Перевёрткин, Семён Никифорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Арсений Никифорович Семёнов ( 10 [23] января 1911 , Максимовка , Витебская губерния — 13 сентября 1992 , Санкт-Петербург ) — советский художник, живописец, педагог, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .
Родился в семье мастера-строителя железнодорожных мостов. Отец умер, когда Арсению было четыре года. Детство будущий художник провёл в белорусском городке Быхове .
С 1927 года жил в Ленинграде. Работал чернорабочим, одновременно занимаясь живописью и рисунком в студии АХРР у известного художника и педагога А. Р. Эберлинга . В 1930 году Семенова приняли на подготовительные курсы при Академии Художеств , в том же году он становится студентом Института пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ) .
Годы учёбы Семёнова совпали с реформированием института и системы художественного образования. В 1932 году завершился период, известный в истории института как «масловщина» . В октябре 1932 года ВЦИК и СНК приняли постановление «О создании Академии художеств» . Институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры , тем самым была подведена черта под 15-летним периодом преобразований крупнейшего художественного учебного заведения страны.
Однако потребовалось ещё несколько лет, чтобы собрать разрозненные педагогические силы и по-новому выстроить художественное образование. Этот процесс начали новый директор Академии художеств скульптор А. Т. Матвеев и его заместитель по учебной работе профессор живописи А. И. Савинов . Они пригласили на преподавательскую работу в институт профессоров Д. Н. Кардовского , А. А. Осмеркина , С. Л. Абугова , Е. Е. Лансере , Н. Э. Радлова , П. А. Шиллинговского , И. И. Бродского .
В 1934 году директором Всероссийской Академии художеств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры был назначен И. И. Бродский , ученик И. Е. Репина . К работе в институте он привлёк крупнейших художников и педагогов К. Ф. Юона , П. С. Наумова , Б. В. Иогансона , А. И. Любимова , Р. Р. Френца , Н. Ф. Петрова , В. А. Синайского , В. И. Шухаева , Д. И. Киплика , Н. Н. Пунина , В. Н. Мешкова , М. Д. Бернштейна , Е. М. Чепцова , И. Я. Билибина , М. Г. Манизера , П. Д. Бучкина , А. П. Остроумову-Лебедеву , А. Е. Карева , Л. Ф. Овсянникова, С. В. Приселкова , И. П. Степашкина , К. И. Рудакова и других .
На живописном факультете была восстановлена система творческих индивидуальных мастерских, в которых студенты продолжали обучение после второго курса. Руководили мастерскими профессора И. И. Бродский , Б. В. Иогансон , В. Н. Яковлев, Д. Н. Кардовский , А. А. Осмеркин , А. И. Савинов , Р. Р. Френц , П. А. Шиллинговский , М. П. Бобышов . Именно в мастерской Д. Н. Кардовского Семёнову посчастливилось заниматься в 1934—1937 годах.
Методология и взгляды Д. Н. Кардовского сводились к тому, что, во-первых, Академия должна давать ученику профессиональные знания в объёме, необходимом для зрелого выполнения законченного художественного произведения — школу, как любил говорить Д. Н. Кардовский , общую для всех студентов независимо от их художественных склонностей и ориентаций. Талант этим не загубишь, а посредственному ученику её хватит, чтобы в жизни быть полезным работником.
Во-вторых, школьная работа должна проводиться вне воздействия так называемых «течений» в искусстве. Задача школы — дать ученику знание и воспитание, пригодное для его развития в любом теоретическом уклоне. Основа школы — в изучении природы, подсобно — в изучении искусства. Основа усвоения — повторность опыта.
В-третьих, рисунок не должен отделяться от живописи. Задачи, в основном, должны решаться комплексно. Рисунок — средство овладения живописью. Тоновый рисунок — средство организовать цвет. Тон держит единство цветности. Поэтому анализ тональности — во всех работах важнейшая задача. Наконец, на взгляд Д. Н. Кардовского , основа всей работы — определение характера натуры .
Занятия в мастерской Д. Н. Кардовского , сама личность выдающегося педагога оказали большое влияние на судьбу молодого художника, а его педагогические приемы и взгляды будут глубоко восприняты Семёновым в собственной преподавательской работе, которой он посвятит почти полвека.
В 1937 году незадолго до окончания института Семенов заболел и вынужден был прервать обучение. После выздоровления он получил справку «об окончании 5 курсов живописного факультета без выполнения дипломной работы» и был направлен преподавателем в Пензенское художественное училище . В 1938 году Семенова приняли в члены Пензенской организации советских художников.
С 1939 по 1944 год Семёнов проходил службу в Красной Армии в бронетанковых войсках в Забайкалье и Монголии. Участник боев за Халхин-Гол . С первого дня Великой Отечественной войны Семёнов участвовал в боях. За годы войны прошёл путь от рядового до командира танкового батальона, пять раз был ранен. Отмечен боевыми наградами, в том числе орденом «Красная Звезда» , орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, медалями. В 1944 году А. Семёнов был демобилизован по ранению.
С 1944 по 1947 годы Семёнов преподавал в Средней художественной школе при Московском художественном институте имени В. И. Сурикова . В 1946 году Семёнова приняли в члены Московской организации советских художников , в этот период он участвовал в выставках художников-фронтовиков.
В сентябре 1947 года Семёнов вернулся в Ленинград и поступил преподавателем на кафедру общей живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной , где проработал свыше сорока лет, воспитав несколько поколений художников . В этом же году его приняли в члены Ленинградской организации советских художников .
С конца 1940-х годов Семёнов участвовал в выставках, одновременно работал над дипломной картиной и в 1951 году после пятнадцатилетнего вынужденного перерыва окончил институт, защитив дипломную картину «Материнство» .
На протяжении всей жизни Семёнов совмещал педагогическую работу и творческую деятельность. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты, многочисленные этюды с натуры, совершал творческие поездки в Старую Ладогу, Торжок, Изборск, Прибалтику, Закарпатье, Крым.
Скончался 13 сентября 1992 года в Санкт-Петербурге на 82-м году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище .
Произведения А. Н. Семёнова находятся в художественных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, США, Финляндии и других странах . Известны живописные и графические портреты А. Н. Семёнова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Н. Л. Бабасюком (1972) .
В начале 1950-х определился круг тем и образов, к которым тяготел художник. Ленинградские мотивы и пейзажи старинных русских городов будут доминировать в его творчестве на протяжении всей жизни, хотя приемы их живописной разработки будут меняться в направлении «от искусной фиксации мимолетности, стремления передать свежесть и непосредственность колористических впечатлений в работах 1950—х и начала 1960-х годов, к поиску более тонких и обобщенных цветовых решений, большей декоративности, основанной на активном использовании локального цвета и конструктивном рисунке» .
В 1950-е годы, которые условно можно отнести к раннему периоду творчества художника, Семёнов часто проводил лето в Крыму . Темами его работ были Ялта и Гурзуф , живописные уголки старого города и отдыхающие на приморской набережной. Художнику нравится южное солнце и звонкая яркость красок. Он с жадностью стремится передать на холсте непосредственные впечатления от южной природы и жизни приморских улочек, наполненных солнцем, контрастами света и теней и спорадическим движением. Одним из известных примеров его живописи «крымского» периода является картина «В Ялте» (1957), иллюстрирующая характерный и узнаваемый почерк Семёнова конца 1950-х и начала 1960-х годов. Многое из приобретённого художником в этот ранний «крымский» период его творчества, в дальнейшем будет сохранено в индивидуальной манере Семёнова как его характерные и узнаваемые черты.
Среди картин и этюдов Семёнова «крымского» периода работы (1958), , , , , , «В Гурзуфе» , (все 1959), и многие другие.
В 1950—1960 годы городской пейзаж занимает видное место в творчестве Семенова. Некоторые из его ленинградских пейзажей, например, (1959), на котором изображена перспектива одной из красивейших улиц — Миллионной (бывшей Халтурина) с портиком Нового Эрмитажа , исследователями часто приводятся в литературе как образец творчества художника в этом жанре на рубеже 1950-х и 1960-х годов.
Среди многочисленных ленинградских этюдов и пейзажей, написанных Семёновым в 1950—1960 годы, работы , «Весенний городской пейзаж» , «Весна на окраине Ленинграда» (все 1956) , (1957), , (обе 1958), , (все 1959) , , «Река Фонтанка» и «Заводской мотив» (все 1960) , , , , , , «Ленинград. Исаакиевская площадь» , «Охтинский мост» , «Университетская набережная» (все 1961) (1962), (1963), , , «Строительство Заневского моста на Неве» и «Ленинград. Вид на Университетскую набережную» (все 1964) , , (обе 1965), (1967), (1968) и другие.
Особое влияние на творчество Арсения Семёнова оказали поездки в древнерусские города и работа там. Впервые открыв для себя Псков и Старую Ладогу в конце 1950-х, Семенов посвятил этой теме много лет. Как художника его влекли ожившая история, древняя архитектура и особый уклад местной жизни, органично сочетавшиеся с окружающей природой. По работам этого цикла можно проследить, как менялась его манера письма в 1960-е годы в направлении усиления декоративности живописи и утонченности колорита.
Примером таких изменений является известная картина «Старая Ладога» (1964), в которой художник убедительно продемонстрировал новое понимание цвета. По замечанию М. Джигарханян, цвет у А. Семёнова в этот период становится доминантой композиции, структурно организующей холст. Освобождая цвет от всяких нюансов и переходов, Семёнов, по его собственному признанию, «приходит к пониманию лапидарности, смысловой значимости локального пятна и пластической выразительности линий, очерчивающих контуры предметных форм» .
В 1960-е Семёнов увлеченно пишет старинные русские города Псков , Изборск , Торжок , Суздаль , Старицу , Кострому , много работает на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге . Среди созданных им произведений картины «Псковский собор» и (обе 1958), «Старая Ладога. Зимний пейзаж» и «Старая Ладога. Сельсовет» (обе 1961) , , (обе 1960), (1962), , , (все 1963), «Старая Ладога» (1965) , (1966) , «Суздаль. Вид на Кремль» и «Суздаль. Памятник Архитектуры» (обе 1968) , «Торжок» (1969), , , «Вид Суздаля» (все 1971) и многие другие.
Постепенно из работ Семёнова уходит излишняя дробность, её сменяет большая цельность и созерцательность. Художник чаще использует локальный цвет, усиливающий образность и декоративность живописи. В отдельных произведениях этого периода угадывается влияние С. И. Осипова , талантливого ленинградского живописца, с которым Арсения Семёнова связывала многолетняя дружба, совместные творческие поездки и педагогическая работа на кафедре живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной .
В 1960—1970-е годы Семёнов неоднократно бывал в Прибалтике и Закарпатье , посетил Францию и Италию. В его работах этого периода заметен интерес к более обобщённым цветовым решениям: «Старый Таллин» (1964), , , , , (все 1966), (1974), (1975) и другие.
В 1970—1980-е годы Семёнов обращается к ранее достаточно редкому для себя жанру натюрморта, создав ряд декоративных, изысканных по живописи произведений. Среди них выделяется (1972) , а также работы «Натюрморт с античной скульптурой» (1971), «Натюрморт с фруктами» , «Натюрморт с цветами» (обе 1975) , «Натюрморт с чайником» (1972), «Натюрморт с кувшином и яблоками» (1971) и другие.
Семёнов не часто обращался к жанру портрета. В основном это были образы близких: жены и дочери. Особняком стоят автопортреты художника, написанные в 1950—1960 годы. Сохранившиеся работы, и в частности 1962 года и 1964 года, открывают новые грани дарования художника, заставляя по-иному взглянуть и на остальное его творчество. В небольшой лаконичной работе художник находит точные выразительные средства, чтобы с предельной откровенностью сказать о себе, о своем поколении и времени.
В 1966 году в Ленинграде состоялась персональная выставка произведений Арсения Семёнова, приуроченная к 55-летию художника и 20-летию его педагогической работы на кафедре живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной . В 1977 году в залах ЛОСХ состоялась совместная выставка произведений трёх художников: Арсения Семёнова, Сергея Осипова и Кирилла Гущина . В 2006 году в Санкт-Петербурге в музее А. А. Ахматовой прошла выставка произведений А. Н. Семёнова, приуроченная к выходу монографии, посвященной жизни и творчеству художника .