России — дивий (дикий) человек , во Франции — homme sauvage . Существует также определённое число местных форм, включая древнеанглийское слово «вудеваса» ( др.-англ. wudewasa ) и среднеанглийские «водвос» ( ср.-англ. wodewose ) или «вудхаус» ( ср.-англ. woodehouse ) . Эти английские термины предполагают связь с лесами и до сих пор сохраняются в современном английском языке, например, в имени писателя, сэра Пэлема Грэнвила Вудхауза . В древневерхненемецком языке имелись термины schrat , scrato или scrazo , которые появляются в глоссариях латинских слов как переводы для fauni , silvestres и pilosi , идентифицируя создания как волосатые лесные существа .
Некоторые из местных названий предлагают связи с героями из древней мифологии . Так, например, термин salvan или salvang , общий для Ломбардии и италоязычных частей Альп , происходит от латинского Silvanus , названия римского бога садов и сельской местности . Точно так же в фольклоре Тирольской и немецкоязычной Швейцарии в XX веке была дикая женщина, известная как Fange или Fanke ; эти имена происходят от латинского слова « fauna », женский род фавна .
Средневековые немецкие источники дают в качестве имён для дикой женщины lamia и holzmoia (с некоторыми вариациями) ; первое из них отсылает к греческому дикому демону Ламии ( др.-греч. Λάμια , лат. lamia ), второе происходит от Майи ( др.-греч. Μαῖα , лат. Maia ), греко-римской земли и богини изобилия.
Различные языки и традиции включают в себя названия, имеющие сходства со словом « Оркус » ( лат. Orcus ), именем римского и италийского бога смерти . Много лет люди в Тироле называли дикого человека Orke , Lorke или Noerglein , в то время как в некоторых частях Италии он был orco или huorco . Французское слово «людоед» (« ogre ») имеет то же самое происхождение, что и современные литературные орки .
Как и подразумевает название, ключевая особенность дикого человека — его дикость. «Цивилизованные» жители расценивали диких людей как существ из дикой местности и противопоставляли цивилизации . Как отметила специалист Дороти Ямамото, «дикая местность», населяемая этим диким человеком, в действительности не указывает место полностью вне человеческой досягаемости, а скорее территории на краю цивилизации, место, населяемое охотниками, преступниками, религиозными отшельниками , пастухами .
Другие особенности развивались и преобразовывались в различных контекстах. С древних времён источники связали диких мужчин с волосатостью; к XII веку они почти неизменно описывались как имеющие целый волосяной покров, покрывающий всё их тело за исключением рук, ног, лица выше их длинных бород, а также грудей и подбородков женщин .
Дикие (дивьи) люди — персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа . Названия восходят к двум родственным праславянским корням *dik- и *div- , сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный, чужой» .
У восточных славян упоминаются: саратовский дикарь, дикий, дикой, дикенький мужичок — леший ; невысокий человек с большой бородой и хвостом; украинские лісові люди — поросшие волосами старики, дарящие серебро тем, кто подотрёт им нос; костромской дикий чёрт ; вятский диконький нечистый дух, вызывающий паралич; украинский лихий див — болотный дух, насылающий лихорадку; украинскокарпатская діка баба — привлекательная женщина в сапогах-скороходах , обменивает детей и пьёт их кровь, соблазняет парней . Есть сходство между восточнославянскими сообщениями о диких людях и книжными легендами о дивиих людях (необычных народах из средневекового романа « Александрия ») и мифическими представлениями о чудесных народах, например у русских Урала дивные люди невысоки, красивы, имеют приятный голос, обитают в пещерах в горах, могут предсказывать будущее; у белорусов Волковысского уезда дзикие людзи — живущие за морем одноглазые людоеды, также пьют баранью кровь; у белорусов Сокольского уезда заморский дзикий народ порос шерстью, у него длинный хвост и уши как у вола, не говорит, а только пищит .
Дивьи люди (лесные демоны) есть также у западных и южных славян .