Interested Article - Вадовита, Мартин
- 2021-11-25
- 1
Мартин Вадовита называемый лат. Vadovius Campinus Martinus , ( 1567 , Вадовице — 27 января 1641 , Краков ) — польский богослов , священник, религиозный писатель , доктор богословия, вице-канцлер и декан отделения теологии Краковской академии (ныне Ягеллонский университет ).
Биография
Был сыном бедного крестьянина из Вадовиц, поэтому к его имени обычно добавляли прозвище Campinus, то есть сельский . Обладая большими способностями, с 1583 года учился в краковской академии.
Состоял в католическом монашеском ордене пиаристов .
Прошëл все этапы академической и духовной карьеры — от настоятеля костела Св. Флориана в Кракове до вице-канцлера краковского университета.
Получив в 1590 г. степень магистра искусств, а затем все другие научные звания академии, он сделался сперва еë профессором, а потом и вице-канцлером. Степень доктора богословия получил после окончания иезуитского коллегиума в Риме . Но после возвращения на родину выступил в поддержку университета в борьбе против этого ордена.
Когда студенты в 1598 г. напали на Ф. Социна , основателя секты социниан в Польше, сожгли его сочинения и хотели его самого бросить в Вислу , Вадовита спас его от раъяренной толпы.
Жизнь М. Вадовита в течение почти полувека была связана с Академией в Кракове. Деятельность М. Вадовита принесла университету значительное развитие.
Современники ценили его за веселый нрав, обширные знания и интеллект. Одарëнный быстрым умом и памятью, Вадовита славился как искусный преподаватель философии и богословия и был всеми любим и уважаем.
Папа римский Сикст V таким образом выразился о Вадовите:
«Eruditio angelica, vox diabolica et mores rusticales» ( Знания его ангельские, голос — дьявольский, а обращение — мужицкое ).
В 1535 г. король Сигизмунд I за значительный вклад в развитии теологии и как доктору богословия Академии даровал ему шляхетство .
В своем завещании в 1641 году даровал 3000 злотых на содержание польских студенческих бурс , а также родному городу Вадовице — на учреждение там больницы для бедных людей обоих полов и школы.
Умер в Кракове после долгой болезни. Похоронен в костëле Св. Флориана в Кракове.
Творчество
Автор трактатов на латинском языке , касающихся, между прочим, вопросов воплощения , Свято́го Прича́стия , эсхатологии , аскетизма , природы и свойств Церкви . В спорах с протестантами утверждал, в частности, что истинная Церковь распознается по некоторым внешним характеристикам.
Избранные сочинения
- Questio de Incarnatione (1603)
- Quaestio de Christi meritis (1604)
- Quaestio de divina voluntate (1608)
- Poemata (1609)
- De hypostasi aeternae felicitatis (1616)
- Disputatio theologica (1620)
- De evidentia misterii (1622)
- Questio de divinissimo Ss Eucharistiae (1626)
- De authoritate ecclesiae (1634)
- Questio de invenienda […] vera […] Ecclesia (1636)
- Questio de visione Beata… (1638).
Примечания
- (недоступная ссылка)
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- (недоступная ссылка) (польск.)
- 2021-11-25
- 1