Тильман Рименшнейдер
(также
Рименшнайдер
;
нем.
Tilman Riemenschneider
, около 1460,
Хайлигенштадт
—
7 июля
1531
,
Вюрцбург
) — крупнейший немецкий скульптор Средневековья, представитель поздней готики.
Содержание
Биография
Тильман Рименшнейдер родился в Тюрингии между 1459 и 1462 годами. Когда он был ещё ребёнком, его отец был вынужден из-за участия в ранее проходивших междоусобицах вместе со всей семьёй бежать из города Хайлигенштадта, потеряв всё своё имущество. Он осел в
Остероде
, где получил работу на монетном дворе. В начале 1470-х годов Тильман Рименшнейдер освоил искусство скульптора и резчика по дереву. О месте и времени его обучения практически ничего не известно; предполагают, что он учился в
Страсбурге
и
Ульме
, а также, что он принадлежал к кругу
Мартина Шонгауэра
.
В 1483 году он перебрался в
Вюрцбург
, где находилась резиденция епископа. 7 декабря 1483 года Тильман Рименшнейдер был принят как художник в
Гильдию святого Луки
, которая объединяла художников, скульпторов и стекольных дел мастеров. 28 февраля 1485 года он женился на вдове ювелира Анне Шмидт, в первом браке имел трёх сыновей и дочь. Через десять лет первая жена умерла, и Тильман Рименшнейдер женился в 1497 году во второй раз на Анне Раппольт. Этот брак длился девять лет и принёс ему также трёх сыновей и дочь. После смерти второй жены скульптор женился в третий раз, на Маргарете Вюрцбах, а после её смерти — в 1520 году в четвёртый раз. От последней жены известно лишь имя — Маргарете.
На работы Рименшнейдера был большой спрос, и к 1500 году он стал зажиточным гражданином Вюрцбурга. Ему принадлежали в городе несколько домов, большие земельные владения с собственным виноградником; в мастерской на него работали многие ученики и подмастерья. В ноябре 1504 года он был избран в городской совет Вюрцбурга, в котором провёл 20 лет, а с 1520 по 1524 год избирался бургомистром. В 1525 году в одном из эпизодов
Крестьянской войны в Германии
граждане Вюрцбурга осадили резиденцию епископа, находившуюся в замке Мариенберг на противоположном берегу Майна, однако не смогли взять её, и потерпели поражение в решающей битве
4 июня
1525 года
. После этого все руководители города были взяты в плен и подвергнуты пыткам. Рименшнейдер провёл в плену два месяца и был отпущен. По легенде, ему сломали обе руки, после чего он не смог больше работать, однако этой версии нет никаких подтверждений. Большая часть его имущества была конфискована, и он больше не получал крупных заказов. Скульптор жил в Вюрцбурге до своей смерти в 1531 году. Его сын от второго брака
унаследовал мастерскую.
Имя Тильмана Рименшнейдера было долгое время забыто; его творчество переоткрыли лишь в XIX веке. Его деревянные скульптуры отличаются выразительными чертами лица, часто с отстранённым выражением, а также тщательно выделенными деталями одежды. Многие скульптуры никогда не были раскрашены и оставались монохромными — Рименшнейдер был первым крупным скульптором, отказавшимся раскрашивать деревянные скульптуры.
В 1981 году монетным двором
ГДР
была выпущена юбилейная монета достоинством в 5 марок, посвящённая 450-летию со дня смерти Тильмана Рименшнейдера.
Произведения
Самое большое собрание работ Рименшнейдера (81) находится в
на территории
крепости Мариенберг
в
Вюрцбурге
. Ниже приведён неполный список произведений скульптора.
Хассенбахская вечерня
(
нем.
Hassenbacher Vesperbild
),
липа
, около 1490 (
Обертульба
, церковь в Хассельбахе),
Алтарь Магдалины
(
нем.
Magdalenenretabel
), 1490/92, католическая церковь Марии Магдалины в
Мюннерштадте
.
Адам и Ева
(
нем.
Adam und Eva
), песчаник, 1491/94 (
Вюрцбург
,
. Копия 1975 года выставлена на первоначальном месте, портале часовни Богоматери на Рыночной площади.
Алтари апостолов, отцов церкви и Благовещения
(
нем.
Apostelaltar, Kirchenväteraltar und Verkündigungsaltar
),
липа
, около
1500
, церковь святого Леонарда,
Бибра
(около
Майнингена
).
Алтарь двенадцати апостолов
(
нем.
Zwölfbotenaltar
),
1509
, происходит из церкви святого Килиана (
Виндсхайм
), сейчас в музее Курпфальца,
Хайдельберг
.
Julien Chapuis et al:
Tilman Riemenschneider: Master Sculptor of the Late Middle Ages.
(Ausstellungskatalog Washington/New York 1999/2000). New Haven (u.a.), Yale University Press, 1999.
ISBN 0-300-08162-6
(Hardcover) und
ISBN 0-89468-244-X
(Softcover)